Получи документы

Арт-терапия — лечение искусством

Наталья
Арт-терапия — лечение искусством

Арт-терапия — лечение искусством

«Истоки высших человеческих эмоций

Лежат в переживаниях раннего детства»

А. В. Запорожец

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.

Работа воспитателя привлекала меня ещё со школьных лет. В начале моей педагогической деятельности, передо мной, как, наверное, и перед любым молодым специалистом, встал вопрос о выборе приоритетного направления в воспитательно-образовательном процессе.

Публикация «Арт-терапия — лечение искусством» размещена в разделах

Формирование элементарных математических представлений, развитие коммуникативных способностей, эстетическое и нравственное воспитание, несомненно, важные разделы воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Но мне хотелось чего-то нового и необычного, того, что мало практикуется или редко используется в деятельности дошкольного учреждения, а ещё хотелось, что бы эта деятельность приносила пользу.

Становление индивидуальности ребёнка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Но в условиях дошкольной жизни дети часто испытывают внутреннюю напряжённость, ощущают себя усталыми и раздражительными. Этому способствует напряжённая поза во время занятий, ограниченное пространство, требования дисциплины, возрастные нагрузки, особенно в старшем дошкольном возрасте. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. Детям необходима психологическая разгрузка, возможность расслабиться.

Передо мной встал конкретный вопрос, - в каком же из направлений можно начать свою работу? Первым, и самым главным направлением, на мой взгляд, безусловно, является защита, сохранение и укрепление здоровья ребёнка. Очень важно понять, что имеется в виду не только его физическое, но и психическое, и интеллектуальное, и социальное здоровье

Поэтому в своей деятельности мне хотелось использовать не только занятия физкультурой и закаливающие процедуры, а связать это с творчеством, познанием ребёнка самого себя и вместе с этим окружающего мира. Я решила остановить свой выбор на методиках арт-терапии.

Об исцеляющих возможностях искусства известно с древних времён. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали различные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, музыки, движений, театра, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. В двадцатом столетии знаменитый педагог-психолог Лев Семёнович Выгодский выделил специальный термин связанный с лечением искусством – «Арт-терапия». Арт-теропия – это методы и приёмы которые развивают и усиливают внимания к чувствам, предоставляют возможности для самовыражения и самопознания.

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, оригами, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигательную терапию и т. д.

Всё выше сказанное позволило сделать предположение, что если воспитанники будут иметь возможность расслабится, будут осведомлены об элементарных способах и методах снятия психоэмоционального напряжения, это принесёт пользу всем. Свою педагогическую деятельность, в данном детском саду, я начала в конце учебного года на средней группе. Имея небольшой опыт экспериментальной работы, я решила провести эксперимент, с детьми старшего дошкольного возраста, согласно выдвинутой гипотезе. Актуальность моей работы заключается в изучении возможностей использования арт-теропии как помощника в здоровьесбережении.

Цель работы: Изучить эффективность использования приёмов арт-терапии с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.

При работе над данной темой были сформулированы задачи:

-оказание помощи детям в исследовании себя и решении собственных проблем путём воспитания способности к гармоническому восприятию внутреннего и внешнего мира;

- создание специальных условий оздоровления средствами арт-терапии;

- применение на практике арттерапевтических техник и упражнений;

- оценить эффективность применения арттерапевтических упражнений;

- презентовать результаты исследовавания.

Ожидаемые результаты:

• позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;

• развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;

• снижение эмоциональной тревожности;

• повышение самооценки;

• развитие коммуникативных навыков;

• развитие самосознания;

• закрепление положительных поведенческих реакций.

На основе поставленных цели и задач определила следующие этапы работы:

I этап – подготовительный (поиск, изучение и обработка информации).

Задача: провести теоретический анализ научной литературы по проблеме, сравнить различные точки зрения и факты, составить перспективный план работы.

Проанализировав изученную литературу: Киселевой М. В. «Арт-терапия в работе с детьми», Копытина А. И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Капской А. Ю., Мирончик Т. Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», Погосова Н. М. «Цветовой игротренинг», Саковича Н. А. «Технология игры в песок», а так же свободные статьи на сайтах детских садов, по данной теме. Пришла к выводу, что детей важно знакомить со своеобразным эмоциональным букварём. Нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.

Необходимо побуждение каждого ребёнка к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, проблем отдельных участников.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В детском саду она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диаигностическая и развивающая. И введение её в воспитательный процесс необходимо совместно со всеми педагогами. Поэтому перспективное планирование осуществляли совместно с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, логопедом, инструктором по ФК, где арт-терапевтические приёмы сочетаются с образовательным процессом.

II этап – Практический.

Задача: применить на практике арт-терапевтические методики и упражнения.

В течении двух лет применялись методики арт-терапии :

Изотерапия – психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Здесь главные условия - техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности и должны быть нетрадиционными. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Мы рисовали пальцами и ладонями, сыпучими продуктами, резаными нитками, засушенными листьями, песком. Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание, ребёнок получает необычный опыт. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевает механизм защиты.

Сказкотерапия – психологическое консультирование с использованием сказок. С детьми старшего дошкольного возраста данную методику можно интегрировать с игротерапией и театротерапией. С помощью настольного и пальчикового театров дети придумывали сказки, инсценировали, представляя себя одним из персонажей. Разнопланово используемый потенциал сказок позволяет раскрыть воображение ребёнка, метафорически выражать те или иные жизненные ситуации.

Музыкотерапия – помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии. Мы использовали как активную музыку – дети самостоятельно играли на музыкальных инструментах, выражая своё состояние. Так и пассивную – специально подобранную музыку для занятий рисованием, ручным трудом, ознакомлением с окружающим миром. Особенно детям нравились упражнения музыкально-танцевальные, когда в танце можно изобразить своё настроение, выплеснуть свои эмоции.

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета, формирование гармоничного состояния ребёнка. Данная методика интегрировалась на занятиях по математике, развитию речи, рисовании и других учебных занятиях. Перед занятием математикой, при работе с разноцветным счётным материалом, детям предлагала приложить руку к цветной фишке и почувствовать цвет. При рисовании красного яблока, предлагала почувствовать вкус красного яблока. Использовала множество техник, которым можно посвятить целое выступление.

Песочная терапия – игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, а также позволяет стимулировать ребёнка, развивать его сенсомоторные навыки. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. К сожалению, у нас не было приспособлений для занятий песком в группе. Но на прогулках дети с удовольствием играли в песочнице, строили города и замки, использовали подручные материалы, игрушечных животных. Дети непосредственно выражали себя в спонтанной, инициированной ими игре.

III этап – Заключительный.

Задача: сделать анализ результатов, их обобщение, подготовить презентации о наиболее важных, интересных моментах работы. Спланировать дальнейшую работу по внедрению арт-терапевтических методик в своей дальнейшей педагогической деятельности.

Внедрение методик арт-терапии проходило в течении двух лет. Уже в начале учебного года в подготовительной группе, были заметны результаты. Дети были более раскрепощённые, свободно высказывали свои мнения, аргументируя их, более выразительными стали их творческие работы. Вместе мы сделали работы на выставку в цирковую школу: «Девочка на шаре» - аппликация из резанных ниток, «Клоун с шарами» - техника квилинг.

Для педагогов было дано открытое занятие «В мире сказок», где дети в весёлой конкурсной программе определяли положительных и отрицательных героев, угадывали по картинкам сказки, составляли свои сказочные сюжеты. Представляла результаты работы на совещаниях и педагогических советах.

В настоящее время я работаю на группе раннего возраста. В своей работе использую методику «Художники в памперсах». Для развития сенсомоторных навыков использую сенсорные столики с сыпучими материалами, пристегушки и др.

Завершить своё выступление хочется словами Карла Роджерса: «То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс

Публикации по теме:

«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок»«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок» «Песочная терапия. Терапия манкой» с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок». «Пальчиковый поход» Цель: развитие мелкой.

Консультация для родителей «Мама-терапия» — лечение маминой любовью Консультация для родителей «МАМА-ТЕРАПИЯ» - ЛЕЧЕНИЕ МАМИНОЙ ЛЮБОВЬЮ Сосуд для любви Ребенок - сосуд для маминой любви. Если малыш наполнен.

Консультация для воспитателей «Арт-терапия, или Терапия искусством»Консультация для воспитателей «Арт-терапия, или Терапия искусством» Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние.

Консультация «Су-джок терапия для детей» Консультация для родителей «Использование Су-джок терапии с детьми дошкольного возраста» Подготовила Счастливцева Ирина Владимировна. В.

Мастер-класс «Песочная терапия» Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии. Задачи: Дать определение песочной терапии. Познакомить педагогов с играми,.

Музыкальная терапия В работе мы активно используем самые различные методы коррекционной работы. Один из них - музыкальная терапия. По сравнению с обычным.

Песочная терапия «Песочная терапия» как технология профилактики и коррекции проблем психоэмоционального развития детей. Практика показывает, что эта современная.

Проект «Песочная терапия» ПРОЕКТ «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ» Подготовили воспитатели Кызыма В. А Бацеко Н. Н Краткая аннотация проекта В настоящее время значительно возрос.

Танцевально-двигательная терапия «Танец – это живой язык, которым говорит человек… Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек,.

НОД «Знакомство с искусством. Портрет» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Арт-терапия — лечение искусством
Опубликовано: 10 ноября 2016 в 17:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД