Ольга
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
Классическое определение артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
Главными целями артикуляционной гимнастики являются :
· выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата;
· объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
Вот основные правила выполнения артикуляционной гимнастики :
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела.
Также следует иметь в виду, что для постановки какой-либо группы звуков необходимо выполнять определённый комплекс упражнений. Например, для постановки шипящих и сонорных звуков необходимо научить ребёнка удерживать язык за верхними зубами, выработать плавную воздушную струю.
Чтобы выполнение артикуляционной гимнастики для ребёнка было интересными и вызывало положительные эмоции, а не являлось скучной обязанностью, важно включать элемент игры. Ведь игра – основной вид деятельности дошкольников. Использование игровых моментов позволит выполнять нужные артикуляционные движения непринуждённо и естественно.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом).
«Язычок музыкант»
Этот комплекс следует выполнять при постановке звуков [л], [р].
Недавно Язычок побывал на концерте. Музыканты играли на разных инструментах, и нашему Язычку тоже захотелось поиграть.
1. Язычок играет на барабане – кончиком языка стучим по нё бу за верхними зубами: ды-ды-ды.
2. Язычок играет на гармошке – улыбаемся, приоткрыв рот, «присасываем» язык к нёбу и, не изменяя его положения, то закрываем, то открываем рот, растягиваея подъязычную уздечку, - меха, удерживаем язык в каждом положении под счёт от 3 до 9.
3. Язычок бренчит на балалаечке – приоткрываем рот, кладём язык на верхнюю губу и производим движения его широким передним краем по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её, сначала производить медленные движения, потом, ускоряя темп и добавляя голос, пока не послышится: бл-бл.
4. Дудочка Язычка играет – его дудочка молчит (губы вытянуть вперёд дудочкой, рот не открывать; по сигналу «Дудочка молчит!» губы принимают нормальное положение (чередовать 5-6 раз)
Вспомни на каких музыкальных инструментах научился играть наш Язычок?
«Язычок собирает грибы»
Этот комплекс следует выполнять при постановке звуков [ш], [р].
Осенью язычок отправился в лес, прихватив с собой большую корзинку.
1. «Корзинка»-рот открыт, широкий язык в форме чашечки поднимается к верхней губе, губы неподвижны – удерживаем их под счёт до 5.
2. В лесу Язычок увидел ручеёк (холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты в улыбке). Подставив ладошку, можно почувствовать, какая холодная вода в нашем ручейке.
3. Свежий ветерок радовал Язычка (дуть на широкий язык, не раздувая щёк).
4. На поляне Язычок нашёл красивый грибок (широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпу гриба, а подъязычная уздечка – его ножку).
5. Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот боровик, а вот мухомор…»
Повторяем предыдущее упражнение 6-10 раз.
6. Язычок отправился домой после того, как набрал полную корзинку грибов – повторяем упражнение «Корзинка».
7. «Ням-ням!» - так приговаривали друзья нашего Язычка, кушая вечером лапшу с грибами (совершать гладящие движения широким языком по верхней губе вперёд-назад).
А ты когда-нибудь собирал в лесу грибы? Как ты думаешь, все ли грибы можно класть в корзину?
Другие сказки о Язычке Вы сможете найти в журнале «Логопед» №5, 2011г.
Артикуляционную гимнастику можно проводить также при чтении детской художественной литературы.
«Карлсон, который живёт на крыше»
Выполняется при постановке звука [р].
Высоко на крыше живёт Карлсон.
Ребёнок тянется кончиком языка к носу.
Он весёлый, толстый.
Улыбаются, надувают щёки.
Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.
Упражнения «Качели», «Часики».
Потом он умывается.
Облизывают губы по часовой стрелке и против неё.
Наводит чистоту в своём доме на крыше.
Имитируют чистку верхних и нижних зубов.
Завтракает плюшками, пьёт чай с вареньем.
Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».
После завтрака Карлсон заводит моторчик.
«Стучат» молоточком: д-д-д.
Проверяет, крепкий ли мотор.
Выполняют упражнения «Грибок».
Отталкиваются от края крыши и перелетает с крыши на крышу.
Произносят: др-р-р-р.