Арт-терапия, как средство профилактики застенчивости у детей дошкольного возраста

Юлия Сигалева
Арт-терапия, как средство профилактики застенчивости у детей дошкольного возраста

Арт-терапия как средство профилактики застенчивости у детей дошкольного возраста

Автор: Сигалева Юлия Павловна

Заместитель заведующей по ВМР МБДОУ "УНДС ОВ № 36 "Березка"

Изотерапия является одним из видов арт-терапии, представляет собой терапию изобразительным искусством, применяется с целью психологической коррекции невротических, психосоматических нарушений, трудностей в обучении и социальной адаптации детей и подростков, при внутрисемейных конфликтах.

Согласно К. Рудестаму, в арт-терапевтическом контексте занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер, специальная подготовка и художественные таланты пациентов не играют роли, самое главное значение имеют творческий акт и особенности внутреннего мира творца.

Можно выделить несколько вариантов групповой арт-терапии, различающихся между собой по степени группового взаимодействия и «структурированности». Работа неструктурированных групп отличается свободным от правил и тем самостоятельным творческим процессом каждого участника в едином пространстве. Структурированные группы характеризуются наличием инструкций или «правил», которые могут различаться по степени своей «жесткости». Степень открытости группы предполагает наличие или отсутствие постоянного состава, возможность включения новых участников в групповой процесс.

1) Студийная открытая группа. Работа в студийных открытых группах напоминает художественную студию. Положительные результаты достигаются здесь преимущественно благодаря седативному, активизирующему и обновляющему действию творческого процесса. Занятия проводятся от одного до нескольких раз в неделю, от полутора до двух с половиной часов. Во многих случаях (в условиях стационара) соблюдается график свободного посещения студии как возможность уединения и погружения в свой внутренний мир посредством изобразительной деятельности. Обратная связь осуществляется посредством экспозиции работ с их кратким обсуждением.

2) Аналитическая закрытая группа ориентирована в основном на работу с неосознаваемыми психическими процессами ее участников.

Аналитическая группа включает как изобразительную деятельность клиентов, так и вербальную коммуникацию, которая может варьировать от спонтанных высказываний, комментирующих изобразительный процесс, до групповой дискуссии.

Состав аналитической группы на протяжении всего времени постоянен. Ход сессии не имеет жесткой регламентации, арт-терапевт занимает позицию наблюдателя и лишь иногда комментирует, регулирует происходящее. Занятия проводятся еженедельно или один раз в две недели, от двух до трёх часов.

3)Тематически ориентированная группа в наибольшей степени структурирована (тема занятии задаётся исходя из потребностей участников) и имеет полуоткрытый вид (на определённом этапе участники могут покидать и присоединяться к группе). Работа такой группы отличается непродолжительностью, направленностью на решение конкретных задач.

Поскольку художественные материалы оказывают непосредственное влияние на художественную работу участников, важным фактором в проведении арт-терапевтических групп является организация пространства и создание условий для творческого процесса. Арт-терапевтическая работа предполагает использование большого количества различных изобразительных материалов:

• краски, карандаши, восковые мелки, пастель – для рисования.

• журналы, газеты, цветная бумага, открытки, текстиль и др. для создания коллажей и объёмных композиций.

• природные материалы для мозаики.

• для лепки (глина, пластилин, специальное тесто).

• бумага для рисования разных форматов и цветов.

• картон; кисти, губки, нитки, ножницы, клей, скотч и др.

Выбор художественных материалов – важный момент подготовки арт-терапевта к проведению группового занятия, который зависит от особенностей участников, целей занятия, динамики группового процесса. Так карандаши, мелки, фломастеры позволяют в большей степени контролировать процесс рисования, пастель, краски, глина способствуют более свободному выражению. Техника коллажа способствует преодолению робости, связанной с отсутствием художественных навыков и способностей.

Процесс изотерапии включает ряд этапов:

Свободная активность перед творческим процессом. Включает свободное экспериментирование участников группы с художественным материалом, сопровождается сенсорными, эмоциональными, сознательными переживаниями, благодаря которым участник группы может прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя.

Процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление.

Данный этап может включать как индивидуальную работу каждого участника группы над собственным продуктом, так и совместную деятельность группы в целом или её подгрупп.

Примером работы в парах может служить рисование парой участников обстановки, в которой им бы хотелось находиться вместе, не договариваясь друг с другом; изображение одним участников проблемы, другим её разрешение. Работа всей группы может заключаться в одновременном спонтанном рисовании на заданную ведущим тему.

Как правило, тема занятия определяется арт-терапевтом, однако может выявляться и в процессе коллективного обсуждения.

В арт-терапии сложились различные подходы к отбору и классификации тем, М. Либманн разделяет их следующим образом:

• Темы, связанные с изучением широкого круга проблем и переживаний участников группы;

• Темы, связанные с изучением системы отношений, образа «Я»;

• Темы, предназначенные для работы пары участников группы

• Темы, предназначенные для работы с семьями;

• Темы для совместной изобразительной деятельности участников группы.

Кроме того, темы для творчества могут иметь диагностическое значение и проявляться в проективном рисунке:

1) Тему прошлого, настоящего и будущего отражают вопросы: какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание;

2) Тема, отражающая общие ценности и явления, может быть представлена как изображение: любви, ненависти, зависимости, одиночества, силы и слабости, ответственности, страха, болезни, здоровья;

3) Тему отношений в группе отражают вопросы: я глазами группы, мое положение в группе, наша группа, помощь, которую я жду от членов группы.

Дистанцирование, процесс рассматривания, достижение интуитивного познания.

Данный этап способствует отстранению участника группа от своего произведения, более глубокому, объективному его наблюдению.

Обсуждение. Осознание чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

Во время групповой дискуссии арт-терапевт:

• конкретизирует темы для дискуссии или направляет участников группы в их выборе;

• регламентирует процесс обсуждения, определяя порядок обмена мнениями;

• включает при необходимости собственные интерпретации и комментарии в связи с изобразительной продукцией участников группы, их поведения и высказываний;

• комментирует внутригрупповые коммуникативные процессы и отношения или направляет участников группы в этом процессе;

• выступает для членов группы источником разнообразной информации;

• конструирует для участников процесса ролевую модель, основанную на наиболее продуктивных формах вербального самовыражения.

При интерпретации рисунка арт-терапевт концентрируется на содержании рисунка, способах его выражения, форме, композиции, размерах, повторяющихся специфических особенностях. В обсуждении группового рисунка рассматривается участие каждого члена группы, особенности их взаимодействия.

В ходе обсуждения пройденного творческого процесса, арт-терапевт выражает все свои гипотезы, интерпретации в форме вопросов, уточнений, направленных к чувствам и мыслям автора произведения и способствующих возникновению у него инсайтного переживания в связи с самостоятельным нахождением решения проблемы. Тогда как чрезмерные интерпретации и аналитические заключения самого терапевта они могут блокировать творческую активность участников, вызывать сопротивление к дальнейшей психотерапевтической работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. вузов/ Г. С. Абрамова. - 9-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 672 с.

2. Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2014. - 336 с.

3. Библер, В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. / В. С. Библер - М., 2016. - 413 с.

4. Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 томах. Т. 31. ШОП - ЯДО - М.: АСТ: Астрель; 2015. - 504 с.

5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко; - 4-е изд. - М.: Инфрв-М, 2016. - 578с.

6. Бреслав, Г. А. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г. А. Бреслав - СПб.: Питер, 2015. - 336с.

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста Психологическая технология «Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста».

Консультация «Нетрадиционные средства профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация «Нетрадиционные средства профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста» Самым лучшим средством профилактики плоскостопия у детей является ходьба по земле, гальке, песку и траве. Но что делать в холодное время.

Арт-терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе приобретает всё большую актуальность. Объясняется это с одной стороны тем,.

Арт-терапия, пескография для детей дошкольного возраста Арт терапия, пескография для детей дошкольного возраста Цель: развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования песком.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
Автор публикации:
Арт-терапия, как средство профилактики застенчивости у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 октября 2019 в 03:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
22 ноября. День психолога

Свой профессиональный праздник 22 ноября отмечают все российские психологи. Дата празднования была установлена в 2000 году в честь Учредительного съезда Российского психологического сообщества,...

21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

Конспект прогулки «Наблюдение за осенним тополем» в подготовительной группе
Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на территории детского сада. Задачи: Способствовать закреплению знаний о дереве тополь. Учить выделять...
Фото отчет «Всемирный день ребенка» в подготовительной группе
Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. Генеральная...
Музыкальное занятие в подготовительной группе «Весна. Красота родной природы» в...
Программное содержание: воспитывать художественно-эстетический вкус, познавательный интерес к природе, чувство прекрасного. Формировать у детей обобщенные...