Артикуляционная гимнастика.

Жанна Стальмакова
Артикуляционная гимнастика.

Консультация для воспитателей.

Тема. Артикуляционная гимнастика.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2—3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Показывает его выполнение.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту—логопеду.

Статические упражнения для языка.

ЧАСИКИ

Тик—так, тик—так.

Ходит маятник вот так!

Цель: вырабатывать умение чередовать движение языка к уголкам рта: вправо — влево.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем — влево.

Чередовать движения под счет.

КАЧЕЛИ

Вверх — вниз,

Вверх — вниз,

Ты качаться не ленись.

Выше вверх

И ниже вниз.

Язычок не торопись!

Цель: выработать умение чередовать движения языка вверх — вниз.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. Чередовать движения языка от верхней губы на нижнюю.

КАЧЕЛИ И ЧАСИКИ

Вправо - влево,

Вверх -вниз,

Язычок, не торопись!

Цель: выработать умение находить нужную позу языка, Правильно координировать свои движения.

Выполнение: губы вытянуть в улыбку, рот приоткрыть. Поочередно поднимать язык к верхней, к нижней губе и к уголкам рта, под счет.

ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

Чистить зубки часто надо.

Мама наша будет рада!

Цель: вырабатывать умение координировать движения языка. Сделать эти движения свободными.

Выполнение: рот закрыт. Передней частью языка поочередно облизывать то верхние, то нижние зубы.

БОЧКА

Язычок наш, словно бочка,

Покатился в наши щечки.

Цель: укрепить мышцы кончика язычка.

Выполнение: рот приоткрыть, поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щеку.

ЛОПАТКА

Язычок широкий, гладкий —

Получается лопатка!

Цель: выработать умение делать язык широким.

Выполнение: приоткрыть рот, высунуть язык (широкий, распластанный) на нижнюю губу. Удержать позу.

ИГОЛКА

Язычок наш, как иголка.

Не ленись— уколет колко!

Цель: укрепить мышцы языка. Учиться делать язык узким и удерживать позу.

Выполнение: рот открыт. Язык высунуть далеко вперед. Напрячь его, сделать узким. Удержать позу.

ЗМЕЙКА

Язычок, как змейки жало.

Сделал? — Начинай сначала!

Цель: вырабатывать умение делать язык узким и управлять движениями языка.

Выполнение: рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь его, сделать узким.

Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе.

КРУЖОК

Язычок, крутись дружок!

Нарисуй скорее кружок!

Цель: укреплять мьшцы кончика языка и умение владеть им.

Выполнение: рот приоткрыть. Кончик языка поставить в угол рта. Медленным круговым движением (по часовой стрелке и наоборот) проводить кончиком языка по поверхности верхней и нижней губы.

ТРУБОЧКА

Трубочка, Гуди сильней!

Созовем мы всех друзей.

Цель: разработать мышцы спинки и передней части языка.

Выполнение: высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

ГОРОЧКА

Круче, горка, поднимись

Мы помчимся с горки вниз!

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.

Выполнение: улыбнуться, показать рот, кончик языка упереть в нижние резцы и не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удерживать позу.

КАТУШКА

Вот катушка покатилась

Кошка сразу спохватилась:

Ты катушка, не катись,

Ты на место становись! ”

Цепь: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, выгибать спинку языка и активизировать язык.

Выполнение: улыбнуться показать зубы рот приоткрыть кончик языка, упереть в нижние зубы, выгнуть спинку языка. Верхними зубами поглаживать спинку языка.

ПАРУС

Выше парус поднимай,

В путь кораблик отправляй!

Цепь: выработать умение подъема языка к верхнему небу и удерживание позы.

Выполнение: рот открыт, язык поднять к твердому небу. Удерживать позу.

ЧАШЕЧКА

Любим пить мы крепкий чай.

Ну-ка, чашку подставляй!

Цель: выработать подъем языка кверху и удержание позы.

Выполнение: улыбнуться, широкий язык загнуть кверху в виде чашечки. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

МАЛЯРЫ

Раз – два, раз - два,

И покрашена стена.

Три – четыре, три - четыре:

Потолок мы побелили!

Цель: учить поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.

ЛОШАДКА

"Ты лошадка, хвост не прячь! На тебе помчимся вскачь

Цель: растягивать подъязычную связку и укреплять переднюю часть языка.

Выполнение: присосать язык к небу щелкнуть языком. Щелкнуть медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.

ГРИБОК

"Ты расти, расти грибок.

Упирайся в потолок!

Цепь: растянуть укрепить подъязычную связку.

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к твердому небу. Удержать позу.

БАРАБАНЩИК

Язычок наш крепким станет-

Барабанить не устанет.

Цель: укреплять мышцы кончика языка вырабатывать подъем его вверх, и умение владеть им.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончиком языка постучать в верхние зубы: «д-д-д-д…», убыстряя темп, изменяя ритм.

МОТОР

Язычок у нас мотор.

Заводи его, шофер!

Цель: выработать умение вибрации языка, удерживание его при этом у твердого неба.

Выполнение: рот приоткрыть, губы вытянуть в улыбку, кончик языка поднять к твердому небу. Сильная воздушная струя дает вибрацию языка.

Публикации по теме:

Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие.

Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика Зачем нужна гимнастика? Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом.

Презентация «Артикуляционная гимнастика» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (Сообщение для воспитателей ДОУ к презентации учителя-логопеда МАДОУ ЦРР-д/с №5 ЩМР МО) Гимнастика для рук,.

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Упражнение 1. «Лягушка» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт.

Буклет «Артикуляционная гимнастика» 1. «Заборчик» Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И».

Артикуляционная гимнастика Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать.

Картотека «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» Цель: развитие артикуляционной моторики. Смыкать и размыкать губы. Артикуляционная.

Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Произношение.

Памятка «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. Целью артикуляционной гимнастики является.

Презентация «Занимательная артикуляционная гимнастика» По большому счету, человек разговаривает «головой» - именно в коре головного мозга рождается замысел высказывания, подбираются нужные слова,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика.
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 14:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 июня. День часов на МААМ

Часам и времени посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей определять время по часам и привить им полезную привычку...

25 июня. День мореплавателя

День мореплавателя, или День моряка – это международный праздник ООН, учреждённый в 2010 году по инициативе Всемирной морской организации. Он подчёркивает значимость этой профессии и посвящается именно...


Горячие темочки