Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным

Елена Семёнова
Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ: "Как скучное сделать интересным"

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

СЕМЕНОВА Е. В.

МБДОУ ЦРР Д/С №21

2018г.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приёмы отражённого повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идёт последовательно и постепенно, от простого к сложному.

При тяжёлых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. Дело осложняется ещё и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, (г, (д, (й, (щ) и др.). Если же ребёнок "застрял" на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приёмов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желания посещать кабинет логопеда.Устают все: специалист, ребёнок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включается в логопедическую практику.Это позволяет решить сразу несколько задач:

-пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

-расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

-повысить познавательную активность и работоспособность детей;

-активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

-плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

-увеличить объём коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Предлагаемые игровые приёмы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит,то слог для школьника - весьма абстрактное понятие.

Из своего опыта хочу предложить вам логопедические игры, которые использую уже в течении нескольких лет и которые помогают делать задания для детей интересными, эмоционально - окрашенными, развивающими и познавательными.

Игра "Где чей дом".

Цель игры: закрепить правильное произношения звука в словах, развивать зрительную память, мелкую материку.

Ход игры: Логопед читает стих и демонстрирует его, а дети за ним повторяют, показывая каждое слово руками и проговаривая его.

Воробей живет под крышей

В теплой норке домик мыши.

У лягушки дом в пруду.

Домик пеночки в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под крылом

Игра используется для автоматизации изолированного звука (р). В тетради для индивидуальных занятий ребёнок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домку (деревцу, гаражу, скамейке и т. д.). Ребёнок ставит палец в начало маршрута и длительно произносит (р, ведёт пальцем по дорожке. В результате он должен доехать до интересующегося объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки на пути. Для автоматизации звука (л) выбираем образ гудящего парохода или самолёта; для (з)-комарик; для (ж)- жука и т. д.

Иногда ребёнку долго не удаётся ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идёт об автоматизации звука (ш). Логопед даёт инструкцию: Мы с тобой поиграем в "говорящие руки". Левую руку научим говорить (ш, а правую- (а). Давай попробуем!

Логопед берёт своей рукой левую руку ребёнка и показывает, как совместить произношение (ш) с лёгким ударом руки по столу, точно так же правая рука "обучается" говорить (а). Поочерёдно, слегка ударяя по столу, ребёнок в медленном темпе произносит: Ш- а, ш-а. Постепенно пауза между (ш) и (а) сокращается, и ребёнок переходит к слитному проговариванию.

Игра «Собери цветочек»

Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: Собирать цветочек, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. После того как ребёнок собрал цветок, педагог предлагает ему закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребёнок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевёрнутых лепестках.

А данную игру, «Соберём урожай», хочу провести с коллегами

Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на яблоках, дерево из картона, корзина из картона.

Ход игры: Логопед предлагает ребёнку снять с дерева яблочки с предметными картинками заданного звука и поместить их в корзину.

Когда задание выполнено логопед просит ребёнка составить предложение.

Публикации по теме:

Автоматизация трудных звуков На что следует обратить внимание, выбирая стихотворение ребенку? Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки,.

Автоматизация свистящих звуков Карточки по автоматизации звуков С № 1 автоматизация звука С в прямых слогах и словах Са – со – су – сы су – сы – со – са Со – су – са.

Автоматизация звуков [Л — Л’ ] в предложениях и текстах Цели: * Образовательные: - закрепление знаний о речевых единицах (звуке и букве, слоге, слове, предложении); - уточнение представлений.

Консультация «Что такое автоматизация звуков»Консультация «Что такое автоматизация звуков» Учитель-логопед Мокеева Наталья г. Дзержинск Нижегородской обл. Автоматизация (закрепление) правильного произношения звуков – важный этап.

Презентация «Интересная автоматизация звуков» Тема: автоматизация звуков. Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах, словосочетаниях и связной речи. Введение звуков в самостоятельную.

Консультация «Как сделать коллективное творческое дело интересным в условиях школы-интернат» «Как сделать КТД интересным и содержательным» На протяжении нескольких десятилетий сложилась и оправдала себя в массовой педагогической.

Консультация для родителей «Математика — это не скучно. Как сделать обучение ребёнка основам математике интересным» Консультация для родителей «Математика - это не скучно. Как сделать обучение ребёнка основам математике интересным». В наше время многие.

Проект «Автоматизация и дифференциация звуков [С], [З]» Вид проекта: информационный, фронтальный. Продолжительность проекта: краткосрочный, недельный. Участники: воспитатели, учитель-дефектолог,.

Родительское собрание «Автоматизация поставленных звуков»Родительское собрание «Автоматизация поставленных звуков» Как вы думаете, уважаемые родители, что же такое автоматизация звуков? (ответы родителей). Автоматизировать звук – значит довести приобретенный.

Занятие «Автоматизация звуков [С] [З] [Ц]» Игровое занятие «Автоматизируем звуки [С]-[З]-[Ц]» Светлана Лысенко Игровое занятие «Автоматизируем звуки [С]-[З]-[Ц]» Советы по автоматизации.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным
Опубликовано: 14 октября 2018 в 21:32
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Фотоотчет о проекте «Развитие мелкой моторики рук» в группе для детей с ТНР
Пальчиковые игры, действия руками, занятия с разнообразным материалом стимулируют речевое и умственное развитие детей. Развитие мелкой моторики важно для...
Картотека игр для развития речи по лексической теме «Весна». Старшая группа
Игра «Слова - приятели» Цель: обогащение словаря синонимов Ход: Половодье – разлив, паводок, высокая вода; прилёт – возвращение ( птиц) ; мокрая – сырая,...
Фотоотчет о праздничном мероприятии в средней группе  «Праздник деревянной ложки»
Международный женский день стал один из самых любимых праздников в мире. И традицией осталось встречать каждую новую весну замечательным женским...