МААМ-картинки

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков «Веселое сновидение»

Нина Агуреева
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков «Веселое сновидение»

Данная артикуляционная гимнастика проводится под музыкальное сопровождение и может быть использована как во время индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, так и включаться в занятия логопедической ритмикой.

Сначала дети произносят под музыку четверостишие и одновременно воспроизводят движения в соответствии с текстом, а затем выполняют артикуляционное упражнение. Во время каждого упражнения на монитор компьютера выводятся текст и картинки, символизирующие данное задание.

Публикация «Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков „Веселое сновидение“» размещена в разделах

Цель артикуляционной гимнастики - отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Одновременно решаются задачи по развитию у детей умения согласовывать движения и речь с музыкальным темпом и ритмом, развитию темпоритмического чувства и моторной сферы дошкольников.

«Веселое сновидение»

Как-то ночью все игрушки,

Куклы, зайцы, мишки, хрюшки,

Не хотели засыпать,

А решили поиграть.

1. Мишка в кубики играл

И заборчик собирал.

Ровный он забор построил

И строительство освоил. Упражнение «Заборчик»

2. Гномик с Мишкой дом построил,

Для игрушек пир устроил.

В домик он гостей позвал,

Всем им дверку открывал. Упражнение «Дверка»

3. А Матрешки-мастерицы,

Рукодельные сестрицы,

Печку жарко истопили,

Быстро тесто замесили. Упражнение «Месим тесто»

4. Неваляшка из муки

Стала печь пироги.

Ей Матрешки помогли,

Для гостей блины пекли. Упражнение «Блинчик»

5. А блиночки горячи,

С пылу-жару, из печи.

Чтобы остудить блинок,

Наш подует язычок. Упражнение «Остуди блинчик»

6. Пироги так хороши,

Гости ели от души.

Даже губы облизали

И спасибо всем сказали. Упражнение «Оближем губы»

7. Куклы блинчики поели,

Выпить чая захотели.

Вкусный чай из чашек пили

И ни капли не пролили. Упражнение «Чашечка»

8. Гости стали веселиться,

Танцевать, играть, резвиться.

Гномик всех их развлекал,

На гармошке им играл. Упражнение «Гармошка»

9. Вдруг лошадка прискакала

И копытцем застучала.

Цок-цок-цок, тук-тук-тук,

Разбудила всех вокруг. Упражнение «Лошадка»

Маша тоже вмиг проснулась

И лукаво улыбнулась.

Рядом с ней игрушки все,

Это было все во сне.

Описание артикуляционных упражнений

1. «Заборчик»

Цель: развитие подвижности губ.

Описание: губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны, удерживать улыбку 3 – 5 секунд.

2. «Дверка» («Рупор»)

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в положении артикуляции шипящих звуков.

Описание: зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Удерживать такое положение 3 – 5 секунд.

«Заборчик – Дверка»

Цель: развивать умение переключать положение губ из одного положения в другое.

Описание: выполнять чередование данных упражнений несколько раз.

Внимание: следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

3. «Месим тесто» («Наказать непослушный язычок»)

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте 3 - 5 секунд.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

4. «Блинчик»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении 3 – 5 секунд.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

5. «Остуди блинчик»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, подуть на кончик языка.

Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

6. «Оближи губы» («Вкусное варенье»)

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

7. «Чашечка»

Цель: вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя», приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

8. «Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания. 1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении 3-5 секунд. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

9. «Лошадка»

Цель: укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх.

Описание: улыбнуться, медленно цокать, присасывая язык всей поверхностью к небу (как лошадка цокает копытами).

Внимание: упражнение выполняется медленно. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх. Рот открывать широко.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика для детей 2–4 лет Артикуляционная гимнастика для детей 2-3-4 лет. Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой — серьёзная работа, какими бы легкими.

Артикуляционная гимнастика для малышей Артикуляционная гимнастика для малышей Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы,.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков Название артикуляционного упражнения Техника выполнения артикуляционного упражнения «РУПОР».

Артикуляционная гимнастика «Комплекс для звука [Л]» Уважаемые родители! Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению.

Автоматизация шипящих звуков. Скороговорки Методическое пособие к занятию с логопедом. СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ. Разработчик : Елистратова О. В. Цель: автоматизация.

Игра «Считай и называй» для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуковИгра «Считай и называй» для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков Хочу поделиться с вами своей разработкой, которая поможет вам в нашем нелегком труде. Игра "Считай и называй" предназначена для автоматизации.

Использование игровых приёмов для автоматизации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. В современной логопедии.

«Артикуляционная гимнастика». Консультация для родителей Консультация поможет родителям правильно выполнять упражнения с детьми, так как добиться положительного результата правильного звукопроизношения.

«Артикуляционная гимнастика». Консультация для родителей Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие.

Презентация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью, является одним.

Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков «Веселое сновидение»
Опубликовано: 28 января 2019 в 14:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД