Надежда Рыжова
Авторские находки по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Авторские находки по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет
Одной из острейших проблем современной России является утрата значительной частью населения такой величайшей духовной ценности русского народа, как патриотизм. В последние годы правительством РФ утверждён ряд нормативных документов, обозначающих главные ориентиры и параметры системы патриотического образования (Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» и др. Патриотическое воспитание предлагается начинать с дошкольного возраста, где происходит формирование самосознание ребёнка, формируется представление о себе, осознание своей принадлежности к определённому полу, семье, народу.
Публикация «Авторские находки по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Темочки
В течение трёх лет наш детский сад осуществляет инновационную деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию детей. В основе системы работы по данному направлению лежит технология ознакомления детей с родным краем кандидата педагогических наук Н. Г. Комратовой. Кроме того, педколлектив детского сада внедряет ряд авторских проектов.
Система работы по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет складывается из таких проектов, как «Родная семья», «Мы-Нижегородцы», «Народная культура», «Богатыри-Земли Русской», «Наши Защитники» и т. д.
Проект «Родная семья» предполагает знакомство с историей своей семьи, направлен на сохранение семейных ценностей, семейных связей. Семейные проекты «Моя родословная» активизировали деятельность многих родителей по созданию родословной своей семьи, включающею поиск фотографий прабабушек и прадедушек, родившихся в XIX-XX веке, составление рассказов о них: как звали, где жили, чем занимались. Во время презентаций своих проектов дети с большим удовольствием рассказывали о своих прародителях, с гордостью говорили об их подвигах и их прошлом.
В рамках проекта «Народная культура» в группе был создан мини-музей
«Эхо старины глубокой», в котором собралось множество предметов быта и искусства.
Детям было интересно узнать, как бабушки чесали шерсть, пряли её и накручивали на скально нити, рассмотреть старинные фотографии XIX века и фотоаппарат «Лейка», послушать старинные пластинки на патефоне. Экскурсии по мини-музею проводили дети подготовительной группы для ребят из других групп детского сада и сотрудников.
В рамках этого проекта проводился праздник «Колядки». С народными песнями и плясками, в русских народных костюмах подготовишки колядовали по всему детскому саду, поздравляли с Новогодними праздниками сотрудников и детей.
В режимные моменты дети анализировали пословицы и поговорки о трудолюбии, гостеприимстве русского народа, инсценировали их содержание в этюдах, отображали в рисунках. Были организованы русские посиделки и чаепитие из русского самовара с самодельными жаворонками.
В творческой мастерской моделировали из бумаги крестьянский двор. Смоделированная русская горница с реальными предметами быта, утвари, фотографиями, музыкальными инструментами и народными игрушками мотивировала детей на развёртывание различных сюжетов в самостоятельных играх.
В рамках проекта «Богатыри земли Русской» создали мини-музей, экспонаты для которого представил родитель-коллекционер: здесь были и настоящие копья, и металлические солдатики-богатыри, и книги, и видео фильмы и т. д. Мама одного воспитанника сшила костюмы трёх богатырей.
Примеряя их, беря в руки, мечи и щиты, дети создавали живые картины по теме «Три богатыря».
В творческой мастерской «родился» Змей Горыныч, который попал в другую живую картину - «Битва со Змеем».
В рамках проекта «Наши защитники» организовали мини-музей боевой славы, куда дедушки и папы предоставили семейные реликвии (ордена, медали за трудовые и боевые подвиги, фото времён службы в армии, боевых действий в горячих точках, военные трофеи: фляжки, ремни, погоны).
Итогом проекта стала презентация детских проектов «Защитники в моей семье», во время которой дети демонстрировали фото своих пап, дедушек, прадедушек, рассказывали о их службе.
Интересной формой работы стало создание в группе фотоколлажей
«Мой папа – самый лучший», работала выставка семейных поделок военной техники «Вместе с папой». Особенностью организации работы с родителями можно считать ведение «Родительского уголка» в обновлённой форме, разработанной в МБДОУ, где отражалось ежедневное проживание детьми темы в детском саду.
Новой формой работы было создание мини-музеев по всем изучаемым в группе темам, экспонаты для которых предоставляли семьи воспитанников. Интересными оказались совместные выходы в музей культуры и быта Московского района, в планетарий, ДК им. С. Ордженикидзе, спортивные развлечения с папами. По итогам проведённой работы можно отметить следующие положительные изменения в поведении и деятельности детей:
• Повысился познавательный интерес и ценностное отношение к объектам русской культуры, стремление к их познанию;
• Появилось умение позитивного общения и взаимодействия с окружающими взрослыми и детьми;
• Сформировались личностные качества, чувство собственного достоинства, уважение к людям разных национальностей, их образу жизни, бережному отношению к окружающему природному и социальному миру, гордость за свою Родину.
Литература:
Комратова Н. Г. - Патриотическое воспитание детей 6-7 лет:
методическое пособие/ Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова- М. : Сфера, 2007.- 208 с.