Лучший педагог года

Арт-терапия. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми ОВЗ

Юлиана Жданова
Арт-терапия. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми ОВЗ

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).

Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Это характеризуется стремлением к изоляции, заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Публикация «Арт-терапия, Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах

Наш сад в настоящий момент имеет 13 детей со статусом ОВЗ (ТНР)

При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость. Дети с такими заболеваниями с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми.

Еще В. А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка – на кончиках пальцев. Другими словами на кончиках пальцев находятся нервные окончания стимулирующие речевые центры в коре головного мозга.

Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В. М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.

Сейчас очень много появилось разнообразных игр, массажа пальчиков, упражнений, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики.

Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.

Коррекционную работу с детьми ОВЗ я начинаю с развития крупной моторики. Потому как без развитой крупной - не имеет смысла развивать мелкую моторику. Для развития крупной моторики я использую методы и средства коррекционной работы, из пособия А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте».

А для развития моторики рук наиболее доступным, действенным и продуктивным методом считаю арт-терапию.

Арт-терапия в психологии – это лечение и коррекция эмоционального самочувствия и психологического здоровья личности с помощью искусства.

Из всего спектра видов арт-терапии для меня ближе всего – изо-терапия.

Изо-терапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей с трудностями в обучении, социальной адаптации.

В процессе деятельности задействованы руки детей, это способствует сенсорному развитию: рука «познает», а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления – все это способствует развитию речи детей.

Поэтому использование изо-терапии с такими детьми является одним из самых продуктивных методов. Она позволяет:

• создавать доверительную атмосферу;

• оказывать друг другу взаимную поддержку;

• развивать социальные навыки;

• повышать самооценку;

• развивать коммуникативные навыки;

• устранять психологическое напряжение.

В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. При специальном обучении дети хорошо усваивает определенную цепь последовательных действий, характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений.

Действия детей, в изо деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.

Во время творческой деятельности дети любят сопровождать свои действия речевыми высказываниями. Ведут диалог друг с другом, оживляют свои работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.

В своей работе я использую следующие нетрадиционные техники рисования, а именно:

1. Рисование пальцами.

Изображения создаются без помощи специальных инструментов. Для этого обмакивают пальчик руки в свой цвет и рисуют на бумаге, проводя различные линии или точки, мазки с помощью пальцев, фаланг, ладоней.

2. Отпечатывание.

Нетрадиционная техника изображения с помощью отпечатков. В отличие от техники печатания, она не даёт возможность создавать штампы. Детям показываю разные способы отпечатывания. Для этого на любую поверхность наносят цветовое пятно, затем накладывают чистый лист бумаги. Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребёнок придаёт ему определённый образ.

Интересными являются изображения, созданные с помощью окрашенной нити. Для этого толстую нить намазывают краской, кладут между листами, прижимают и вытягивают нитку за кончик. К отпечатку дорисовывают элементы, создавая образы.

3. Рисование по свече.

Начинаем работу с выполнения рисунка свечкой. Рисуем невидимый рисунок. После чего наносим краску.

4. Рисование мятой бумагой.

Первый способ: лист бумаги смять, расправить, нарисовать задуманный рисунок любыми красками. На сгибах бумага сильнее впитывает краску, за счет чего получается интересный эффект мозаики.

Второй способ: смять кусочек бумаги, обмакнуть его в краску и рисовать методом «примакивания».

Третий способ: смять кусок бумаги и методом «примакивания» накладываем ее по всей поверхности не высохшей краски.

5. Печатание.

Техника изображения с помощью печатей. Например – печатание листьями. Настоящий лист дерева намазывают краской и отпечатывают на бумаге.

6. Дорисовывание.

Педагог раздает детям листы с незамкнутой кривой линией. Детям необходимо дорисовать ее до какого-либо предмета.

Изобразительная деятельность позволяет решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работ, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца.

Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям. На занятиях по изобразительной деятельности решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.

Вовлечение детей с ограниченными возможностями в художественную деятельность с большой эффективностью позволяет решать проблемы укрепления физического и психического здоровья, преодоления комплекса неполноценности и улучшения психоэмоционального состояния ребенка.

Прикреплённые файлы:

zhdanova_mhtsh.pptx | 11316,24 Кб
 
Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ Выполнила Братцева Мария Сергеевна МКДОУ ДСОВ №15 В истории дошкольной педагогики проблема развития творчества всегда была одной из актуальных.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми среднего возраста «Неряха»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми среднего возраста «Неряха» Цель: создание образа неряхи посредством нетрадиционных техник рисования. Задачи: образовательные: - учить рисовать, используя торец пластиковой.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего возраста «Четвероногий друг»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего возраста «Четвероногий друг» На тематической неделе "Миром правит доброта" с детьми старшего возраста мы нарисовали нетрадиционным способом лучшего друга человека..

Проект «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Тип проекта: обучающий, творческий Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2017г. – май 2018г.) Участники проекта: Дети раннего.

Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисованияИспользование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования Журавлева Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 76» города.

Консультация для воспитателей на тему «Использование разных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3–4 лет» Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является.

Методическая разработка проекта «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 2–3 лет» .

Проект «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста» Актуальность: Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный.

Самообразование «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад» Самообразование «Использование разнообразных.

Использование в ДОУ нетрадиционных техник рисования Муниципальное Казённое Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» г Облучье Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми ОВЗ
Опубликовано: 27 мая 2019 в 13:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД