Получи документы

Авторская программа «Формула здоровья»

михайлова дина
Авторская программа «Формула здоровья»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕРПУХОВСКИЙ (РАЙОННЫЙ) СОЦИАЛЬНО - РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ»

Автор : воспитатель Михайлова Д. Б.

Срок реализации: 1 год.

Возраст детей 7 – 12 лет.

Новизна, актуальность и обоснование

разработки программы.

Характеристика проблемы.

Публикация «Авторская программа „Формула здоровья“» размещена в разделах

XX век дал людям не только блага цивилизации, но и уменьшил объем двигательной активности, дал химическое загрязнение и другие негативные явления. Все эти негативные факторы оказывают влияние прежде всего на детей. Здоровье является важнейшим условием совершенства человека. Ценность здоровья определяется тем, что оно оказывает большое влияние на духовное развитие человека, пробуждает в личности интерес к творчеству. Обучение здоровью, адресующее к сознанию, должно быть тесно связано с воспитанием.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т. д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.

Само понятие “здоровье” всегда рассматривалось как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии и с природой, и с самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Так как я считаю, что усвоение детьми знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию, мною была разработана программа «Формула здоровья» Данная программа направлена на формирование позитивного самопознания у детей, ценностного отношения к собственной жизни и жизни других людей, на развитие здоровой личности, а так же на воспитание потребности в здоровом образе жизни.

В программе особое внимание уделено воспитанию полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Большого акцента на сами вредные привычки нет. В Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать этот время для формирования привычки к здоровому образу жизни.

Знания об особенностях строения, выполняемых функциях и жизнедеятельности человеческого организма органично сочетаются с проблемой здоровья, физического развития. Общеизвестно, что картина состояния здоровья подрастающего поколения катастрофична. Рост заболеваемости настолько высок, что это вызывает огромную тревогу за судьбу и здоровье нации. Физическое и психическое здоровье человека является главной ценностью и недооценивать это нельзя. Таким образом, направленность данной программы на физическое здоровье подрастающего человека обусловлена современными требованиями личностного развития. Познание человека, его физической сущности поможет ребенку осознать себя и свои возможности.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией «Центра». Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в «Центре».

Мне очень хочется надеяться, что реализация данного программы поможет детям в будущем относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. В своей работе стремлюсь к тому, чтобы они осознали и на всю жизнь запомнили народную мудрость: “Деньги потерять – ничего не потерять, время потерять – многое потерять, здоровье потерять – всё потерять!”

Цель данной программы можно сформулировать следующим образом :

научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Данная цель реализуется посредством следующих задач:

- сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении и функционировании);

- помочь детям создать целостное представление о своем теле;

- научить «слушать» и «слышать» свой организм;

- расширить знания школьников о питании, закаливании, режиме дня, культурно-гигиенических навыках;

- осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека; формировать потребность в физическом самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

- развить умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека;

Реализация данной программы включает в себя следующие компоненты:

– ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь и здоровье;

– гностический – специально отобранный и адаптированный к восприятию детьми материал по изучению тела человека;

– развивающий – формирование у детей активной позиции, направленной на саморазвитие;

– практический – практическое осуществление и применение познанного.

При этом содержание программы строится на принципах:

– научности – предлагаемый материал соответствует современному представлению об анатомо – физиологическом строении организма человека; соответствует современному подходу к пропаганде здорового образа жизни среди детей 7-12 лет;

– реалистичности и доступности – объём представлений о строении человеческого организма адаптирован к восприятию детьми и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и усложнённости;

– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все необходимые правила; что от состояния здоровья зависит полноценность жизни человека, и, следовательно, здоровья зависит полноценность жизни человека, и, следовательно, здоровый образ жизни – необходимое условие человеческого существование;

– деловитости и занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.

Программа состоит из четырех блоков:

Первый блок “Твоё удивительное тело” :

- получают сведения о частях тела человека и их функциях; знакомятся с кожей, волосами и ногтями, проникают в тайну рождения человека; знакомятся с органами чувств.

Второй блок “Маленькая страна внутри тебя” :

- он рассказывает детям о внутреннем строении человеческого организма, выполняемых функциях и его жизнедеятельности; познакомятся с правилами безопасного поведения.

Третий блок - практический “Секреты твоего здоровья”

- учатся экспериментальным путём ориентироваться в схеме собственного тела; разучат комплексы упражнений для профилактики плоскостопия, правильной осанки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз и мочек ушей, так называемую гимнастику для иммунитета;

Четвертый блок – диагностический:

- включает в себя диагностическую работу с целью выявления знаний детей по данной проблеме и с целью определения эффективности реализуемой программы.

Методическое обеспечение

Форма занятий представлена следующим образом:

Блок 1. «Твое удивительное тело». Работа по этому блоку проводится в форме бесед, игр, самонаблюдений, самообследований, экспериментирования, театрализованных представлений.

Блок 2. «Маленькая страна внутри тебя». Знакомство с жизнедеятельностью человеческого организма проходит в форме бесед, игр, игр - практикумов, встреч со специалистами, самонаблюдений, самообследований, экспериментирования, дискуссий.

Блок 3. Практический «Секреты твоего здоровья». Работа по этому блоку проводится в форме экспериментирования, игр, игр-практикумов, встреч со специалистами, бесед, практической деятельности детей, КВН и развивающих досугов.

Блок 4. Диагностический. Диагностическая работа проводится в форме

тестирования, анкетирования, ранжирования, недописанных тезисов.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни подросток.

Учебно-тематический план на 2012 – 2013 уч. г.

Сентябрь

№ Название занятия Цель занятия

1 Вводное

занятие – эксперимент

«Вот какой я!» Познакомить детей с внешним и внутренним строением тела, с возможностями человеческого организма; вызвать интерес к дальнейшему познанию.

2 Обучающее занятие

«Человек – часть живой природы» Закрепить понятия «внешнее» и «внутреннее» строение человека; дать детям первоначальное представление о работе внутренних органов.

Октябрь

№ Название занятия Цель занятия

1 Познавательно – обучающая игра – путешествие «Из чего я сделан?» Познакомить детей с клетками, их разнообразием и выполняемыми функциями. Довести до сознания детей, что все люди состоят из клеток и что только благодаря клеткам каждый из нас смог появиться на свет.

2 Занятие – эксперимент «Органы чувств, или с помощью чего человек познает мир» Формировать представления о том, как органы чувств помогают нам знакомиться с окружающим миром. Познакомить с элементарным строением, функциями и защитой органов чувств.

Ноябрь

№ Название занятия Цель занятия

1 Развивающее занятие по познавательному развитию

«Кожа, или живая одежда» Дать детям представление о том, что кожа – это кожный покров тела человека, она постоянно обновляется, а также выполняет очень много функций. Совместно с детьми разработать «Правила Чистюли». Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья.

2 Развивающее занятие

«Скелет – главная опора моего тела» Дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела. Скелет защищает внутренние органы человека от различных повреждений. Кости подвижно соединяются между собой, двигают их мышцы. Мышцы – это наша сила и красота, все движения мы можем делать благодаря мышцам.

Декабрь

№ Название занятия Цель занятия

1 Занятие - эксперимент по познавательному развитию

«Пищеварительная система или об удивительных превращениях пищи внутри нас»

Познакомить детей с пищеварительным трактом и его основными отделами. Рассказать о пути, который проходит пища в организме человека. Показать способность желудка растворять и впитывать питательные вещества.

2 Урок – игра

«Правильное питание – залог здоровья» Уточнение и закрепление знаний детей о правильном питании.

Январь

№ Название занятия Цель занятия

1 Познавательное занятие

«Здоровые зубы – здоровью любы

Познакомить детей с элементарным строение зубов, их видами и местом расположения, формой и назначением. Формировать познавательный интерес к организму человека.

2 Обучающая

игра – эксперимент

«В стране Легких или путешествие воздушных человечков» Познакомить детей с органами дыхания. Обогащать и расширять представления детей о функционировании человеческого организма.

Февраль

№ Название занятия Цель занятия

1 Развивающее познавательное занятие

«Дороже алмаза – два своих глаза» Дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека. Познакомить детей со строением глаза. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям.

2 Обучающее познавательное занятие – эксперимент

«Глаза, нос, уши – наши умные помощники» Обобщить знания детей об умных помощниках человека – органов чувств и их функциях. обучить детей приемам профилактики заболеваний органов чувств.

Март

№ Название занятия Цель занятия

1 Диспут

«Кто помогает на быть здоровыми

с участием инструктора по физическому воспитанию и врача. Продолжать знакомить детей с важностью труда медицинских и педагогических работников, его значимостью для здоровья человека, а также специализациями врачей, помогающих нам сохранять здоровье. Воспитывать уважение к людям этих профессий. Пропаганда здорового образа жизни.

2 Познавательное занятие – игра

«Дорога к доброму здоровью» Продолжать формировать у детей представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Выделить компоненты здорового состояния человека. Познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.

Апрель

Название занятия Цель занятия

1 Познавательное занятие – эксперимент

«Где прячется здоровье Продолжать учить детей осознанно относиться к своему здоровью. Формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, питания.

2 Обучающее познавательное занятие – игра

«Организм человека. Обобщение знаний» Обобщить знания детей о строении и работе организма и внутренних органов. Продолжать работу над правилами сохранения здоровья. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Май

Название занятия Цель занятия

1 Обобщающее занятие - урок в виде обучающей и развивающей игры «Биологический тир» Обобщение и систематизация знаний детей о строении организма человека, повторение изученных анатомо – физиологических понятий,

2 Проект

«Будь здоров» Обобщить и расширить знания детей по темам: закаливание, режим дня, правильное питание, гигиена. Раскрыть некоторые экологические проблемы, влияющие на здоровье человека.

Публикации по теме:

ФИЗО характеристика программ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ДЕТСТВО[cut=Читать далее. ] Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ РАДУГА Раздел ФИЗО В.

Презентация педагога на конкурс «Лучший по профессии» в номинации «Воспитатель». Презентация педагога на конкурс "Лучший по профессии" в номинации "Воспитатель" Государственное Специализированное Казённое учреждение Астраханской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Авторская программа «Формула здоровья»
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 00:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД