Лучший педагог года

Сказка в программе по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века»

Виктория Шевелева
Сказка в программе по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века»

Авторская сказка в программе по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века»

Шевелева В. Л., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ с УИОП №7 им. А. С. Пушкина г. Курска

Публикация «Сказка в программе по литературному чтению УМК „Начальная школа XXI века“» размещена в разделах

Любому ребенку хочется, чтобы его жизнь была похожей на сказку. И любой ребенок, какой бы он не был современный, шустрый, шумный, гениальный перед сном становится обычным маленьким мальчиком или девочкой, которые просят посидеть с ними рядом, рассказать сказку.

В огромном, сияющем всеми красками и оттенками мире сказок, авторские сказки занимают особое место. Великие сказочники – Х. -К. Андерсен, Ш. Перро, братья Гримм, К. И. Чуковский, А. С. Пушкин и многие-многие другие создали сказочный мир, где живут любимые многими поколениями герои, с которыми дети учатся добру, познают мир, радуются и плачут, путешествуют и мечтают.

Сказки помогают узнать, что в мире существует не только добро и мамина любовь – здесь есть место и для злобы, ненависти, болезней и смерти, но добро всегда стремится бороться со злом и побеждает.

К. И. Чуковский сказал : «Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше». И вся история литературы подтверждает эту истину.

В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению по программе «Начальная школа XXI века», ученик должен называть, приводить примеры сказок народных и литературных; различать, сравнивать сказки народные и литературные, их виды (бытовые, волшебные, о животных).

Эти требования могут быть выполнены выпускниками начальной школы при условии сформированности достаточного круга чтения.

В программу по литературному чтению «Начальная школа XXI века» включены авторские сказки Ш. Перро, Х. -К. Андерсена, братьев Гримм, А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, П. П. Ершова, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, К. Д. Ушинского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. М. Гаршина, А. И. Куприна, К. Г. Паустовского, В. Сутеева, Н. Сладкова, Э. Шима, В. Бианки. А также русские народные сказки в обработке В. И. Даля и Л. Н. Толстого.

Отличительной особенностью данной программы являются уроки литературного слушания, на которых используются произведения из учебной хрестоматии. В них представлены книги для дополнительного чтения, которые можно использовать как на уроках, так и для домашнего чтения.

Работа со сказками по программе «Начальная школа XXI века» опирается на общеметодические рекомендации, но имеет свои особенности. Одной из них является условно-символическое моделирование произведения. Моделирование позволяет каждому ребенку включаться в активный познавательный процесс и способствует формированию специальных читательских умений (умению ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).

Метод моделирования предполагает введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.

Приведу пример использования условно-символического моделирования на уроке литературного слушания в 1 классе при знакомстве со сказкой В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка».

Главные действующие герои сказки – Ёжик и Заяц. Условно обозначим их так:

Главное, ключевое слово, которое проходит через всю сказку – палочка-выручалочка. Именно она и помогает героям. Но на протяжении сказки палочка-выручалочка меняет свои названия. Сначала она становится палочкой-через-все-скакалочкой, затем палочкой-из-беды-вытягалочкой, палочкой-на-верх-подымалочкой, а после палочкой-по-врагу-ударялочкой.

В итоге у ребят получается план-схема, который помогает рассказать сказку, соблюдая порядок развития действия, обучая пересказу произведения.

Далее начинается работа по моделированию обложки произведения. Теперь на помощь приходят «заместители», т. е. условные значки.

Это сказка, следовательно, условный значок – кружочек. Так как эта сказка о животных, то кружочек закрашиваем в коричневый цвет. Вспоминаем и записываем вверху фамилию автора – Сутеев В. Г. А ниже, под кружком пишем название сказки – «Палочка-выручалочка».

Так, постепенно, используя условно-символическое моделирование, дети запоминают не только названия произведений, но и, что немало важно, их авторов.

Такие методы работы позволяют активно формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение, находить и называть фамилию автора, заголовок, определять тему чтения и жанр произведения. А это, в свою очередь, заставляет каждого ребенка включиться в активную читательскую деятельность, предоставить каждому ученику возможность работать в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Авторские сказки в 1 классе

1 В. Сутеев «Под грибом»

2 Н. Сладков «Сорока и Заяц», «Лиса и Заяц», «Кораблик»

3 В. Бианки «Лис и Мышонок»

4 Э. Шим «Глухарь»

5 С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить»

6 Д. Биссет «Дракон Комодо»

Учебная хрестоматия (уроки слушания)

1 В. Сутеев «Дядя Миша», «Ёлка», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок»

2 Русская народная сказка в обработке В. И. Даля «Привередница»

3 В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок»

4 Ш. Перро «Красная Шапочка»

5 С. Маршак «Тихая сказка»

6 К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

7 Сказка Х. -К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Авторские сказки во 2 классе

1 Л. Пантелеев «Две лягушки»

2 В. Беспальков «Совушка»

3 Братья Гримм «Маленькие человечки», «Семеро храбрецов», «Бременские музыканты»

4 Х. -К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

5 Э. Шим «Храбрый Опенок», «Всем вам крышка»

6 В. И. Даль «Девочка Снегурочка»

7 Русская народная сказка в обработке Л. Н. Толстого «Снегурочка»

8 К. Ушинский «Плутишка кот»

9 Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».

10 Н. Сладков «Апрельские шутки», «Снег и ветер»

11 П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»

12 А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

13 Ш. Перро «Кот в сапогах»

Учебная хрестоматия (уроки слушания)

1 В. Катаев «Цветик-семицветик»

2 Братья Гримм «Три брата»

3 В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза», «Мороз Иванович»

4 Х. -К. Андерсен «Штопальная игла», «Ель»

5 Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

6 В. Бианки «Хвосты»

7 К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»

8 А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Авторские сказки в 3 классе

№ Автор, название

1 В. Даль. «Старик-годовик»

2 А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».

3 Л. Н. Толстой «Два брата»

4 Ш. Перро «Подарки феи»

5 Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сказка «Умнее всех»

6 А. И. Куприн «Синяя звезда»

7 К. Г. Паустовский «Стальное колечко»

8 С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Кошкин дом»

Авторские сказки в 4 классе

1 Волшебные сказки в стихах. В. А. Жуковский «Спящая царевна»

2 П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

3 В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

4 Сказка Х. -К. Андерсена «Дикие лебеди».

5 А. Куприн «Четверо нищих»

6 Пьеса-сказка С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев»

Учебная хрестоматия (уроки слушания)

1 В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, Кощеевой дочери»»

2 А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

3 М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

4 В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

5 Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Сказка про козла»

Литература

1. Ефросинина Л. А. Литературное чтение 1 класс/ Учебник – М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013

2. Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение : 2 класс/ Учебник в 2 частях – М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013

3. Ефросинина Л. А. Литературное чтение : 2 класс: рабочая тетрадь в 2 частях – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2016

4. Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение : 3 класс/ Учебник в 2 частях – М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013

5. Ефросинина Л. А. Литературное чтение : 3 класс: рабочая тетрадь в 2 частях – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2016

6. Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение : 4 класс/ Учебник в 2 частях – М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013

7. Ефросинина Л. А. Литературное чтение : 4 класс: рабочая тетрадь в 2 частях – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2016

8. Литературное чтение : 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций (авт. -сост. Л. А. Ефросинина) – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013

9. Литературное чтение : 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 частях (авт. -сост. Л. А. Ефросинина) – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013

10. Литературное чтение : 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 частях (авт. -сост. Л. А. Ефросинина) – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015

11. Литературное чтение : 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 частях (авт. -сост. Л. А. Ефросинина) – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015

12. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. Литературное чтение : программа : 1-4 классы. – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2012

Прикреплённые файлы:

avtorskaja-skazka_5oj8g.pptx | 2429,68 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.

Открытый урок по литературному чтению «О друзьях хороших и верных» Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений. ЦЕЛИ: • Помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба» • Воспитание.

Проект для 1 класса по литературному чтению «Кто такой Кощей Бессмертный?» Проект Кто такой Кощей Бессмертный. «Литературное чтение» Авторы проекта: Федосеев Алексей ученик 1 В класса. Федосеева С. Н. Содержание.

Внеурочная деятельность по литературному чтению «Путешествие в страну сказок» для детей 6–7 лет «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК» Цель: развивать читательский интерес, расширять знания о богатстве устного народного творчества, воспитывать.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Сценарий выпускного в 4 классе «Начальная школа, прощай!» Скоро, совсем скоро закончится учебный год, и четвероклассники будут прощаться со своей первой учительницей, классом. И им предстоит провести.

Сценарий выпускного в 4 классе «Прощай, начальная школа» Сценарий выпускного в 4 классе В зал входят ведущие (мальчик и девочка). Ведущий1: Наш школьный парк в цветах сирени утопает, И с яблонь.

Викторина по литературному чтению в 1–2 классах Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Приглашаю Вас на викторину по литературному чтению в начальную школу! Экспресс-опрос. 1. Сколько.

Викторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классеВикторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классе Доброго дня, уважаемые друзья! Все мы с нетерпением ждём новогодние праздничные дни, а с особым ожиданием и верой в лучшее, мы ждём новогоднюю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка в программе по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века»
Опубликовано: 3 июня 2020 в 11:42
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД