Зиля Кутлиярова
Артикуляционная гимнастика для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционный аппарат–часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
К нему относятся: ротоваяполость (щеки,губы,зубы,язык,челюсти,небо,глотка,гортань.
Работает артикуляционный аппарат только в том случае, если каждый орган, каждая мышца функционирует правильно, без каких-либо изъянов и дисфункций.
Публикация «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» размещена в разделах
Работа по развитию основныхдвижений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционнойгимнастики.
Артикуляционная гимнастика-упражнения для тренировки органов артикуляции (губ,языка,нижнейчелюсти, необходимые для правильного звукопроизношения). Комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ,языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Цели-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
От этого зависит правильность и чистота произношения каждого звука. Гимнастика позволяет “поставить” язык правильно во время говорения звука — соприкасаться с языком в том или ином положении, сгибаться в разных положениях. Формирование речевыхнавыков ребенка осуществляется вплоть до 6 лет. В это время он научается произносить звуки и их сочетания. Родителям необходимо контролировать этот процесс, чтобы в будущем у ребенка не наблюдалось проблем с задержкой речевого развития и он не испытывал трудности в общении. Артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Во время зарядки усиливаетсякровообращение, развиваетсягибкость разных органов, участвующих в речи.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
1. Детисами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Детисо сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционнаягимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятияартикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
1. Взрослыйрассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Показываетего выполнение.
3. Упражнениеделает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.
Артикуляционные упражнения преподносятся в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов, незаменимый котенок-говоруша, разработок других педагогов (Надежда Грищук). Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным.
Таким образом, ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.