МААМ-картинки

Автоматизация твёрдого сонора [Л] в слове, словосочетании, чистоговорке и стихотворении. Занятие с использованием ИКТ

Татьяна Семенкова
Автоматизация твёрдого сонора [Л] в слове, словосочетании, чистоговорке и стихотворении. Занятие с использованием ИКТ

Тема: «Автоматизация звука [Л] в слове, словосочетании,

чистоговорке и стихотворении

». [/b]

Индивидуальное коррекционно-развивающее (логопедическое) занятие

с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Татьяна Васильевна Семенкова,

учитель-логопед высшей категории

Емельяновского детского сада № 3

п. Емельяново Красноярского края

Цель: постановка твёрдого сонорного звука [Л] на лексическом материале «Признаки весны».

Задачи:

1. закрепить основные признаки весеннего сезона,

Публикация «Автоматизация твёрдого сонора [Л] в слове, словосочетании, чистоговорке и стихотворении, Занятие с использованием ИКТ» размещена в разделах

2. поддерживать познавательный интерес через компьютерную игру,

3. активизировать подвижность языка через артикуляционную гимнастику,

4. развивать фонематическое восприятие (определять наличие контрольного звука в слове и место звука в слове,

5. совершенствовать навыки согласования: прилагательное+существительное, числительное+существительное,

6. развивать общую и мелкую моторику,

7. формировать размеренный ритм и мелодику речи,

8. активизировать межполушарное взаимодействие посредством кинезиологического упражнения,

9. формировать навыки звукового и слогового анализа,

10. закрепить навыки чтения.

Оборудование:

конструктор «самолёт» из 10 деталей (по количеству заданий на занятии,

зеркало + страницы из пособия «РА-ДУ-ГА» (комплекс упражнений для [Л]) + логопедический зонд «петелька»,

фонетическая ритмика (карточка «А ЛЛЛЛ» и др.) + штурвал,

карточка «самолёт» (символ звука [Л],

дидактическая (настольно-печатная) игра «Рыбалка»,

учебное пособие «Детский иллюстрированный толковый словарик» с закладками,

слоговица («слоговая дорожка» наклеена по краю рабочего стола из 7 жёлтых квадратиков, 5х5,

голубой фломастер,

грецкие орехи или маленькие мячики (по 2 шт. ,

ноутбук + лицензионный диск «Игры для Тигры» (логопедическая коррекционная программа,

ландыши (7 пластмассовых цветов,

«Логопедический букварь» Н. С. Жуковой.

Ход занятия.

I.Орг. момент. Настоящая весна. Введение в тему занятия.

? Какое сейчас время года? (Наступила весна.)

Верно. Внимательно послушай стихотворение В. Алфёрова «Настоящая весна».

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали солнечные дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

В дверь к нам уже сту-чит-ся

Настоящая весна!

Назови пять признаков настоящей весны. Что бывает только весной? (Ответы ребёнка.)

? Какой первый звук в весенних словах: лужа, ландыш, ласточка? (В этих словах первый звук [Л].)

-O- Какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.) Согласный твёрдый или мягкий? (Звук [Л] – согласный твёрдый.)

-O-? Звук [Л] напоминает тебе гул мотора какого транспортного средства? (Это звук самолёта.)

! Итак, тема сегодняшнего занятия: «Закрепление согласного твёрдого звука [Л]». А поможет нам в этом сама Весна.

За каждое правильно выполненное задание ты получаешь деталь для самолёта, который ты сможешь собрать в конце занятия. Начинаем.

II. Основная часть. Автоматизация звука [Л].

Чтобы звук [Л] был правильным, чтобы самолёт не потерпел катастрофу, нужно подготовить наш речевой мотор.

1. Артикуляционная гимнастика.

Используем знакомые страницы из пособия «РА-ДУ-ГА». Вот наше волшебное зеркало превратилось в весеннюю лужицу. Смотримся в «лужицу» и стараемся выполнить упражнения для языка правильно:

«Зубная щёточка за верхними зубами», «Барабан», «Маляр», «Трубочка» (выпустить весенний ветерок на салфетку, «Чашечка», «Качели», «Парус».

(логопед выдаёт первую деталь)

*** Физкультминутка «Самолёт»:

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло – на взлёт,

Левое крыло – на взлёт.

Раз-два, три-четыре –

Полетел наш самолёт.

2. Фонетическая ритмика (карточка «А ЛЛЛЛ» и др.) – язык между зубами на звук [Л] (повторить по 3 раза); (или: + логопедический зонд «петелька»).

Твой язык готов к красивому звуку [Л]!

В руках штурвал самолёта.

Набираем высоту (удерживаем язык-«парус»):

А ЛЛЛЛ (повторить по 3 раза каждый слог,

Ы ЛЛЛЛ, Э ЛЛЛЛ,

О ЛЛЛЛ, У ЛЛЛЛ,

Е ЛЛЛЛ, И ЛЛЛЛ.

(логопед выдаёт вторую деталь)

*** Разминка для внимательных ушей.

Задание: подними карточку-символ «самолёт», когда услышишь в слове звук [Л]. Примерные слова: ВЕСНА, ЛОПАТА, МОЛОКО, ВЕТЕР, ЖУРНАЛ, ЛОГОПЕД.

3. Игра «Рыбалка».

Замечательный клёв весной! Посмотрим, какие картинки-рыбки тебе попались на крючок?

Задание: определить место звука [Л] в слове (6 картинок).

(логопед выдаёт третью деталь)

4. Слоговой анализ многосложных слов.

Открываем наш любимый «Детский словарик».

Задание: определить количество слогов в трудных словах (с помощью слоговой дорожки).

Ве-ло-си-пед (полный ответ: «В слове «ве-ло-си-пед» 4 слога»,

дя-тел, лас-точ-ка, мо-то-цикл, эс-ка-ла-тор.

(логопед выдаёт четвёртую деталь)

5. Цветная эстафета «Что бывает голубым?» (словесный игротренинг с голубым фломастером, не менее 10 словосочетаний)

Правило игры: называть словосочетания со словом «голубой», чётко проговаривать конец каждого слова; внимательно слушать второго участника игры (логопеда, чтобы не повторяться. Передавать фломастер точно в руки.

(В словосочетаниях «прилагательное+существительное среднего рода» необходимо чётко, орфографически утрированно произнести, например: «Небо голубое, вот какое!»)

?Какое словосочетание тебе понравилось больше других?

(логопед выдаёт пятую деталь)

6. Чистоговорка «Про голы».

В ладошках-«блюдцах» по одному грецкому ореху (или маленькому мячику). На каждый слог ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

Следим за языком-«парусом».

Для чистоговорки задаём ритм:

Раз-два-три, раз-два-три.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ;

Забивали мы гоЛЫ.

ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛУ-ЛУ-ЛУ;

Возле окон на поЛУ.

ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА;

Не заметили стекЛА.

ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛУ-ЛУ-ЛУ;

Мы не били по стекЛУ.

ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА;

Только нет в окне стекЛА.

Нет в окне стекла… Но благодаря этой спортивной, футбольной чистоговорке появился в речи красивый звук [Л].

(логопед выдаёт шестую деталь)

*** Кинезиологическое упражнение «Лягушки»:

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают по лужам,

Только брызги вверх летят!

(В первых трёх строках на каждое слово меняем левую - правую руки: сжать в кулак – расправить;

на последней строке – выбрасываем пальцы одновременно из обоих кулачков.)

7. Компьютерная игра «Игры для Тигры» (лицензированная логопедическая коррекционная программа):

1) Просодика: дыхание – «Кораблики»,

– «Одуванчики»,

2) Фонематика: слова – «Четвёртый лишний»,

– «Животные»,

анализ – «Поезд»,

синтез – «Слова из 3-х слов».

(логопед выдаёт седьмую деталь)

8. Счёт от 1 до 7: один ландыш, два ландыша… семь ландышей.

(логопед выдаёт восьмую деталь)

9. Логоритмическое упражнение «Запилила пила…».

На дворе – весенний месяц апрель. Пора готовить скворечники – домики для птиц.

Вот и мы с тобой берём сейчас в руки волшебную пилу (педагог с ребёнком встают лицом друг к другу, берутся сначала правыми руками, как при приветствии, имитируя распиловку дров):

ЗапилиЛа пиЛа,

ЗажужжаЛа, как пчеЛа.

ОтпилиЛа кусок,

НаскочиЛа на сучок.

ЛопнуЛа и встаЛа.

Начинай сначаЛа! (повторить с левой рукой)

(логопед выдаёт девятую деталь)

10. Чтение в «Логопедическом букваре» - стр. 25 на букву «Л» (стр. 26 «Л»-«Р»).

Закрепление навыков послогового и слитного чтения.

(логопед выдаёт десятую деталь)

III. Итоги занятия.

Итак, с каким звуком мы сегодня работали?

(полный ответ: «Мы работали со звуком [Л].»)

Как считаешь, ты подружился с этим звуком?

(«Да, я сегодня подружился со звуком [Л].»)

Что тебе понравилось больше всего? (Возможный ответ: «Мне понравились компьютерные игры.»)

Ты сегодня – молодец! Выполнил все 10 лётных заданий. Теперь можешь собрать самолёт из всех заработанных деталей.

Логопед читает стихи «Я смелый пилот», под декламацию которых мальчик собирает модель самолёта:

Сижу за штурвалом. Я смелый пилот.

По курсу летит над землёй самолёт.

Стараюсь прорваться сквозь мглу, облака.

Я внешне спокоен. Дрожит чуть рука.

Слегка лишь волнуюсь, но скрыть я хочу:

С землёю на связи смеюсь и шучу.

Стремлюсь доказать: я успешный пилот,

Ведь это мой первый и главный полёт…

(Но вот, как всегда: мне опять помешали.

На речку купаться ребята позвали.

Друзья расшумелись, галдят за окном.

Ну что ж, доиграю в пилота потом.)

(Ребёнок «улетает» с моделью в группу к друзьям.)

Публикации по теме:

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»Дидактическая игра «Найди место звука в слове» Задачи: -Развивать фонематический слух. -Учить определять место звучания звука в слове (в начале, в середине, в конце). -Активизировать.

Дидактическая игра «Найди звук в слове» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Найди звук в слове» для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры-одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Характерные особенности дидактических игр заключаются.

Дидактические упражнения по развитию речи «В слове есть звуки» Дидактические упражнения по развитию речи: "В слове есть звуки". Цель рекомендуемых игр - показать детям, что слова звучат потому, что они.

Дидактические упражнения по развитию речи «Звуки в слове можно выделить» Дидактические упражнения по развитию речи: "Звуки в слове можно выделить". Цель предлагаемых игровых упражнении - научить детей слышать.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Комиссия! Как много в этом слове…Комиссия! Как много в этом слове… Пожалуй самое горячее время для воспитателей дошкольных учреждений-это приемка к новому учебному году. Колоссальный груз ответственности.

Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием компьютерных игровых технологий «Автоматизация звука[р]» Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием компьютерных игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста.

Развивающее пособие «Определи место звука в слове»Развивающее пособие «Определи место звука в слове» Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста при обучении грамоте. Для того, чтобы обучение проходило успешно,.

Занятие НОД с использованием ИКТ «Зимняя сказка» Цель: актуализировать знания детей о зимних явлениях в природе. Задачи Воспитательные: 1. Воспитывать экологическую культуру дошкольников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация твёрдого сонора [Л] в слове, словосочетании, чистоговорке и стихотворении. Занятие с использованием ИКТ
Опубликовано: 15 мая 2021 в 13:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД