Автоматизация звука [л]. Артикуляционные упражнения

Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [л]. Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения на звук [л].

1.«Заборчик».

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать под счет до 10.

2.«Индюки».

Улыбнувшись, откройте рот. Произведите движения широким переднем краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать его от губы. Кончик языка слегка загните- как бы поглаживайте губу. Сначала производите медленные движения, потом увеличивайте темп и "добавьте" голос, пока не послышатся звуки "бл- бл". Упражнение выполняйте в течении 10 секунд.

3.«Блинчик».

Улыбнувшись, приоткрыть рот, и спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

4.«Иголочка».

Открыть рот, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.

5.«Маляр».

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка, как будто кисточкой красим небо от верхних зубов к горлышку и обратно (вперед- назад). Выполнять нужно медленно, под счет до 10.

6.«Почистим зубки».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» за верхними зубами, делая движения языком из стороны в сторону. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая языком из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

7.«Чашечка».

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы боковые края языка были подняты. Удерживать язык в форме "чашечки" под счет до 10.

8.«Вкусное варенье».

Приоткрыть рот, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна, язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен накрывать верхнюю губу.

9.«Лошадка».

Улыбнуться, открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.

10.«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» язык к небу, удерживать язык в таком положении (рот все время широко открыт) под счет до 8.

11.«Загони мяч в ворота».

вытянуть губы "трубочкой" и с силой подуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.

12.«Фокус».

Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Правильная артикуляция звука [л].

Губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в верхние зубы (или между зубов). Воздушная струя умеренная и теплая.

• Произносить отрывисто и энергично звук [л] [л] [л]…

• Произносить долго, протяжно [ллл]…

Характеристика звука [л]: согл., звонкий, твердый.

Игра «Поймай звук».

Взрослый произносит звуки. Ребенок хлопает, если слышит звук [л].

Р, л, ш, а, м, ж, р, л, л, с, о, з, л, й, л, р, ш, й, в, л, р, …

Игра «Начни словечко».

Ребенок произносит только первый звук [л]. Взрослый договаривает слово.

Л. ак, л. ук, л. ом, л. авка, л. ыжи, л. одка, л. упа, л. андыш, л. опата, л. асточка, л. укошко…

Игра «Повтори за мной».

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [л]).

А) ла- ла- ла, ло- ло- ло, лу- лу- лу, лы- лы- лы.

Б) ла- ло, лу- ла, ло- лы, ло- лу, ла- лы, лу- ла, ло- лы, лы- ла, лу- ло, лы- ло, ла- лу, ло- ла.

В) ла- ла- ло. ла- ло- ла.

ло- лу- ло. ло- ло- лу.

лу- ла- ла. лу- ла- лу.

ло- ла- ла. ла- ла- ло.

лу- ло- лу. ла- ло- ло.

ла- лу- лу.

Г) ла- ло- лу. лу- ла- лы.

ло- лу- ла. лу- ло- ла.

лу- ла- ло.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит только взрослый.

Лопата и пила- ла- ла- ла.

Стол стоит в углу- лу- лу- лу.

В лодке есть весло- ло- ло- ло.

Вымыли полу- лы- лы- лы.

Игра «Повтори за мной».

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [л]).

А) ал- ал- ал. Ыл- ыл- ыл.

Ил- ил- ил. Ял- ял- ял.

Ол- ол- ол. Ил- ил- ил.

Ул- ул- ул.

Б) ал- ол. Ял- ыл.

Ал- ил. Ул- ыл.

Ал- ул. Ул- ял.

Ал- ял. Ул- ил.

Ал- ил. Ил- ыл.

Ол- ул. Ил- ял.

Ол- ил. Ил- ул.

Ол- ял. Ил- ол.

Ол- ыл.

В) ал- ал- ол. Ыл- ыл- ол.

Ол- ал- ол. Ял- ул- ул.

Ил- ул- ил. Ил- ил- ал.

Ул- ил- ил.

Г) ал- ил- ол. Ул- ал- ол.

Ол- ил- ал. Ал- ул- ол.

Ил- ал- ол. Ол- ул- ал.

Ол- ал- ил. Ал- ол- ил.

Игра «Повтори за мной».

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [л]).

1. Лампа, лавка, лак, лодка, ложка, боб, лось, лужа, лук, луч, лыжи, лапа, акула, одеяло, луна, клоун, халат, шалун, палата, голуби, болото, молоток, булавка, салат, колос, метла, шоколад, масло, халва, солдат.

2. Мел, Клава, класс, клад, клавиши, клуб, клумба, клубника, клоун, свекла, закладка, слон, слово, слоги, слух, сладкий, злой, платье, платок, плов, каблук, флаг, глаза, молния, бокал, вилка, стол, пенал, самосвал.

Игра «Посчитай».

Посчитать от 1 до 10 и обратно со словами соловей, иголка, лавина.

Игра «Скажи наоборот».

Ребенок называет противоположное по значению.

Черный- белый, темный-… светлый, грустный-…веселый, старый-… молодой, худой- …толстый.

Игра «Сложные слова»

Лаял, плыл, колол, полол, делал, лакал, лазил, ломал, ловил, гладил, плакал, плавал, глотал, служил.

Словосочетания.

Шелковая блузка.

Голубое платье.

Светлая луна.

Плохая лодка.

Желтый платок.

Сломанная пила.

Голодный волк.

Толстая палка.

Тяжелый молоток.

Спелая клубника.

Голубые глаза.

Игра «Жадина».

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например: мой луг, моя лупа…

жало, желудь, лыжи, флаг, клубника, ладонь, блокнот, кукла, лак.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.

Ал- ал- ал- у нас будет бал.

Ол- ол- ол- в зале надо вымыть пол.

Ол- ол-ол- в зал поставили мы стол.

Ул- ул- ул- у стола поставим стул.

Ал- ал- ал- вот заходят гости в зал.

Ал- ал- ал- Леонид разбил бокал.

Лу- лу- лу- лежат осколки на полу.

Лы- лы- лы- надо подмести полы.

Игра «Исправь ошибки».

Салат ел Милу.

Гнездо свило ласточку.

Волосы причесали Клаву.

Лопатка взяла Володю.

Предложения.

Мила пила холодное молоко.

У стола стоял стол.

Алла купила белое платье.

Мила несла голубой флаг.

По волнам плывет лодка.

Клава захлопала в ладоши.

У слона белые клыки.

Клава купила лук и свеклу.

Николай сломал велосипед.

Володя забыл, куда положил пенал.

Стихи.

1. Непослушная Луша

Упала в лужу.

Поднимите из лужи

Непослушную Лушу.

2. Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал;

- Я не бегал, я скакал.

3. Мила искала иголку,

Иголка упала под елку.

Не найти под елкой

Колкую иголку.

Скороговорки.

1. Мама Милу мыла с мылом.

Мило мыло не любила.

2. Сел и все съел.

3. Палку толкал лапой Полкан.

Тексты.

- Послушай рассказ, перескажи, как запомнил.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить, чтобы волк отпустил ее. Волк сказал:

- Я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, такие веселые.

Белка сказала:

- Отпусти меня на елку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк отпустил, а белка сверху говорит:

- Тебе оттого скучно, что ты злой. А мы веселые оттого, что никому зла не делаем.

Публикации по теме:

Артикуляционные упражнения. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА 1. "Мячик". Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л]» ЦЕЛЬ: Закрепить навык правильного произношения звука “Л” в словах и предложениях; активизировать словарь (по теме «Животные» названия животных,.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Задания клоуна Капитошки» Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Л в слогах, словах и предложениях на тему «Задания клоуна Капитошки» Цель: Автоматизация.

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах и словах ТЕМА: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах» ЦЕЛЬ: Обучение правильному произношению звука [Р] в слогах и словах. ЗАДАЧИ: Образовательные:.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Ш]» Цели: 1. Автоматизация звука Ш. 2. Отработать навыки произнесения звука Ш в словах и предложениях. 3. Вызвать правильную артикуляцию звука.

Дидактическое пособие «Лэпбук» (автоматизация звука [c])Дидактическое пособие «Лэпбук» (автоматизация звука [c]) Лэпбук (lapbook)-это тематическая или интерактивная папка – самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями,.

Домашние задания. Автоматизация звука Л 1. ЗАДАНИЕ 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Упражнение. Произносить (читать) слоги. Образец: л—а, л—о, л—у, л—ы. ла—ло —лу—лы лы — лу.

Логопедический досуг. Автоматизация звука [Р] Цель: автоматизировать звук в словах, предложениях. Ход занятия. Группа делится на 2 команды. За каждый правильный ответ команда получает.

НОД. Автоматизация звука с в слогах, словах. Автоматизация звука С в слогах, словах. Коррекционно-развивающие задачи : автоматизация звука «С» в словах, слогах, фразовой речи; обогащение.

НОД по теме «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях» Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Образовательные задачи: • Активизация и расширение словаря; • Научить правильно называть.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Автоматизация звука [л]. Артикуляционные упражнения
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 10:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Конкурс новогодних ёлок студентов разных факультетов»
Студенческая дивная, весёлая пора Не позабудется тобою никогда. Свободный гражданин, ещё не взрослый, Ещё не мучают житейские вопросы. Не очень...
Мастер-класс «Необычные Санки»
Мастер-класс "Необычные Санки" В нашем городе прошёл международный день снега . В этот день было много интересного, игры, соревнование, бег в...
Коллективная стенгазета «Дикие животные зимой»
Цель и задачи: 1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;...
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров»
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер класс изготовления мобила из бус и новогодних шаров....
Мастер-класс «Развиваемся играя-учим цвета». Изготовление учебно-методических пособий...
Мастер-класс «Развиваемся играя - учим цвета» ( Изготовление учебно-методического пособия для педагогов и родителей) Цель: В этом мастер классе...