Папки-передвижки

Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста

Людмила Радец Сидоренко
Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста

Артикуляционная и дыхательная гимнастика, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Публикация «Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно.

Дефекты звукопроизношения, возникнув и зацепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

Многие дети в этом возрасте имеют речевые недостатки, неправильно произносят некоторые звуки. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет наступает патология.

Если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют на качество жизни и дальнейшее обучение ребенка в школе, поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

В последнее время воспитатели стали широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастику. Итак, что же они собой представляют?

Артикуляционная и дыхательная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (глотательных, жевательных, химических, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе (язык, губы, мягкое нёбо) и органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы)

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

Упражнения артикуляционной гимнастики подразделяют на :

- статические (неподвижные, направленные на удержание определённого положения губ, языка (чашка, трубочка и т. д.)

- динамические (подвижные) - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости (лошадка, часики, качели)

Так, в младших группах берутся упражнения на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие, в старших – для сонорных звуков.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? Зеркало, игровой момент, наглядный материал.

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

3. Упражнение выполняет ребенок, а взрослый контролирует выполнение – следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

4. Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае, артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2. В комплексе должны присутствовать2-3статических(«Лопаточка»,

«Чашечка») и 2-3 динамических упражнения («Вкусное варенье», «Часики»)

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики нужно соблюдать определенную последовательность: идти от простых упражнений к более сложным.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же упражнения, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными:

- в младших группах основная работа направлена на произношение гласных звуков;

- в средней группе мы формируем и закрепляем правильное произношение всех звуков, в том числе свистящих и сонорных (сонорные звуки - это произношение согласных букв, для которого при произношении не требуется движения воздуха через горло (л, м, н, р, й).

- в старшей группе – работа направлена на овладение правильным произношением звуков.

- в подготовительной группе - совершенствование правильного и четкого произнесения всех звуков.

Немаловажное значение для правильного и четкого звукопроизношения играет дыхание.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, профилактике возникновения болезней дыхательных путей, а также восстановлению носового дыхания при его нарушении.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют :

- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,

- профилактике возникновения болезней дыхательных путей,

- восстановлению носового дыхания при его нарушении.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:

- Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.

- Занятия можно выполнять ежедневно (во избежание головокружений упражнения повторяются не более 3-4 раз).

- Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)

- Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.

- Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.

- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе.

- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

- Все упражнения выполнять в игровой форме.

Дыхательные упражнения делятся :

- на упражнения, вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, снежок, предметы на воде,

- игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики,

- игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри,

- упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос,

- упражнения с проговариванием звуков (Ба - бо - бу – бы. Бя-бю-би-бе.

Бу - бо - бы – ба)

С каждым годом становится всё больше детей с нарушением речи, в связи с этим я поставила перед собой цель помочь детям говорить четко, чисто и правильно.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачу: организовать работу по проведению артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений в группе.

Для этого я собрала картотеки артикуляционных, дыхательных упражнений и чистоговорок для развития речи детей от 3 до 5лет. Я их использую на занятиях, в режимные моменты и индивидуально.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр:

«Кораблик»

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».

«Снегопад»

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.

«Пузырьки»

Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«Улыбка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам

«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку

Звук Б

1. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

2. Любят бананы все обезьяны.

3. Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.

4. Ба-ба-ба,ба-ба-ба - Мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу,бу-бу-бу - Ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе,бе-бе-бе потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба не нужна уже труба!

5. Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,

И плясали бабочки под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

Все упражнения имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к упражнениям, способствуют развитию творческого воображения, фантазии.

Использование игровых сюжетов позволяет сделать занятия, игру интерактивными, интересными, увлекательными, эмоционально комфортными. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционных и дыхательных упражнений активнее, быстрее.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Игра для детей дошкольного возраста «Морская артикуляционная гимнастика»Игра для детей дошкольного возраста «Морская артикуляционная гимнастика» Как разнообразить артикуляционную гимнастику учителю-логопеду? Нужно исходить из того, что ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2022 в 23:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД