Папки-передвижки

Конспект занятия «Комплекс артикуляционных упражнений для произнесения свистящих звуков [С, С’], [З. З’], [Ц]»

Марина Меньшикова
Конспект занятия «Комплекс артикуляционных упражнений для произнесения свистящих звуков [С, С’], [З. З’], [Ц]»

Первый комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков с-с', з-з', ц

Продолжительность артикуляционной гимнастики — 5-10 минут ежедневно (в несколько подходов). В комплекс должны входить 4-5 упражнений (2-3 статических упр-я (без движения, 2-3 динамических упр-я (с движением). Например: 1. «Лопаточка», «Заборчик», «Иголочка»; 2. «Почистим зубы», «Катушка». Каждое упражнение повторять 4-5 раз.

Публикация «Конспект занятия „Комплекс артикуляционных упражнений для произнесения свистящих звуков [С, С’], [З, З’], [Ц]“» размещена в разделах

Исходное положение каждого упражнения — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт (следим за осанкой).

1. Лопатка (Блинчик, Лепешка).

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Указания: Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен накрывать только нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

2. Иголочка.

Цель: Вырабатывать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. На счет «два» вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить за тем, чтобы язык вне рта был острым и слегка напряженным, недопустимо сильное напряжение.

3. Наказать непослушный язычок.

Цель: Вырабатывать умение расслабить мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10.

Указания: Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

4. Заборчик.

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти.

Описание: На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. На счет «два» вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить, чтобы, на счет «один», зубы были сомкнуты и обнажены, губы неподвижны.

5. Кто дальше загонит мяч?

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф сдуть ватку на противоположный край стола.

Указания: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы дети произносили звук «ф», а не «х», т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

6. Почистим зубы.

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.

Указания: Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

7. Катушка.

Цель: Вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживать кончик языка у нижних зубов.

Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

Указания: Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

8. Рупор.

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.

Описание: Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке «о». Верхние и нижние резцы видны.

Указания: Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упр-я ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

9. Трубочка.

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.

Описание: Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке «у».

Указания: Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упр-я ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

10. Заборчик — Рупор — Трубочка.

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Описание: Зубы сомкнуты, губами имитируется произнесение звуков «и», «о», «у».

Указания: смотреть выше.

11.Качели.

Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5, потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от 1 – 5. Так, поочерёдно менять положение языка 5 – 6 раз. Когда будет хорошо получаться, можно убыстрить упр-е (на «один» - вверх, на «два» вниз, на счет от 1 до 10).

Указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. Язык должен упираться в альвеолы (бугорки за зубами). Следить,чтобы язык не сужался.

12. Горка (Кошка сердится).

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Средняя часть языка (спинка) округлена, немного продвинута вперед. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

Указания: Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Второй комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения шипящих звуков ш, ж, ч, щ.

1. Наказать непослушный язычок.

Цель: Вырабатывать умение расслабить мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10.

Указания: Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. Индюк.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл – бл.

Указания: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

3. Приклей конфетку.

Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Указания: Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). Выполнять упражнение в медленном темпе.

4. Грибок.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.

Указания: Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

5. Кто дальше загонит мяч?

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф сдуть ватку на противоположный край стола.

Указания: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы дети произносили звук «ф», а не «х», т. е. чтобы воздушная петля была узкая, а не рассеянная.

6. Вкусное варенье.

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

7. Гармошка.

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении надо открывать рот шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Указания: Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были не подвижны. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 – 10. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

8. Фокус.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Указания: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

9. Лопатка (Блинчик, Лепешка).

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Указания: Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен накрывать только нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

10. Иголочка.

Цель: Вырабатывать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. На счет «два» вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить за тем, чтобы язык вне рта был острым и слегка напряженным, недопустимо сильное напряжение.

11. Чашечка.

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями.

Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить, чтобы при выполнении упр-я язык сохранял форму ковшика и не прижимался зубами или верхней губой.

Третий комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука л-л'.

1. Наказать непослушный язычок.

Цель: Вырабатывать умение расслабить мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10.

Указания: Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. Вкусное варенье.

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3.Пароход гудит.

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук -Ы-.

Указания: Следить, чтоб кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка языка была поднята к нёбу.

4.Индюк.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл – бл.

Указания: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

5.Качели.

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединение звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5, потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от 1 – 5. Так, поочерёдно менять положение языка 4 – 6 раз. Когда будет хорошо получаться, можно убыстрить упр-е (на «один» - вверх, на «два» вниз, на счет от 1 до 10).

Указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

6. Пощёлкать кончиком языка.

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка.

Указания: Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

7. Беззвучно пощёлкивать кончиком языка.

Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребёнку определить место языка при произнесении звука л.

Описание: Ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем, только беззвучно.

Указания: Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняется только язык. Кончик языка не должен загибаться внутрь. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

8. Приклей конфетку.

Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Указания: Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). Выполнять упражнение в медленном темпе.

9. Лопатка (Блинчик, Лепешка).

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Указания: Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен накрывать только нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

10. Иголочка.

Цель: Вырабатывать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. На счет «два» вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить за тем, чтобы язык вне рта был острым и слегка напряженным, недопустимо сильное напряжение.

11. Чашечка.

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями.

Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить, чтобы при выполнении упр-я язык сохранял форму ковшика и не прижимался зубами или верхней губой.

12. Парус.

Цель: Вырабатывать умение удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить, чтобы при выполнении упр-я язык упирался в альвеолы за верхними зубами.

Четвёртый комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука р-р'.

1. Почистим зубы.

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.

Указания: Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

2. Маляр.

Цель: Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

Указания: Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывается изо рта.

3. Кто дальше загонит мяч?

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф сдуть ватку на противоположный край стола.

Указания: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы дети произносили звук «ф», а не «х», т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

4. Пощёлкать кончиком языка.

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка.

Указания: Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

5. Вкусное варенье.

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем я зыка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

6. Индюк.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл – бл.

Указания: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

7. Барабанщик.

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстряя темп.

Указания: Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

8. Грибок.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присосав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.

Указания: Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

9. Качели.

Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5, потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от 1 – 5. Так, поочерёдно менять положение языка 5 – 6 раз. Когда будет хорошо получаться, можно убыстрить упр-е (на «один» - вверх, на «два» вниз, на счет от 1 до 10).

Указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. Язык должен упираться в альвеолы (бугорки за зубами). Следить,чтобы язык не сужался.

10. Лошадка.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение ритмично щелкать языком, растягивать подъязычную связку.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу. Под счет от 1 до 10 ритмично и сильно щелкать языком. Затем закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить за тем, чтобы рот был широко открыт. Щелчки языка должны быть сильными, ритмичными.

11. Гармошка.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присосав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, не отрывая язык от неба. При этом рот открыт, язык не опускается. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 6. Затем закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. Язык при выполнении упр-я не отрывать от неба. Голова не наклоняется, держится прямо, опускается вниз только нижняя челюсть.

12. Парус.

Цель: Вырабатывать умение удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Публикации по теме:

Этапы постановки свистящих звуков Постановка обычно начинается с глухого твердого с. При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков «Заборчик» «Заборчик» - растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя.

Артикуляционные гимнастики для свистящих звуков Покусаем язык. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покрывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать.

Занятие по дифференциации свистящих и шипящих звуков «Звуки [С] и [Ш]» Занятие № 1. Тема: Звуки [С] и [Ш]. Цель: Закрепить знания детей о звуках, продолжать знакомить с цветовым обозначением согласных звуков,.

Картотека заданий для автоматизации и дифференциации свистящих звуков «Звуки [С], [С’]» Звук С № 1 Звук С 1. Слоги: са-са, са-са-са (медленно и длительно). 2. Слова: сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай,.

Комплекс игр и упражнений для детей с ДЦП Психологическая коррекция эмоциональных нарушений «Свободное рисование» Цель: освобождение телесных ощущений и эмоций от интеллектуальной.

Комплекс упражнений для детей «Самомассаж ног» Чтобы далеко шагали, Никогда не уставали, Сядем все и отдохнём, Массаж ножек мы начнём. На каждую ножку Масла понемножку. / мамы капают.

Комплекс упражнений для глаз Предлагаем специальный комплекс упражнений для глаз, который при регулярном выполнении может стать хорошей тренировкой и профилактикой для.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации свистящих звуков «Сказка про Козу» ТЕМА: Сказка «Про Козу». ЦЕЛЬ:1. Автоматизировать свистящие звуки с использованием здоровьесберегающих технологий (кинезотерапия). 2. Закрепить.

Специальные комплексы артикуляционных упражнений для разных групп звуков Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Комплекс артикуляционных упражнений для произнесения свистящих звуков [С, С’], [З. З’], [Ц]»
Опубликовано: 19 июня 2018 в 16:04
+54Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД