Мария Гаврилова
Детско-родительское занятие для семей, имеющих ребенка с НОДА «Бабочки на лугу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Хронологическое созревание психической деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности детей с грубым нарушением опорно-двигательного аппарата резко задерживается. Одним из методов повысить развитие детей является Гимнастика мозга, которая представляет собой ряд простых движений и групп упражнений, которые направлены на развитие и восстановление естественных, уникальных способностей и возможностей человека.
Публикация «Детско-родительское занятие для семей, имеющих ребенка с Нода „Бабочки на лугу“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Каждое из упражнений Гимнастики мозга, направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым и одновременно лучше запоминаемым. Упражнения также направлены на развитие различных систем координации движений и психофизических функций.
Цель – активизировать у детей с нарушением опорно-двигательного аппаратаприродные естественные ресурсы путем снятия стрессовых зажимов в теле посредством упражнений Гимнастики мозга.
Задачи:
1) обучить (прежде всего родителей) основным упражнениям Гимнастики мозга;
2) развить баланс между мышлением (интеллект, эмоциями (чувства) и телом (ощущения, снятие психоэмоционального напряжения;
3) воспитывать бережное отношение к собственному телу, сформировать привычку прислушиваться к своим ощущениям.
Целевая аудитория: воспитанники с НОДА и их родители.
Ресурсное обеспечение: сенсорная тропа, сухой бассейн, крупные миниатюры животных, миниатюры бабочек по количеству детей, интерактивная песочница, гимнастические коврики по количеству детей.
Продолжительность занятия: 20-25 мин.
Структура занятия.
Вводная часть (5 мин):
- Приветствие
- Упражнение 1. Волшебная тропа
Основная часть (15 мин):
- Упражнение 2. Блок упражнений Гимнастики мозга:
1) Ленивые восьмерки.
2) Двойные рисунки.
3) Вращение шеи.
4) Перекрестный шаг лежа
5) Рокер
6) Крюки
- Упражнение 3. Сухой бассейн
- Упражнение 4. Бабочки на лугу
Заключительная часть (5 мин):
- Обратная связь
- Прощание
Ход занятия.
Вводная часть.
Приветствие. Дети и родители сидят в кругу. По очереди передают друг другу небольшой мячик со словами: «Я рад (а) тебя сегодня видеть».
Упражнение 1. Волшебная тропа. Дети по очереди идут по сенсорной тропе, доходят до гимнастических ковриков и садятся на них.
Основная часть.
Упражнение 2. Блок упражнений Гимнастики мозга. Детям, которым тяжело выполнять упражнения, помогают родители, они руководят их действиями.
1) Ленивые восьмерки. Ребенок вытягивает руку вперед, сжимает пальцы в кулак, а большой палец руки удерживает на уровне своих глаз. Затем рисует в воздухе большую восьмерку, лежащую на боку: сначала против часовой стрелки вверх и влево кругом, возвращаясь в исходную точку, затем завершает фигуру движением большого пальца по правой стороне. Глаза ребенка следят за движением большого пальца и двигаются плавно, голова может двигаться совсем чуть-чуть, а шея остается расслабленной. Упражнение выполняется три раза одной рукой и три раза другой. В заключении руки соединяются, держа оба больших пальца вместе, и проделывается упражнение еще три раза.
2) Двойные рисунки. У ребенка руки согнуты в локтях. Одновременно двигая указательными пальцами обеих рук, рисует симметричные фигуры (в зеркальном отражении друг к другу) в воздухе. Инструкция педагога-психолога: «Сейчас каждый нарисует себе дом. Но рисовать мы его будем в воздухе указательными пальцами. Приготовили свои указательные пальцы обеих рук, и так начнем рисовать дом со стен, потолка и пола, для этого нарисуем квадрат. Потом нарисуем треугольную крышу, круглое окно, прямоугольную дверь. А перед домом нарисуем клумбу цветов в виде спирали».
3) Вращение шеи. Инструкция педагога-психолога: «На вашу клумбу прилетела бабочка, она полетала над цветами и вдруг села на ваше левое плечо. Бабочка хочет с вами поиграть». Родители кладут на левое плечо ребенка миниатюру бабочки и медленно с плеча по дуге по груди перемещают ее на правое плечо, затем с правого на левое. Задача ребенка своим подбородком следить за движением бабочки.
4) Перекрестный шаг лежа. Ребенок лежит на спине. Сгибает колени и поднимает их по направлению к груди, руки скрещивает на груди. Затем дотягивается локтем до противоположного поднятого колена, потом повторяет движение для другой стороны.
5) Рокер. Инструкция педагога-психолога: «Теперь мы немного покатаемся на мотоцикле. Сели и вытянули ноги вперед (детей, которые не могут самостоятельно сидеть, родители сажают на свои ноги, нужно завести мотор – поднимите руки так, словно вы держитесь за руль мотоцикла; теперь заводим: «Брр-бррр-брррр… Поехали!». Все начинают сидя двигаться к центру, при этом описывая ягодицами «ленивые восьмерки». Встретившись ногами в центре, все говорят «Привет!» и таким же образом, но уже движением назад, возвращаются на свои места. Упражнение можно повторить 2-3 раза.
6) Крюки. Стоя или лежа ребенок скрещивает лодыжки. Затем вытягивает руки прямо перед собой, перекрещивает запястья и переплетает пальцы рук; поднимает переплетенные руки вверх до уровня груди. Держит такую позицию некоторое время, дышит медленно. Причем если сверху оказалась правая нога, то рука сверху должна быть левая, и наоборот. Затем разъединяет скрещенные руки и ноги, и повторяет упражнение для другой стороны.
Упражнение 3. Сухой бассейн. Дети залезают в бассейн с шариками. Их задача найти все миниатюры животных на дне и назвать их.
Упражнение 4. Бабочки на лугу. Дети становятся вокруг интерактивной песочницы. Педагог-психолог сообщает, что в этой песочнице оживают сказки, нужно только взяться всем за руки, закрыть глаза и очень сильно захотеть, чтобы чудо произошло. После этого психолог включает экран, дети открывают глаза и видят на песке проекцию луга. Педагог-психолог говорит, что в этом лугу спрятались бабочки. Бабочки появятся и начнут летать, когда все начнут трогать песок, зарывать в него руки. Дети и родители выполняют задание.
Заключительная часть.
Обратная связь. Сидя в общем кругу, дети и родителя делятся впечатлениями о пройденном занятии.
Прощание «Эстафета дружбы». Все участники берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
Литература:
1) Афанасьева Н. Е. «Гимнастика мозга» или образовательная кинезиология для педагогов, психологов и тренеров. – СПб. : Институт прикладной психологии «Иматон». – 2014 г. – 54с.
2) «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей. / Под ред. Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон. – СПб. : ИГ «Весь», 2017. – 320 с.
3) Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.