Папки-передвижки

Программа дополнительного образования «Осиктакан» по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку

Роза Иванова
Программа дополнительного образования «Осиктакан» по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку

Пояснительная записка

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сардана» был открыт в 1960 году в селе Хатыстыр, Алданского района. Село Хатыстыр является местом компактного проживания одного из малочисленных коренных народов Севера – эвенков. Алданский район – один из крупных промышленных районов Республики Саха (Якутия) и занимает значительную часть её территории. Обладая значительными запасами разнообразных природных ресурсов, Алданский район является одним из ключевых элементов промышленного развития Южной Якутии. Именно с Алданского района в двадцатые годы двадцатого столетия началось серьёзное и основательное промышленное освоение Якутии. По количественному составу преобладает русскоязычное население, в основном это мигранты, приехавшие на освоение Севера. Коренными жителями Алданского района являются эвенки, проживающие в трё х национальных наслегах: Хатыстыр, Угоян, Кутана с общей численностью около 4 тысяч человек, что составляет 0,6% от общего населения района. Национальный состав нашего села: эвенки – 70%, якуты – 25%, другие – 5%.

Публикация «Программа дополнительного образования „Осиктакан“ по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку» размещена в разделах

До 40-х годов ХХ столетия почти все эвенки общались между собой на родном языке и были живы жанры фольклора – вершины духовной культуры эвенков нимнгаканы. Эвенки водили свои хороводы, пели песни-импровизации, рассказывали сказки, детям загадывали загадки.

В настоящее время владеющих родным эвенкийским языком осталось около 0,6% коренных жителей. В школах ведётся обучение родному языку в начальных классах, в старших факультативно.

Таким образом, на фоне промышленного освоения Севера, социально-экономических, полиэтнических изменениях перед нами стаё т вопрос: в каких образовательных условиях возможен диалог культур. Мы пришли к выводу о том, что эти и другие проблемы могут быть решены путём этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Этнопедагогизация – это естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, технологиями, создающими воспитательную среду.

Принимая во внимание стоящую перед образованием задачу : приобщение детей к национальной культуре своего и других народов, воспитание у них культуры межнациональных отношений и принятую в 1993 году в РС (Я) «Концепцию обновления и развития национальных школ» педагоги нашего учреждения начали работу по модернизации образовательного пространства с учетом региональной специфики и этнокультурных особенностей. В 1994 году начали работу по якутскому народному календарю, ознакомление с якутской культурой, с традиционными занятиями, играми.

Весь собранный материал вырос в стройную систему работы по ознакомлению с окружающим «Союз трёх культур». Данная система работы позволит познакомить дошкольников с якутской, эвенкийской и русской культурой на основе следующих разделов:

• народный календарь;

• название месяцев;

• основные занятия взрослых;

• сезонные явления в природе;

• народные приметы;

• народное творчество;

• игры;

• традиции и быт.

Образовательная программа «Союз трех культур» разработана с учетом национально-регионального компонента, этно-экологического воспитания и коррекционно-развивающей работы средствами народного творчества. Реализация программы культур трех народов позволит сформировать социально-толерантную, гуманную личность ребёнка.

Педагогический проект «Осиктакан», разработан на основе Образовательной программы ДОУ с учётом требований ФГОС ДО России (Приказ № 1155 от 17.10.2013г., региональной программы «Тосхол» и программы «Союз трех культур», разработанной педагогами ДОУ в рамках республиканской инновационной площадки.

Актуальность.

В результате якутско-русской разговорной речи в селе эвенкийский язык затерялся. Обучить детей эвенкийскому языку особенно стремятся родители – эвенки, которые вследствие объективных и субъективных причин не владеют своим генетическим родным языком. Анкетирование родителей (приложение 1) показало, что 93% одобряют организацию обучения эвенкийскому языку в детском саду.

Обучение детей дошкольного возраста требует неотлагательного решения в виду своей значимости в настоящее время, когда гуманизация становится одной из основных тенденций воспитания и образования, предполагающей также всестороннее развитие личности. Преодоление трудностей при обучении произношению и пониманию эвенкийского языка носит не только методический характер но, и сугубо национальный (сохранение национального языка). Исходя из этого положения, можно утверждать, что одной из задач при обучении родному языку становится сохранение его специфических особенностей и норм.

В условиях программы «Союз трех культур», создание системы полилингвальной воспитательно-образовательной работы в детском саду, направленной на ознакомление с окружающей средой посредством трех культур, обучение эвенкийскому (родному) языку является актуальным.

Цель – формирование первоначальных умений и навыков практического владения родным (эвенкийским) языком в устной форме в рамках программы «Союз трёх культур».

Задачи:

• Создавать условия для овладения первичной коммуникацией на втором языке, формировать элементарные навыки общения;

• Способствовать приобретению детьми лингвистических знаний (в области фонетического, словесного, системного, частично морфологического и синтаксического строения эвенкийской речи);

• Формировать интерес к своему народу, его языку, к традиционным занятиям местного населения;

• Воспитывать стремление к общению на родном языке.

В процессе обучения родному языку дети должны научиться:

• Слушать и понимать родную речь;

• Вести диалог в определенной речевой ситуации;

• Читать наизусть стихи, петь детские песни, считать, знать несколько загадок.

Методологической основой данной работы является пособие для воспитателя «Обучение эвенкийскому языку в детском саду» автор Кудря А. А., рекомендованный Министерством образования РС (Я).

Практическая значимость работы.

• Разработка учебно-тематического плана обучения эвенкийскому языку по возрастным группам;

• Конспекты занятий;

• Рекомендация воспитателям и логопедам национальных детских садов.

Новизной и отличительной особенностью проекта является введение занятий по обучению эвенкийскому языку в дополнительное образование и интеграция с образовательными областями (речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое).

Срок реализации проекта:

1 этап: 2013 - 2014 гг. Изучение литературы и методических пособий по обучению

эвенкийскому языку. Разработка учебно-тематического плана обучения эвенкийскому языку по возрастным группам; составление конспектов занятий; введение проекта в дополнительное образование.

2 этап: 2014 - 2017 гг. Апробация программы дополнительного образования в образовательный процесс.

3 этап: 2017 – 2020 гг. Введение программы по обучению родному (эвенкийскому) языку в образовательный процесс детского сада, начиная со средней группы. Составление рекомендаций и методического пособия по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку.

Механизм реализации.

Непосредственная образовательная деятельность по обучению эвенкийскому языку в проводятся 1 раз в неделю со средней группы во второй половине по расписанию.

В проекте участвуют воспитатели, дети, родители.

Описание проекта

Для реализации проекта была разработана программа «Осиктакан» для организации дополнительного образования. Она составлена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. В программе уделяется внимание обучению понимания эвенкийской речи, и умению вести диалогическую речь.

Для того чтобы занятия были интересными, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, театральная.

Основными принципами данного проекта являются:

• добровольность;

• учет возрастных, психологических, творческих особенностей;

• системность;

• интеграция учебной и самостоятельной деятельности.

Планируемые результаты проекта «Осиктакан» по образовательным областям

Группа Речевое развитие Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Средняя Умеет проговаривать слова и двустишия на эвенкийском языке;

Стремится самостоятельно понимать и выражать действие. Знает предметы обихода и названия частей тела на эвенкийском языке.

Знает название наступившего месяца на родном языке. Выражает радость от общения на эвенкийском языке, улыбаться в ответ на улыбку;

В игре выполняет танцевальные движения. Знает короткие стихи и песни на эвенкийском языке.

Знает простые игры с ловлей и прятками.

Старшая Умеет рассказывать по картинке предложениями из двух – трех слов;

Умеет вести диалог в речевой ситуации (вопросы-ответы)

Знает значения слов на эвенкийском языке.

Знает название и определяет

следующий месяц на родном языке. В свободной игре использует слова родной речи. Знает и читает наизусть стихотворения;

Поет хороводные песни, исполняя танцевальные движения. Знает и играет подвижные народные игры.

Подготовительная к школе группа Умеет вести диалогическую речь;

Самостоятельно употребляет высказывания, состоящие из существительных

Умеет в высказывании пользоваться фразами, выражающими решения действия;

Умеет составлять рассказ – описание по картинке,

Знает на эвенкийском языке названия предмета обихода, утвари и игрушек;

Знает обряды и традиции своего народа.

Знает все название месяцев на родном языке.

Умеет пользоваться междометиями в игре (учо!учу! (как шумно) итд) Знает и выразительно читает наизусть стихотворения;

Эмоционально поет песни;

Знает хороводные песни. Умеет играть национальные игры с правилами и словами.

Публикации по теме:

Авторская программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» МБДОУ «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» Канского.

Программа дополнительного образования для среднего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1002» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ВАРИАТИВНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММА.

Программа дополнительного образования — кружок «Клуб мастеров» для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНОЧКА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 2 Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 1 Муниципальное автономное общеобразовательное дошкольное учреждение – детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 3 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Средний дошкольный возраст Тема: «Органы чувств»(1ч.) Закрепить представление детей об.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 4 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Старший дошкольный возраст (старшая группа) Тема: «Экскурсия в детскую лабораторию»(1ч.).

Программа дополнительного образования экологической направленности для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Ёлочка» МАДОУ г. Нижневартовска ДС №60 «Золушка» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС №60 «Золушка ___О. Г. Коктышева.

Программа дополнительного образования дошкольников по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста Дополнительная образовательная программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Азы шахматных наук».

Программа работы кружка дополнительного образования «Занимательная математика» с детьми дошкольного возраста Программа работы кружка дополнительного образования «Занимательная математика» с детьми дошкольного возраста Воспитатель: Буянкина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Осиктакан» по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 08:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД