Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов

Елена Козлова
Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов

Основные аспекты работы психолога

по предупреждению эмоционального выгорания.

В наше время проблема профессионального здоровья педагогических кадров привлекает к себе все большее внимание ученых и практиков. Наличие проблемы эмоционального выгорания педагогов предполагает постановку вопроса о своевременном выявлении и профилактике.

Возникает необходимость выстраивания целой системы работы в рамках образовательного учреждения.

Для объяснения феномена эмоционального выгораниясуществует три основных подхода: индивидуальный, межличностный и организационный.

Индивидуальный подход рассматривает феномен выгорания с точки зрения индивидуальных личностных особенностей. То есть, основными причинами выгорания педагогов являются социально-демографические характеристики (возраст, пол, уровень образования, стаж работы и т. д.) и личностные особенности (самооценка, «Я-концепция», выносливость, локус контроля).

Межличностный подход рассматривает в качестве причин выгорания длительное, эмоциональное и интенсивное общение в социальной среде. Это эмоциональные ученики и их родители, требовательная администрация, коллеги и другие субъекты образовательного процесса.

Организационный подход основан на том, что организационная среда – наиболее важный фактор для понимания выгорания, которое определяется как негативный, связанный с работой психологический феномен. В данную категорию необходимо отнести условия работы педагога, содержание труда, степень самостоятельности и независимости сотрудника, поддержка от начальства и администрации, стимулирование работников и т. д.

Выстраивая работу психолога по профилактике выгорания педагогов в образовательном учреждении необходимо учитывать данные всех трех ранее рассмотренных подходов.

Направления работы психолога в области профилактики эмоционального выгоранияостаются классическими: диагностика, просвещение, коррекция, консультирование, профилактика.

Работас проблемой выстраивается в следующем порядке: информирование педагогов, осознание и принятие проблемы, накопление ресурсов.

Первым этапом, на мой взгляд, должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует. На данном этапе задачи психолога:

- информировать педагогов о существующей проблеме выгорания в сфере профессий «человек-человек», ознакомить с понятиями стресс, фрустрация, синдром эмоционального выгорания (в виде выступлений на педагогических советах, оформления тематических стендов, обсуждений в группе);

- диагностирование симптомов эмоционального выгорания педагогов;

- представление результатов диагностики в общем виде для обсуждения и в индивидуальном порядке (выступление на совещаниях, индивидуальные консультации);

Второй этап работы – это помощь в осознании, принятии проблемы выгорания и оказание психологической поддержки. Задачи работы психолога:

- разъяснение индивидуальных результатов диагностики (консультирование);

- обучение педагогов отслеживать признаки стресса и его последствий у себя и других (деловые игры, семинары-практикумы);

- обучение педагогов контролю собственного поведения в ситуации стресса;

- обучение методам саморегуляции, самопомощи;

- проведение групповых занятий, направленных на принятие проблемы (тематические педагогические советы, практические занятия с элементами тренинга).

Третий этап – накопление ресурсов для изменения. Самый долговременный этап. Задачи психолога:

- создание совместно с администрацией ОУ благоприятных условий труда и отдыха педагогов;

- формирование команды (тренинговая работа, проведение совместных мероприятий);

- формирование корпоративной культуры;

- создание уголков психологической разгрузки.

Основное внимание необходимо уделять именно третьему этапу работы. Осознание ресурсов и их накопление позволит предотвратить эмоциональное выгорание. Рассмотрим виды ресурсов. Ресурсы условно можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние ресурсы – это личностные и поведенческие особенности человека, эти ресурсы в рамках ранее рассмотренного индивидуального подхода.

- прежде всего, личностные ресурсы,к которым относятся:

Активная мотивация преодоления стресса

Интернальный локус контроля

Уверенность в себе

Позитивное и рациональное мышление

Эмоционально-волевые качества

Эмоциональный интеллект

Знания

Жизненный опыт, опыт преодоления подобных ситуаций

Способности

Способность обратиться за помощью и принять помощь

Умение формировать сеть поддержки

Навыки психической саморегуляции

Информационная активность

Надежда

Вера

Мужество

Психологическая компетентность

Психологические защиты

- Поведенческие ресурсы

Коппинг-стратегии

Поиск социальной поддержки

Ассертивное поведение

- Физические

Состояние здоровья, забота о сохранении и укреплении здоровья

- Стиль жизни

Наличие/отсутствие вредных привычек

Наличие времени для отдыха

Питание

Сон

Внешние ресурсы:

- Социальная поддержка

Институты социальной поддержки

Государство

Организация/компания

Семья, друзья

(Виды социальной поддержки: материальная, эмоциональная, информационная).

- Материальные ресурсы

Достаточный уровень материального дохода

Условия для проживания и отдыха для восстановления сил

Безопасность жизни

Оптимальные условия труда

Стабильность оплаты труда

- Природа

- Занятия, увлечения

Публикации по теме:

План работы психологической гостинной по профилактике эмоционального выгорания педагогов Тема Время проведения Задачи Форма проведения 1. «Сказка о бабочке сновидений» Октябрь Самодиагностика эмоциональной сферы, мотивация к.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Задачи: - знакомство с понятием «профессиональное выгорание» - анализ собственных переживаний Ход тренинга: 1. Игра «Поменяйтесь местами».

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг рассчитан для педагогов ДОУ. Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга:.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цели: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов;.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов.

Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цель: формирование позитивного мышления у участников образования. Задачи: • Создать условия для изучения данного вопроса; • Познакомить.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов
Опубликовано: 5 октября 2019 в 01:20
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки