Лучший педагог года

Программа «Юный эколог»

Валентина Королева
Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Природа и человек. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения, экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

Публикация «Программа „Юный эколог“» размещена в разделах

Формирование у обучающегося культуры сознания, культуры мышления,

«экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

Для выполнения этой задачи необходимо дать обучающемуся определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?

Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь воспитаннику осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание воспитанников широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью.

Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных

воздействий, на единство всего живого. Постепенно у дошкольников начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у дошкольников развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся - а это христианские добродетели.

Актуальность программы в том, что:

- занятия вовлекают дошкольников в изучение разнообразных проявлений природы так, чтобы дети получали от этого радость и чтобы у них формировалось положительное отношение к себе и своему окружению. Занятия приближают дошкольников к окружающему миру и к пониманию их собственных сложных взаимосвязей с природой;

- при проведении занятий идет поиск и поддержка дошкольников, проявляющих интерес к исследовательской и практической работе;

- устанавливаются творческие контакты между педагогами ДОУ, учреждениями дополнительного образования по решению проблем изучения и сохранения окружающей среды.

Новизна программы состоит в следующем :

- программа дополнительного образования детей «Юный эколог» направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель: Формирование экологической культуры, познание красоты природы и бережного отношения к природе.

В процессе достижения поставленной цели решается комплекс взаимосвязанных задач

з

Задачи:

- способствовать формированию ответственного отношения к природе: решение вопросов экологического воспитания (взаимосвязи между растениями и живой и неживой природой); воспитание эстетических чувств обучающихся.

- развитие у дошкольников самостоятельности и познавательной активности в работе с растениями, природным материалом, а также с научно--познавательной литературой.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

- принцип обучения дает возможность постепенного введения дошкольников в мир живой и неживой природы;

- принцип индивидуального подхода к воспитанникам предусматривает отношение между педагогом и воспитанником. Подбор индивидуальных практических (исследовательских) заданий;

- принцип систематизации навыков воспитанников основан на получении от педагога знания, умения и навыков в области цветоводства, их применения на практике, что способствует повышению знаний, наблюдательности.

Формы реализации программы.

Формы работы с воспитанниками предлагаются различные: теоретические, практические занятия, работа с литературой, конкурсы, праздники, викторины, экскурсии. Особое внимание при проведении экскурсии, уделяется вопросам охраны природы, правилам поведения в ней.

Качество знаний, умений, навыков воспитанников контролируется на

основе тестирования, оценивается по качеству практических работ, а также творческих работ, представленных на отчетной выставке.

Форма занятий в творческом объединении - групповая и индивидуальная. Вид группы- профильный, состав- постоянный. При наборе группы соблюдается принцип добровольности

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.

Тема 1. Вводное занятие. 4ч.

Ознакомление дошкольников с планом работы творческого объединения, с видами общественно-полезного труда по озеленению, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать обучающиеся. Организационное собрание творческого объединения.

Введение. Что такое экология? Правила поведения при проведении практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей : связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными, связи между природой и человеком.

Тема 2. «Мой дом за окном». 17ч.

Мой дом. Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность дома в деревне и в городе.

Дом, где мы живем. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

Практическая работа: «Помощь в уборке участка». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

«Деревья твоего двора». Зеленые насаждения перед домом, на территории детского сада. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Птицы нашего двора. Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри, самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Практическая работа: «Изготовление кормушек для птиц». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек

Тема 3. «Я и моё окружение». 17ч.

Моя семья. Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека.

Мудрая заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Соседи-жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Планета - дом всего человечества. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля.

Комнатные растения в квартире, в классе. Эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Условия жизни и роста растений: освещенность, полив. Уход за комнатными растениями

Практическая работа: «Уход за комнатными растениями». Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Практическая работа: «Маленький огород на подоконнике». Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.

Тема 4. «Гигиена моего дома». 17ч.

Гигиена группы. Влажная уборка квартиры, ремонт, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания комнаты. Влажная уборка.

Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными.

Практическая работа: «Гигиена группы». Распределение обязанностей по дежурству группе, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.

Бытовые приборы в квартире. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации.

Практическая работа: «Экологический дом». Составление памятки для ремонта использование экологически чистых строительных материалов). Выявление влияния синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.

Тема 5. «Вода - источник жизни». 17ч.

Вода в моем доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная.

Удивительные свойства воды. Аквариум - модель природной экосистемы.

Загрязнение Мирового океана. Влияние человека на водные экосистемы.

Вода в жизни растений и животных. Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Практическая работа: «Вода и здоровье человека. Личная гигиена». Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.

Тема 6. «Солнце и свет в нашей жизни». 17ч.

Солнце, Луна, звезды - источники света. Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток.

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. Влияние тепла и света на комнатные растения.

Практическая работа: «Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света». Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.

Практическая работа: «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений». Подготовка почвы к посеву комнатных растений. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа: «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

Тема 7. «Воздух и здоровье». 17ч.

Воздух и здоровье человека. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Практическая работа: «Уборка в группе». Влажная уборка группы. Проветривание. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 8. «Сад на подоконнике». 17ч.

Эколого-биологическая характеристика комнатных растений. Их развитие в условиях помещения. Размещение комнатных растений.

Практическая работа. Группировка растений по отношению к температуре,

свету.

Тема 9. «Аптека на грядке». 17ч.

Значение учебно-опытного участка. Виды растений, выращенных на клумбах. Аптека на грядке для человека и животных. Выращивание рассады. Минипроект на тему: «Лекарственные растения»

Практическая работа. Обработка семян перед посадкой. Определение всхожести семян. Посев семян. Уход за рассадой.

Тема 10. Итоговое занятие. 4ч.

Подведение итогов работы кружка за год. Проверка дневников.

Практическая работа. Экскурсии в лес, в парк.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

За 1 год обучения обучающиеся должны знать:

- методы проведения фенологических наблюдений;

- значение растений в жизни человека;

- значение воды, света в жизни человека и животных;

- правила поведения в лесу;

- значение комнатных растений для человека;

- виды комнатных растений;

- значение витаминов в жизни человека и животных;

- эколого-биологическая характеристика комнатных растений;

- свойства воздуха

Уметь:

- проводить простейшие фенологические наблюдения;

- вести дневник наблюдений;

- собирать и сушить лекарственные растения:

- заготавливать гербарный материал;

- осаживать за комнатными растениями;

- приготавливать почвенные смеси;

- обрабатывать семена перед посевом;

- сеять семена;

- приготавливать витаминные напитки;

- размещать комнатные растения;

- размножать комнатные растения стеблевыми черенками, листовыми пластинками, клубеньками;

- выращивать рассаду;

- заживать за рассадой.

Применять на практике:

- озеленять внутренние помещения;

- составлять композиции из комнатных растений;

- размножать и выращивать комнатные растения;

- разрабатывать проекты озеленения

В течение года для воспитанников проводятся экскурсии, дети принимают активное участие в массовых мероприятиях, выставках муниципального и республиканского уровня.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.

Тема 1. Вводное занятие. 4ч.

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля. Правила поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Мир вокруг. Представление об основных понятиях начального природоведения кивая и неживая природа, умение сравнивать предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Тема 2. «Человек и природа»

Экология и мы. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Природа и её обитатели. Наблюдения за растениями и животными (по выбору).

Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений). Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе - желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Практическое занятие: «Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни».

Фактическое занятие: «Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм)».

-практическое занятие: Составление моделей, показывающих место человека в природе (проекты) - «Место человека в мире природы», «Человек - верный сын природы», «Положительное и отрицательное влияние человека на природу».

Тема 3. «Неживое и живое в природе». 41ч.

Неживая природа. Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии.

Практическое занятие: Экскурсия на присадебном участке «Предметы и явления неживой природы вокруг меня».

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Вода, ее признаки и свойства.

Практическое занятие: Выявление признаков и свойств воды (цвет, запах, форма, зола - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды.

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Источники загрязнения. Работа над проектом «Сбережем капельку!»

Почва - необходимая среда для растений Состав почвы (вода, воздух,

песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

практическое занятие: Почва - состав и свойства почвы. Значение почвы и меры по ее охране.

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо?

Способы прогнозирования изменений в природе.

Практическое занятие: Наблюдение за погодой. Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы».

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

Практическое занятие: Почему нельзя.? Актуализация представлений воспитанников о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, сознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль - враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения».

Практическое занятие: Диалоги с неживой природой. Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы против мусора!».

Тема 4. «Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой. 42ч.

Практическое занятие: «Хлебные крошки». Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц округа.

Расширить представление воспитанников об экологических связях неживой и живой природы. Создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Практическое занятие: Вода и жизнь. Формирование представления о загрязнении воды и её очистке. Воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Очистка воды с помощью активированного угля. Изготовление простых фильтров.

Практическое занятие: Растения рядом - изучение растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию». Экскурсия «Выявление причин поврежденных деревьев».

Комнатные растения разных экологических групп. Комплексный уход за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив).

Практическое занятие: Размножение комнатных растений. Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка.

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Практическое занятие: Растения луга и леса. Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

Тема 5. Геометрия живой природы. 42 ч.

Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

Тема 6. Царство грибов. 42ч.

Съедобные грибы. Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; Познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

Несъедобные грибы. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным).

Тема 7. Итоговое занятие. 4ч.

Подведение итогов работы кружка за год. Проверка дневников.

Г тактическая работа. Экскурсии в лес, в парк.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

За 2 год обучения воспитанники должны знать:

- зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни;

- значение растений в жизни человека;

- значение воды, света в жизни человека и животных;

- правила поведения в лесу;

- эколого-биологическая характеристика комнатных растений;

- значения микроскопических грибов в жизни человека

Уметь:

- проводить простейшие фенологические наблюдения;

- вести дневник наблюдений;

- ухаживать за комнатными растениями;

- приготавливать почвенные смеси;

- размещать комнатные растения;

- размножать комнатные растения стеблевыми черенками, листовыми пластинками, клубеньками;

- изготавливать простые фильтры;

- работать с гербарием.

Применять на практике:

- озеленять внутренние помещения;

- составлять композиции из комнатных растений;

- размножать и выращивать комнатные растения;

- разрабатывать проекты озеленения

В течение года для воспитанников проводятся экскурсии, воспитанники принимают активное участие в массовых мероприятиях, выставках муниципального и республиканского уровня.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:

Качество знаний, умений, навыков обучающихся контролируется :

• на основе тестирования,

• оценивается по качеству практических работ,

• опытнических работ,

• а также творческих работ, представленных на отчетной выставке.

• по итогам первого года обучения проводится итоговое занятие, экскурсия на природу и заключительное мероприятие «Праздник цветов», с участием дошкольников, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей;

• по итогам второго года обучения проводится итоговое занятие, на котором каждый обучаемый представляет свою учебную работу по одному из разделов программы; проводится экскурсия на природу и заключительное мероприятие

Волшебный мир растений с участием школьников, педагогов и родителей;

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ ПРОГРАММЫ Материально- техническое обеспечение:

• занятия проводятся в специально оборудованном кабинете (столы, стулья, классная доска, общее освещение, оснащенном современными техническими средствами обучения (таблицы, мультимедийное оборудование, компакт-диски с обучающими программами, микроскопы, гербарный материал)

•практические занятия проводятся в «Зимнем саду», на учебно-опытном участке с использованием необходимого инвентаря (лейки, лопаты школьные, шланг для полива, экскурсионные ведра, гербарные папки, мотыжки, грабли, садовые ножницы)

Методическое обеспечение:

• специальная методическая литература по комнатному цветоводству для детей;

• методические пособия для ДО;

• Разработанные сценарии массовых мероприятий для дошкольников и младших школьников;

• разработанный дидактический материал;

• методическая поддержка со стороны специалистов ЦДОД

Литература:

1. Буданова Г. П., Буйлова Л. В. Дополнительное образование детей: путь к себе, - М. Чистые пруды, 2010

2. Чечина Л. А. «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2008.

3. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Иванова Н. П., Фридман М. В., Фуралев В. А., Чуб В. В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М. : МИРОС, 2008. - 93с.

4. Бухарина Е. М. Комнатные растения. Энциклопедия. М. :Астрель, 2009

5. Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. М. : Кладезь-Букс, 2008. 256 с.

6. Пименов А. В. Уроки биологии в 10-11 классах, развёрнутое планирование (в 2 частях. - Ярославль, - Академия развития, 2009

7. Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия. 2009

8. Атлас комнатных растений. 300 видов. 2008.

9. Симакова Т. А. Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе. - Дополнительное образование и воспитание. №12, 2009.

10. Клепинина З. А. Развитие экологической грамотности учащихся «Начальная школа» №1, 2011

Литература для педагогов:

1. Галеева Н. Л. ,«Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии»- методическое пособие для учителя, Москва: «5 за знания»,2008г.

2. Домашние цветы / журнал, - «Толока», 2007 - 2010

3. Кучменко В. С., Пасечник В. В. Биология. Школьная олимпиада. ACT - Астрель. М. 2008. 300с.

4. Кудрявец Р. Как обрезать плодовые деревья и ягодные кустарники. 2011

5. Уход за растениями. 300 ответов. 2010

6. Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии. М. : Издательский центр “Академия”, 2008. - 272с.

Интернет-источники:

1. https://www.eidos.ru- Эйдос-центр дистанционного образования

2. https://www.km.ru/education- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

3. https://school-collection.edu.ru/catalog/search- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. https://window.edu.ru/window/- единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

5. https://www.5ballov.ru/test- тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

6. https://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm- Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

7. https://chashnikil.narod.ru/uchutil45.htm- Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

8. https://ic.krasu.ru/pages/test/005.html-тесты по биологии.

9. https://www.kokch.kts.ru/cdo/- тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11 классов.

Публикации по теме:

Детское объединение «Юный эколог» Пояснительная записка Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится.

Доклад из опыта работы ДОУ по программе С. Н. Николаева «Юный эколог» В 30-е гг. хх в. биолог и селекционер И. В. Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё - наша задача». К сожалению,.

Дополнительная модифицированная программа эколого-биологического направления развития «Юный эколог» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

Образовательная услуга сверх базового компонента «Юный эколог» Задачи: • подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы; • воспитание желания бережно относиться к своему здоровью; •.

Проект по экологии «Юный эколог» Муниципальное Казенное учреждение Детский дом «Остров надежды» Проект по экологии «юный эколог» г.

Проект «Юный эколог» .

Программа творческого объединения «Юный эколог» Сентябрь Занятие № 1 Тема: Экология в картинках. Экология как наука. Живая и неживая природа. Цели и задачи занятия: - Обобщить представление.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа кружковой работы «Юный эколог» в младшей группе. Рабочая программа кружковой работы «Юный эколог» во второй младшей группе Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май - включительно,.

Экологическая газета для детей и родителей «Юный эколог» «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Юный эколог»
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 10:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД