Бутузова Татьяна Владимировна
Правила автоматизации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с нарушенным звукопроизношением закреплены стереотипы неправильного произношения звуков. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Публикация «Правила автоматизации звуков» размещена в разделах
Автоматизация поставленного звука проводиться в строгой последовательности:
• автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
• автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
• автоматизация звука всловосочетениях, предложениях;
• автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
• автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
• автоматизация звука в разговорной речи.
Правила автоматизации звуков :
1. Занятия по автоматизации звуков проводятся ежедневно по 10-15 минут.
2. Перед началом автоматизации ребенку необходимо сообщить о том, над каким звуком предстоит работать.
3. Автоматизацию закрепляемого звука первое время необходимо выполнять сидя перед зеркалом, с целью контроля и наблюдения за правильным произнесением звука, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. Когда ребенок привыкнет и контроль уже будет не нужен, можно переходить к предметам и действиям. Иначе формируется так называемая «кабинетная речь».
4. В случае нечеткого или неправильного произнесения звука ребенком, необходимо его исправить и добиться правильной артикуляции.
5. Закрепляемый звук выделяется голосом взрослого и ребенка, то есть произноситься протяжно.
6. При автоматизации необходимо следить за удержанием «логопедического оскала», то есть губы должны быть в улыбке.
7. Необходимо постоянно следить за речью ребенка не только на занятиях по автоматизации звуков, но и в повседневной жизни исправлять «дефективное» произношении.
8. В процессе автоматизации целесообразно применять игровые методы и приемы, с целью поддержания интереса у ребенка к проводимым занятиям
Рекомендации по автоматизации звуков :
• Чтобы ребенку было интересно, рекомендуется использовать больше предметов, в названиях которых имеется заданный звук.
• Автоматизация звуков осуществляется параллельно с развитием навыков фонематического восприятия. При анализе, синтезе и подборе предметов или картинок используется весь речевой материал предыдущего этапа, используются все звуки, введенные в речь дошкольников.
• Речевой материал по автоматизации звуков учитывается при подборе лексикона и при усвоении детьми грамматических закономерностей родного языка.
• На этапе формирования коммуникативных произносительных умений и навыков у ребенка воспитываются умения актуализировать все произносительные умения, знания, полученные ранее.
• Большое значение приобретает заучивание стихов на определенные лексические темы. Эти тексты обязательно включают все поставленные на логопедических занятиях звуки речи. Как писал М. Е. Хватцев: «При автоматизации звуков путем длительной и разнообразной тренировки в связной речи в коре больших полушарий между определенными между определенными пунктами раздражений устанавливается прочная связь. Тогда звуковые рефлексы могут удерживаться в течение месяца ряда лет без дальнейшей тренировки и подкреплений».
• Вместе с тем, произносительные навыки детей отрабатываются в различных инсценировках, спектаклях, в ходе проведения музыкальных и спортивных праздников. Поэтому, важное значение приобретает взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов детского сада (воспитателя, музыкального руководителя и педагога по физической культуре) и конечно родителей (законных представителей).
• При подборе речевого материала для коррекции нарушений звукопроизношения необходимо учитывать интересы и пожелания ребенка и не забывать, что основным видом деятельности дошкольника является игра.
Использованная литература:
1. Парамонова,Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей /Л. Г. Парамонова. - СПб. :Детство-Пресс, 2011.
2. Куликовская, Т. А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, игр для автоматизации звуков/ Т. А. Куликовская. СПб. :Детство-Пресс, 2015.
3. Лященко, М. Ю. Игры для автоматизации звуков и развития речевых навыков у детей дошкольного возраста / М. Ю. Лященко. -СПб. : Детство-Пресс, 2016.