Пономарева Лариса
Многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторское
многофункциональное
«Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы»
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию „Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2018
Соответствует ФГОС ДО.
Игра используется:
1. При проведении организованной образовательной деятельности.
2. В совместной деятельности (с участием педагога).
3. В самостоятельной деятельности детей.
Цель игры:
- обобщить, уточнить, систематизировать, знания детей о природе родного края.
Задачи:
- научить детей устанавливать взаимодействие между людьми и средой обитания;
- помочь увидеть красоту и неповторимость природы Волго-Ахтубинской поймы;
- познакомить с элементарными правилами поведения в природе;
- вызвать интерес ребенка к познанию родного края;
- воспитывать любовь, патриотические чувства.
Ожидаемый результат:
- имеет элементарные представления о Волго-Ахтубинской пойме;
- способен замечать красоту родной природы;
- при помощи педагога умеет пользоваться упрощенной картой-схемой местности;
- знает растения, животных, занесенных в Красную книгу;
- активно познает природное окружение;
- гордится тем, что живет в уникальном по своим природным особенностям крае.
Комплектность:
1. 6 игровых полей.
2. Магнитные фишки – 6 шт., фишки-флажки.
3. Игровые кубики – 1.
4. Конверты с заданиями.
Правила игры.
Вариант №1. (Используется во время проведения организованной образовательной деятельности).
Проводится в виде викторины. Педагог может по своему усмотрению выбрать нужное поле (голубое – рыбы, салатовое – животные, синее – насекомые, красный – обитатели Красной книги Волго-Ахтубинской поймы, оранжевый – грибы, сиреневый – растения, зеленый - карта Волго-Ахтубинской поймы, герб района). Задания выбираются при помощи кубика. Количество точек совпадает с цифрой на конверте с заданием. Победители – дети, получившие большее (или заданное) количество флажков за правильный ответ.
Вариант №2. (игра проходит с участием взрослого)
Играют от 2-х до 6 человек.
Перед началом игры, один из детей выбирает игровое поле при помощи разноцветных фигур или волчка с цветными секторами. По количеству точек на верхней грани кубика определяется, сколько шагов делает игрок. Если ребенок остановился у знака «Конверт с цифрой», чтобы играть дальше, он выполняет задание, помещенное в данный конверт (педагог периодически меняет задания в конвертах в зависимости от образовательной задачи). Игроку может выпасть ход с заданием, находящемся на игровом поле. Если ход выпал на красный кружок, чтобы играть дальше, он выполняет задание, помещенное в секторе «Красная книга» с такой же фигурой.
Выигрывает ребенок, прошедший всю экотропинку и первым вернувшийся «домой».
Вариант №3. (игра проходит без участия взрослого)
Играют от 2-х до 16 человек.
Игровое поле выбирается по желанию группы объединившихся детей или при помощи разноцветных фигур. По количеству точек на верхней грани кубика определяется, сколько шагов делает игрок. Если ход выпал на красный кружок, ребенок пропускает ход, если на зеленый – делает дополнительный ход, на желтый – выполняет задание, расположенное на игровом поле.
Выигрывает ребенок, прошедший всю экотропинку и первым вернувшийся «домой».
Задания к игровому полю
«Красная книга Волго-Ахтубинской поймы»
1, «Знаки» - ребенок называет правила поведения в Волго-Ахтубинской пойме.
2. «Назови птицу Волго-Ахтубинской поймы, занесенную в Красную книгу»(фото).
3. «Назови животное Волго-Ахтубинской поймы, занесенное в Красную книгу»(фото).
4. «Назови насекомое Волго-Ахтубинской поймы, занесенное в Красную книгу»(фото).
5. «Назови рыбу Волго-Ахтубинской поймы, занесенную в Красную книгу»(фото).
6. «Назови растение Волго-Ахтубинской поймы, занесенное в Красную книгу»(фото).
7, 8, 9 «Загадка» - отгадай загадку об обитателе (фото) Волго-Ахтубинской поймы, занесенном в Красную книгу.
10, 11, 12 «Вспомни и загадай загадку об обитателе (фото) Волго-Ахтубинской поймы, занесенном в Красную книгу.
Задания к игровому полю
«Животные Волго-Ахтубинской поймы»
1. «Загадка» - отгадай загадку о животном (фото) Волго-Ахтубинской поймы.
2. «Тени» - ребенок по силуэту узнает животного, выбирает нужную картинку.
3. «Вспомни и загадай загадку о животном (фото) Волго-Ахтубинской поймы.
4. «Четвертый-лишний», ребенок находит лишнюю фотографию, обосновывает свой выбор.
5. «Что сначала, что потом» -логическая цепочка, ребенок распределяет картинки по циклам развития или времени года.
6. «Мнемотаблица» - ребенок описывает животного, пользуясь схемой.
Задания к игровому полю
«Птицы Волго-Ахтубинской поймы»
1. «Загадка» - отгадай загадку о птице, обитающей в (фото) Волго-Ахтубинской пойме.
2. «Какие птицы спрятались в картинке» - ребенок по силуэту узнает птицу, называет, считает сколько всего изображений.
3. «Вспомни и загадай загадку о птице (фото) Волго-Ахтубинской поймы.
4. «Зимующие - перелетные» - назвать, распределить на две группы птиц.
5. «Циклы развития» - выстроить логическую цепочку.
6. «Чем питается» - ребенок на ощупь выбирает нужный мешочек и помещает его на игровое поле рядом с данной птицей.
Задания к игровому полю
«Рыбы Волго-Ахтубинской поймы»
1. «Загадка» - отгадай загадку о рыбе (фото) Волго-Ахтубинской поймы.
2. «Вспомни и загадай загадку о рыбе (фото) Волго-Ахтубинской поймы.
3. «Один-много» - назвать выбранного животного в единственном и множественном числе.
4. «Кем я был» - ребенок называет предыдущий цикл развития.
5. «Хищник-травоядный» - рыбы распределяются по двум группам.
6. «Чего не стало» - ребенок определяет и называет в единственном и множественном числе, родительном падеже.
Задания к игровому полю
«Растения Волго-Ахтубинской поймы»
1. «Загадка» - отгадай загадку о растении (фото) Волго-Ахтубинской поймы.
2. «Вспомни и загадай загадку о растении (фото) Волго-Ахтубинской поймы.
3. «Зеленая аптека» - ребенок называет лекарственное растение, его применение.
4. «Четвертый-лишний», ребенок находит лишнюю фотографию, обосновывает свой выбор.
5. «Узнай по листу» - ребенок называет дерево, выбирает нужную фотографию.
6. «Детки с ветки» - ребенок подбирает к дереву соответствующий плод.
Задания к игровому полю
«Насекомые Волго-Ахтубинской поймы»
1. «Загадка» - отгадай загадку об обитателе (фото) Волго-Ахтубинской поймы.
2. «Вспомни и загадай загадку о насекомом (фото) Волго-Ахтубинской поймы.
3. «Кто спрятался в картинке» - ребенок по силуэту узнает насекомых, называет, считает сколько всего изображений.
4. «Четвертый-лишний», ребенок находит лишнюю фотографию, обосновывает свой выбор.
5. «Большой-маленький» - ребенок выбирает самое большое и самое маленькое насекомое Волго-Ахтубинской поймы.
6. «Один-много» - назвать выбранное насекомое в единственном и множественном числе.
Задания к игровому полю
«Грибы Волго-Ахтубинской поймы»
1. «Загадка» - ребенок отгадывает загадку, выбирает нужную фотографию, помещает её на игровое поле.
2. «Вспомни и загадай загадку о грибе (фото) Волго-Ахтубинской поймы.
3. «Лукошко» - ребенок «собирает» грибы, помещая в лукошко только съедобные грибы.
4. «Третий–лишний» - среди двух съедобных грибов находится один ядовитый. Ребенок выбирает лишний, обосновывает свой выбор.
5. «Один – много» - ребенок называет гриб в единственном и множественном числе.
6. «Чего не стало» - ребенок определяет и называет в единственном и множественном числе, родительном падеже.
Примечание: данное пособие можно использовать при реализации образовательной области «Речевое развитие», с дополнительным набором конвертов с заданиями и вариантами игры. Весь наглядный материал легко заменяется в зависимости от темы, задач, уровня знаний детей.