Семинар «Подготовка к ОГЭ» в 9 классе

Сахаяна Иванова
Семинар «Подготовка к ОГЭ» в 9 классе

Содержание семинара

1. По подготовке к ОГЭ. Задание 1 – Сжатое изложение. Для обучения приемам сжатия текста, как 1 из методов работы беру исходный текст для изложения разбиваю по 1 или нескольким предложениям, или частями текста с указанием задания.

Например, СЛАЙД 2.

По выполнению задания, подходят к учителю, выполнение задания проверяется делается коррекция или же ученик обратно усаживается исправлять ошибку самостоятельно. Выполнивший первое задание берет следующее и так далее, работа ведется по всему тексту. Таким образом дети учатся на практике использовать различные приемы сжатия текста.

Обычно в тренировочных пособиях по обучению сжатому изложению встречаются следующее: СЛАЙД 3.

Для того, чтобы обучить своих детей приемам сжатия текста, как тренировочное задание или при анализе выполненных работ (после написания сжатого изложения) я раздаю каждому такую таблицу: СЛАЙД 4 (раздать листочки). В которых исходный текст напечатан заранее, но по частям. Сжатие текста делается совместно (учитель и учащиеся) в форме групповой работы, затем указываем какой прием использовали. Или же исходный текст и приемы сжатия заранее напечатаны, используя данные приемы совместно составляется сжатие текста. При этом количество слов указывается в каждом столбце как в исходном тексте, так и после сжатия. Таким образом, они учатся навыкам использования различных приемов сжатия текста и подсчету количества слов в изложении.

2. По написанию сочинения в 9 классе. Я готовлю к написанию сочинения используя различные формы работы: СЛАЙД 5.

Советую своим 9-классникам заранее определиться с выбором темы для сочинения и усиленно готовимся по ним. В этом году 15 задание (сочинение-рассуждение) стало заданием 9. Обычно дети выбирают 2 и 3 темы для сочинения. Но в большинстве случаев 3 тему, как свободную тему и там еще можно писать из жизненного опыта. В 2015 году у меня был первый опыт по подготовке к ОГЭ и своих 9- классников, не знаю почему, но подготовила усиленно по 1 теме творческой работы. Это сочинение-рассуждение по данному высказыванию. Это самый, как мне кажется, трудный вид сочинения. Но с данным заданием все практически справились. По итогам из 9 учащихся 1 оценка «5», 2 оценки – 4, 6 – «3».

3. С прошлого учебного года обязательным требованием для 9-классников стала сдача устного собеседования, как допуск к экзаменам. СЛАЙД 6. В этом году у меня первый опыт по подготовке к устному собеседованию.

Для детей, так как наши дети особо не читают, со связной устной речью проблематично. Мы все понимаем, что только чтение дает возможность развиваться связной речи, мышлению, памяти, наконец логики. Так, что считаю, что необходимо развивать речь детей с младших классов, даже с детского сада.

ЩЕЛЧОК. В устном собеседовании на выполнение 1 задания (чтение текста) дается 3 минуты. А за подготовку к чтению 2 минуты. За это время ученик должен подготовиться к выразительному чтению. Под выразительным чтением подразумевается: ЩЕЛЧОК. соблюдение интонации, передача содержания текста, соблюдение темпа чтения. При этом он еще должен выполнять ряд функций: ЩЕЛЧОК. чтение, по ходу чтения запоминать, о чем идет речь в тексте; запомнить порядок изложения для выполнения задания №2 (пересказ текста). Мы все знаем, что память некоторых детей очень слабая и они не умеют сразу запоминать то, о чем прочитали только что. Для тренировки вдумчивого чтения я начала пользоваться в своей работе следующий прием. На несколько секунд даю задание: прочитать внимательно предложение. Затем предложение убирается, и ученики пишут, то что запомнили по памяти (не обязательно наизусть, это именно тренировка памяти и передача содержания своими словами. Далее 2-3 предложения сразу. Затем уже в следующий раз берем небольшой текст или отрывок из текста и тренируемся по частям (можно по абзацам). То есть постепенно добавляется объем. Это задание можно использовать как этап урока, возможно на каждом уроке. Можно чередовать форму работы с письменного на устный. С этого года применяю данный прием в 7 классе, дети очень любят, соревнуются между собой. Так, я заранее записала на доске предложение СЛАЙД 7, затем выполнили несколько грамматических заданий (синтаксический разбор предложения, фонетический, морфемный разбор слов из предложения). Затем даю задание: еще раз внимательно прочитать предложение, затем закрываю доску и даю задание: записать предложение по памяти. В первый раз детям было непривычно, трудно. Со временем уже научились и теперь уже соревнуются между собой.

Для подготовки к выразительному чтению я использую этап урока. В учебниках 9 класса «Русский язык» Маргариты Михайловны Разумовской (показать учебник) есть довольно текстов, которые можно использовать для чтения выразительно, можно иногда еще включить 2 задание пересказ. Также и по литературе, статьи, отрывки из произведений выразительно зачитывают на время и пересказывают. В это время остальным ученикам можно дать другое задание для выполнения письменно или же дать другие произведения для тренировки навыков чтения. Можно дать работу парно, чтобы один прочитал текст другому, а затем пересказал его. Это способствует развитию чтения, навыков пересказа содержания.

Для подготовки к монологической речи (задания 3 УС). На уроках русского языка я использую цветные вклейки (показать учебник, которые есть в учебниках во всех классах. Сначала даю довольно длинное по продолжительности время для подготовки, чтобы делали запись. Затем пересказ. С каждым занятием продолжительность времени для подготовки укорачивается и достигается требуемого времени. Также и на уроках литературы. Но чтобы не отходить от учебной программы я нахожу репродукции картин или изображения по произведениям, которые изучаются в данное время. Например, при изучении произведения «Слово о полку Игореве» нашла такие картины СЛАЙД 8. и 1 урок посвятили именно по заданию 3.

Также, советую на предметных вечерах использовать данные задания, провести конкурсы. Конкурс чтецов, также можно организовать конкурс ораторов. Дать заранее определенную тему, чтобы они подготовились, затем после выступления задавать соответствующие вопросы по теме. Вопросы по теме – это задание 4 УС. Можно также дать фотографию и задание рассказать на время что в ней изображено.

Я своим нынешним 7-классникам, когда они оканчивали 5 класс на переводном экзамене весной ввела вторую часть экзамена в форме выразительного чтения и пересказа. Тексты были взяты из учебника литературы, из раздела для любознательных. Также в прошлом году и нынешним 6-классникам. В прошлом учебном году уже ввела обучение приемам сжатия текста, написание сжатого изложения для 6-классников. В такой форме они и сдали переводной экзамен + еще устная часть, выразительное чтение и пересказ. В этом году планирую ввести монологическую речь для 7-классников.

Таким образом, пришла к мнению, что, если правильно запланировать и организовать свою работу, правильно составить рабочую программу, уроки, занятия связать их с экзаменами и думаю, что можно достичь желаемого результата.

4. Подготовка к ИСИ учащихся 11 класса. СЛАЙД 9.

Как каждый, наверное, учитель использую данный метод: разбор каждого направления из 5 предложенных. По каждому направлению берем примеры художественных произведений для аргументации, анализируем. Затем даю для чтения готовый образец сочинения, соответствующий данному направлению. Затем предлагаю темы по направлению 2 или 3. Ученики выбирают 1 тему и пишут сочинение именно по направлению, которое разобрали. На это уходит примерно 5, 6, 7 занятий.

Как подготовку к итоговому сочинению использую иногда уроки литературы. После изученного произведения (прочитанного и проанализированного) я обязательно посвящаю урок по написанию сочинения. При анализе произведения обязательно размышляем вместе с детьми к какому направлению может подойти как аргументация данное произведение. Темы сочинений формулирую касаемо направлений. Например, перед вами после изучения творчества, чтения и анализа произведений А. И. Куприна ЩЕЛЧОК, или по И. Бунину «Легкое дыхание» ЩЕЛЧОК.

Как один из методов для подготовки к итоговому сочинению использовала ранее для своих уже окончивших школу выпускников – это пересказ содержания готового сочинения. Распечатала несколько вариантов готовых образцов сочинений по разным направлениям и 1-2 занятия посвятили именно чтению и пересказу содержания. Берут один готовый образец сочинения читают готовятся к пересказу, подходят к учителю рассказывают по очереди. Затем берут второе сочинение и т. д. Таким образом, у них остается в памяти как строить сочинение и какие аргументы можно привести по той или иной теме сочинения.

Еще для того чтобы приводимая аргументация произведений не была у всех одинаковой делаем несколько занятий по внеклассному чтению. Сюда можно включить небольшие по объему произведения, например, мы читали и анализировали произведение Анны Масс «Ловушка», которое можно использовать как аргумент по направлению «Добро и зло». Еще можно взять рассказ «Красавица» Ю. В. Бондарева, тоже по данному направлению или же по направлению «Он и она». Можно дать на чтение произведение современных писателей, например, Л. Улицкой, Елены Гранич и т. д.

5. Практическая часть.

Давайте, в практической части выполним следующее задание: смотрим на экран внимательно зачитывайте несколько раз предложение. Задание: запишите на листочках по памяти предложение.

2 предложения,

3 предложения…

Теперь попробуем выразительное чтение: …

Работаем по группе – монологическая речь …

Я очень часто составляю и раздаю своим ученикам памятки. Раньше после каждого изученного раздела или темы составляла памятки. У меня этих памяток довольно многое количество, вот принесла некоторые из них, можете взять и посмотреть. Вот уже последние 3 или 4 года внесли Всероссийские проверочные работы. По ВПР тоже каждый год составляю памятки: вот памятка для 4 класса, для 5 и 6 классов. Много памяток по темам есть в 9 и 11 классе.

Если говорить по заданиям ВПР, то есть такое задание, где нужно поставить ударения в словах. Я использую следующий прием: составляю маленькие карточки слов с ударениями, даю детям на изучение наизусть. А на уроках как этап провожу словарный диктант именно по проверке усвоения правил постановки ударения в словах. Карточки с каждым разом меняются.

В 11 классе позиция 5 задания ЕГЭ, посвящена паронимам. Это мои дети воспринимают с трудностью. Поэтому распечатала и раздала словарик паронимов и тоже практически на каждом уроке уделяю внимание именно по данной позиции. Диктую слова, учащиеся пишут пароним к данному слову. Иногда меняю содержание задания: зачитываю значение паронима они пишут о каком слове-парониме идет речь.

По подготовке к УС, ОГЭ, ЕГЭ, ВПР могу посоветовать методический комплекс Н. Сениной, издательство «Легион» (показать подготовку к ВПР 6 кл., ЕГЭ 11 кл.)

Прикреплённые файлы:

isn_s06v8.pptx | 353,32 Кб | Скачан: 1
 
Публикации по теме:

Опыт работы учителя истории и обществознания «Система подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе» Подготовка обучающихся 9 класса к ОГЭ по обществознанию (из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ с. Бутырки Лысогорского.

Фотоотчет «Подготовка к 9 мая»Фотоотчет «Подготовка к 9 мая» 9 мая празднуется День Победы. Наша группа тоже готовилась к этому празднику. Началось с Георгиевских ленточек, которые дети приносили в.

Подготовка дошкольников к обучению чтению В наше время все больше внимания уделяется подготовке дошкольников к школе и в частности к обучению грамоте. Мнения педагогов об обучении.

Автор публикации:
Семинар «Подготовка к ОГЭ» в 9 классе
Опубликовано: 30 ноября 2019 в 18:15
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 декабря. День поделок из ваты на МААМ

Из всех подручных материалов для творчества трудно найти что-либо более похожее на снег, чем вата. Поэтому вата и ватные диски получили такое широкое распространение при создании творческих поделок на...

8 декабря. Международный день художника

Живописцы, окуните ваши кисти! Ведь сегодня в России отмечается ваш...

Физкультурный досуг «В гости к Мишке-Топтыжке» для детей младшей группы
Цель: Формировать у детей положительный эмоциональный настрой от занятия физической культурой. Задачи: 1. Прививать детям любовь к здоровому образу...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Путешествие в осенний...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Путешествие в осенний лес". Программное содержание - Продолжать учить детей...
Фотоотчёт «Как прошёл праздник День Матери в нашей группе!»
Как же это хорошо! Никуда не торопиться, Не молчать, И не сердиться — Так вот просто Рядом с мамой, С мамой рядышком идти, В небе солнышко увидеть —...