Лучший педагог года

Дополнительная образовательная программа кружка «Я познаю мир» познавательно-исследовательской направленности

людмила кривошеева
Дополнительная образовательная программа кружка «Я познаю мир» познавательно-исследовательской направленности

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-исследовательской направленности

Мигачёва Юлия Викторовна – воспитатель СП «Детский сад № 1» ГБОУ СОЩ № 2 «ОЦ» с. Большая Черниговка Большечерниговского района Самарской области

1. Пояснительная записка

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям пяти-шести лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдение за Солнцем и за поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Публикация «Дополнительная образовательная программа кружка „Я познаю мир“ познавательно-исследовательской направленности» размещена в разделах

Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.

Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

1.1 Актуальность и новизна программы

Актуальность темы. На современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании качества ребенка развиваются.

Новизна программы заключается в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых, включает комплекс тем.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

1.2 Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей региона.

1.3 Цель и задачи программы

Целью данной программы является формирование основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи:

образовательные :

- расширять представления детей о физических свойствах веществ и предметов окружающего мира (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света);

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

воспитательные:

- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- стимулировать желание детей экспериментировать;

- формировать коммуникативные навыки.

развивающие:

- развивать стремление к поисково - познавательной деятельности;

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

1.4 Основные участники реализации программы

- воспитанники старшей группы дошкольного образовательного учреждения;

- педагогический коллектив ДОО;

- родители (законные представители) детей, посещающих ДОО.

1.5 Нормативно-правовая и документальная основа

- Конституция РФ;

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон РФ «Об образовании»;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

- ФГОС ДО. Приказ МОиНРФ № 155 от17.10. 2013

1.6 Срок реализации программы

Срок реализации дополнительной образовательной программы - 1 учебный год, количество занятий - 30.

1.7 Особенности возрастной группы, режим занятий

Главное для детей, в возрасте 5 - 6 лет, - полноценный контакт ребенка с миром: получение разнообразной информации от всех органов чувств, а также развитие пространственного восприятия, "образного мышления". Самые важные занятия, закладывающие основы детского интеллекта должны быть связаны с двигательной активностью, развитием сенсорной сферы (увидеть, прикоснуться, почувствовать аромат, услышать).

Активно продолжают развиваться: память, внимание, мышление, воображение, восприятие. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются.

Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Именно в этот период в ребенке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребенка, "Я"- позиция.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширяется кругозор.

Авторская программа реализуется через кружковую работу один раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут во второй половине дня.

1.8 Используемые формы организации процесса

- наблюдение;

- экспериментирование;

- беседы;

- решение проблемных ситуаций;

- опыты;

- исследовательская деятельность;

- работа с родителями (консультации, беседы).

1.9 Ожидаемые результаты

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ;

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

- навыки исследовательской деятельности: самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;

- знания об объектах и их свойствах;

- представление об органах чувств;

- представления об источнике света, их разновидности.

1.10 Способ проверки результатов

Способом проверки знаний и умений детей является диагностическая карта развития детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.

1.11 Формы подведения итогов реализации программы

- контрольно - диагностические: беседы, диалог, наблюдения, игровые упражнения, опыты;

- познавательно - досуговые : дидактические игры.

2. Организационно-педагогические основы обучения

2.1 Принципы реализации программы

Основные принципы, заложенные в основу работы:

- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

- динамичности (от простого к сложному);

- интегративности (синтез искусств);

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);

- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);

- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»);

- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности).

2.2 Психологическое обеспечение реализации программы

- создание доброжелательного отношения к окружающему миру;

- воспитание интереса к познанию, экспериментированию;

3. Учебно – тематический план

В сентябре набор детей в кружок, проведение диагностического обследования и составление плана работы кружка.

Месяц № Тема Цель Количество занятий Форма подведения итогов

Октябрь 1 «Нюхаем, трогаем, слушаем» Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности.) 2

2 «Почему все звучит» Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. 1

3

«Звенящая вода»

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. 1

Опыт

Ноябрь 1 «Прозрачная вода» Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). 1

2 «Вода принимает форму» Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. 1

3 «Горячий ручеек» Дать элементарные знания о круговороте воды в природе; развивать навыки проведения лабораторных опытов. 1

4 «Водяная мельница» Дать представление о том, что вода может приводить в движении другие предметы. 1 Эксперимент

Декабрь 1 «Какие предметы могут плавать» Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. 1

2 «Подушка из пены» Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). 1

3 «Что растворяется в воде» Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. 1

4 «Делаем мыльные пузыри» Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла : может растягиваться, образует пленочку. Занятие-развлечение

Январь 1 «Тающий лед»» Определить,что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. 1

2 «Замерзшая вода» Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

1

3 «Разноцветные шарики» Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки : оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. 1 Опыт

Февраль 1 «Свет повсюду» Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). 1

2 «Что отражается в зеркале» Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. 1

3 «Солнечные зайчики» Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). 1

4 «Почему горит фонарик» Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. 1 Эксперимент

Март 1 «Воздух повсюду» Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. 1

2 «Воздух работает» Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.). 1

3 «Испытание магнита» Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. 1

4 «Ловись рыбка мала и велика» Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы. 1 Занятие-развлечение

Апрель 1 «Песочная страна» Выделить свойства песка : сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. 1

2 «Где вода?» Выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства : сыпучесть, рыхлость. 1

3 «Волшебное сито» Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность. 1

4 «Игры с песком» Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. 1 Занятие-развлечение

Май 1 «Угадай-ка» Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. 1

2 «Цветной песок» Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. 1

3 «Байки от Водяного» 1 Занятие - опыт

4 Диагностика Подведение итогов по диагностической карте Диагностическая карта

4. Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы

Приё мы организации детей в процессе занятия:

- работа небольшими группами;

- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- решение проблемных ситуаций;

Приё мы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.

5. Формы контроля

Образовательная деятельность является двусторонней, то есть в ней участвуют педагог и ребенок. В этой связи необходимо систематически получать обратную информацию о состоянии развития личности, четко и грамотно разработав контрольно - оценочную деятельность.

Для полноценной реализации данной программы используются следующие формы педагогического контроля:

- текущий - используется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- промежуточный - дидактические игры, наблюдения, эксперименты, опыты проводятся после освоения каждого блока программы;

- итоговый - занятие – опыт «Байки от Водяного»;

- диагностическая карта развития детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.

Диагностическая карта

№ п/п Ф. И. ребенка Знания об органах чувств

Знания о свойствах и состояниях воды Знания о понятии «свет» и «электричество» Знания об отражении Знания о воздухе и его свойствах Знания о свойствах магнита и о понятии «магнетизм» Знания о свойствах песка Итого

нач кон нач кон нач кон нач кон нач кон нач кон нач кон нач кон

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3 балла – ребенок отвечает правильно, без помощи воспитателя;

2 балла – ребенок отвечает правильно, с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок затрудняется ответить.

5.1. Итог реализации программы.

Итогом реализации программы является занятие – опыт «Байки от Водяного» с участием воспитанников кружка.

Итогом реализации программы в работе с родителями являются:

- анкетирование на тему: «Организация поисково - исследовательской деятельности дошкольников дома»;

- консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

- рекомендации: «Поэкспериментируйте с детьми дома»;

- оформление фотоальбома «Мои открытия».

6. Список литературы

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ "Сфера", 2001.

2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М. : ТЦ Сфера, 2004

3. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ. - 2004. - N 4. - с. 84 - 92.

4. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. - 2002. - N 3, 4,5. - 2003, N 1.

5. Костюченко М. Экспериментируем! // Дошкольное воспитание. - 2006. - №8.

6. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М. : Пед. общество России, 2003.

7. Левашова И. И. Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 7 - С. 85-86.

8. Пазухина И. А. «Маленькие экспериментаторы в детском саду», журнал «Дошкольная педагогика», декабрь, 2012 г. ;

9. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии. - 1996. - №4.

10. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - М. :АРКТИ, 2003

11. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С. 8-17.

12. Соловова Н. А. «Экспериментируя – мы узнаём». Самара ГОУ СИПКРО, 2010

13. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. - 2005. - N 1.

14. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет «Мой Златоуст» (нормативный срок освоения 3 года) У Бушуева конька – Золотые крылышки. Он летит под облака – Разметалась гривушка. Ты лети конёк, сияй,.

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Юные художники» для детей 4–5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 97 «Незабудка» Городского округа «город.

Дополнительная образовательная программа танцевального кружка Дополнительная Образовательная программа Танцевального кружка «Незабудки» Составитель: Стахно Светлана Владимировна Музыкальный.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сюрприз» Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Маячок» Возраст обучающихся: 3-7.

Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности «Дружные ребята» срок реализации образовательной программы 5 месяцев- с января по май 2017 года Николаева Оксана Валерьевна, учитель-дефектолог г. Волхов.

Дополнительная программа речевой направленности «Кружок «Речецветик» Дополнительная программа речевой направленности: Кружок «Речецветик» Возраст обучающихся: 6 - 7 лет Срок реализации: 1 год.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по бисероплетению Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад №36 «Яблонька» Принята на заседании Педагогического Совета.

Краткосрочная дополнительная образовательная программа художественной направленности «Стань Звездой» Краткосрочная дополнительная образовательная программа художественной направленности «Стань Звездой» Пояснительная записка Музыкальное искусство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа кружка «Я познаю мир» познавательно-исследовательской направленности
Опубликовано: 16 октября 2019 в 14:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД