Наталья Ермакова
Артикуляционная гимнастика для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика для детей
Когда маленький ребенок, пытаясь что-то сказать родителям, забавно коверкает звуки, это вызывает улыбку умиления у всех. Но, время идет, малыш подрастает и все так же продолжает не выговаривать слова. И теперь уже родителям не до улыбок. Возникает проблема, которую необходимо решать.
Публикация «Артикуляционная гимнастика для детей» размещена в разделах
Формирование правильного произношения обычно заканчивается к пяти годам, но, к сожалению, иногда этот процесс затягивается. Это только кажется, что произносить звуки очень просто. На самом деле этот процесс сложен. Он затрагивает многие органы: губы, язык, мягкое небо и нижнюю челюсть. Причем все они обязательно должны работать сообща. Подвижность этих органов у ребенка развивается долго и постепенно.
Очень многие родители не могут на слух определить проблему с артикуляцией, а некоторые считают, что она решится сама по себе со временем. Это неверно. Неправильное произношение – это не насморк и само не пройдет.
Ребенку сможет помочь только артикуляционная гимнастика. Она будет полезна не только в том случае, когда есть проблемы, но даже и тогда когда малыш правильно выговаривает все звуки. В особо сложных случаях не обойтись без помощи логопеда.
Следует отметить, что артикуляционная гимнастика это не физические нагрузки, а упражнения, которые имеют своей целью сделать речевой аппарат подвижным. Упражнения просты и не требуют каких-то специальных навыков.
Артикуляционная гимнастика для детей 3 4 лет может содержать следующие занятия:
1. Часы. Пусть малыш при широко открытом рте дотрагивается кончиком языка то одного, то другого уголка губ. При этом следует смотреть за тем, чтобы нижняя челюсть была совершенно неподвижной.
2. Парус. Упираясь языком в десну за нижними зубками, ребенок должен сделать из него горку. В таком положении необходимо находиться не менее 5 секунд.
3. Лопата. Малыш должен постараться положить язычок на нижнюю губу. При этом язык должен быть расслаблен, нижняя губа неподвижна, а рот открыт.
4. Ветерок. На ладошку ребенка кладется кусочек ваты, который необходимо сдуть. Выдох может быть коротким или длинным, слабым или сильным.
5. Варенье. Предложите сыну или дочери представить, что его губы измазаны сладким и вкусным вареньем. Пусть он сначала слижет его с верхней губы, а потом с нижней. Упражнение можно повторить несколько раз.
6. Качели. Язычок следует поднимать вверх, а потом опускать вниз. И так несколько раз.
7. Занятие с ребенком 4-5 лет
Артикуляционная гимнастика для детей 4 5 лет может содержать те же упражнения, что и для младшего возраста. Их легко можно придумывать самостоятельно или пользоваться готовыми наработками. Только в этом случае упор делается на четкость и правильность их выполнения. Если занятия для ребенка не новы, то он привыкает к ним и с удовольствием предлагает заниматься снова и снова.
Упражнения необходимо делать каждый день по 5-10 минут. Регулярность – важное условие успешного результата. Игровая форма занятий позволяет ребенку не уставать и получать настоящее удовольствие. При этом следует следить за качеством выполненных упражнений. И если у ребенка какое-то движение получается плохо, следует отработать его и уже потом добавлять новые.
Гимнастикой нужно заниматься сидя, спина должна быть прямой, а руки и ноги расслабленными. Занятия проводятся только перед зеркалом, чтобы ребенок хорошо видел не только свое лицо, но и мамино.