Конспект беседы «Что такое огонь?»

Наталья Дроботова
Конспект беседы «Что такое огонь?»

Беседа «Что такое огонь?»

Цели

-Познакомить с огнем как явление неживой природы.

-Показать необходимость огня как условие жизни на Земле

-Показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть).

- Познакомить с историей использования огня человеком.

- Активизировать словарный запас.

Материалы

Любимый игровой персонаж (клоун Клепа, две свечки камин, спички, иллюстрации к игре «Раньше и теперь» модель вращения Земли вокруг Солнца, модели состояния погоды в зависимости от активности Солнца.

Предварительная работа

Чтение рассказов: «Прометей», «Какой бывает огонь», «Почему так бывает?», «Как человек огонь приручил?», «Черное и белое», «Как человек огонь работать заставил» из книжки «Огонь»; О. Герасимова «Сказка о споре огня, воды и ветра», «Семь небесных коней», «Сказка об огне», «Дети матери природы»: С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Два раза не умирать»; Т. Кинько «Наш номер „,01“».

Ход занятия

1. Появляется клоун Клепа. У него забинтована рука.

Педагог. Клепа, что с тобой случилось? Почему у тебя рука забинтована?

Клепа. Слушал я с вами рассказы про пожарных, какие они храбрые, и решил поиграть в пожарного. Взял спички, хотел сделать маленький пожар, а потом его потушить!

Педагог. ОЙ, Клепа! Ты меня пугаешь Ребята, разве можно играть в такую игру? Чем это может окончиться?

(Ответы детей.)

Клепа. Да, ребята, вы правы. Вот я и обжог руку. Хорошо, что доктор Айболит рядом оказался помог, и руку обожженную забинтовал. Кто только этот огонь

выдумал, зачем он нужен?

Педагог. Присаживайся к нам, Клепа, и послушай рассказ об огне. Тогда ты поймешь, что огонь необходим живому на Земле, хотя и очень коварен.

(Садятся за столы.)

Педагог. У многих народов есть сказки и легенды, в которых рассказывается о том, как в древности боги создавали мир из четырех составляющих частей или, как их

четырех стихий. Назовите их, ребята.

(Ответы детей: вода, земля, воздух и огонь.)

Педагог. Земля была нужна, чтобы на ней могли люди, животные, растения, в воде поселились рыбы, и еще вода давала соки всему живому на земле. Нужно было освещать и согревать этот новый мир — появился огонь. А воздух отделил землю от неба, где жили боги.

Давным-давно, когда на Земле появились первые люди, они не знали огня. Днем людей согревало солнце, а по ночам они дрожали от холода. Боги скрывали от людей тайну огня. Но нашелся среди богов один, пожалевший людей. Вспомни

те, ребята, как его зовут.

(Ответы детей.)

Педагог. Да, звали его Прометей. Однажды он похитил божественный огонь и принес его людям. Рассердился за это на него самый главный бог Зевс и решил наказать его. Что он приказал сделать?

(Ответы детей.)

Педагог. Долгие годы страдал Прометей в горах, прикованный к ним цепями. По приказу Зевса его терзал огромный орел, а цепи не позволяли узнику отогнать злую птицу. Лишь через много лет его освободил из плена богатырь. Как его звали?

(Геракл) Что он сделал?

(Ответы детей.)

Педагог. Правильно, он убил орла и разорвал цепи.

А люди в благодарность за то добро, что принес Прометей, сложили о нем эту легенду.

2. (Перед панно.)

Педагог Мир, который мы видим округ, питает и поддерживает огонь. Солнце согревающее нашу Землю, — это огонь, большой раскаленный огненный шар Какую форму имеет наша планета?

(Ответы детей)

Педагог. Да, Земля круглая. Летит она, кружится, как волчок, вокруг себя и вокруг Солнца (Рассматривается модель.) От чего зависит на Земле смена дня и ночи? Времен года?

(Ответы детей.)

Педагог. Повернется Земля к солнышку одним боком — на этой стороне день наступит, а на другой — ночь. Вокруг Солнца летит Земля целый год, вот какой длинный путь у нее. То ближе подлетит Земля к Солнцу, то подальше убежит

от него. Да еще крутится наша Земля с наклоном: то одну сторону погреет у солнечной печки, то другую. Так и меняются на планете времена года: весна -— лето — осень —зима.

«Огнедышащие горы» вулканы, из которых время времени выползает раскаленная лава, — это работа подземного огня, спрятанного внутри Земли. Молнии, сверкающие вовремя грозы, то тоже огонь.

(Дети помогают рассказывать, используя модели.)

Педагог. Огонь дает тепло и свет всему живому на нашей планете. Наглядным примером тому может служить живая природа — животные, растения. Какое солнце зимой? (Светит, но не греет. Рассматривается модель: холодное зимнее солнце — мороз снег земля покрыта снегом — голые деревья. } А летом какое солнце?

(Ответы детей с использованием моделей: жаркое солнце - дождь — зеленые деревья и кусты, цветы.)

3. Огонь — это свет и тепло на него можно смотреть, бесконечно. Наверное, это осталось в нас от далеких предков, для которых огонь был загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своем жилище.

Клепа. Как это «приручили».?

Педагог. Давайте расскажем Клепе, как человек огонь приручил.

(Ответы детей с использованием моделей: молния — костер — трут- кремень спички.)

Педагог. Сначала людям приходилось сохранять огонь, дожидаться, когда молния зажжет дерево или случится лесной пожар. Затем кто-то из древних людей заметил, что если долго тереть друг о друга два куска дерева, они нагреваются, потом начинают дымиться, и, наконец, вспыхивает пламя. Значит огонь можно добыть

своими руками? Стали люди разные приспособления делать, чтобы легче и быстрее огонь добывать. Сначала придумали деревянную палочку на обрубке дерева.

руками крутить — получилось.

Давайте и мы попробуем покрутить (крутим палочки)-очень тяжелый труд и долгий. Изобрели потом маленький лук для этой палочки — дело пошло быстрее Наконец догадались из камней огонь извлекать: стукнут камнем о камень- выскочит искра. Упадет на сухой мох, вот и костер готов.

Педагог. На огне люди варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода, приносил свет и радость.

4. (У камина.)

Педагог. Люди с древности почитали огонь, называли священным, относились к нему как к божеству. В некоторых странах люди специально строили храмы Огня. В центре храма в специальных чашах горел священный огонь, и люди приходили

ли поклоняться ему. В наших церквях постоянно горят свечи, потому что огонь своим светом и теплом очищает окружающее пространство, снимая болезни, усталость, уничтожая тьму и страх. Если вы очень устали, у вас плохое настроение, — зажгите свечу, посидите, посмотрите на ее пламя, и силы вновь вернутся к вам. Древние люди знали об этом свойстве огня. Издавна на Руси устраивались праздники, когда зажигались костры люди прыгали через них, тем самым очищая себя. Как вы думаете, можно ли так делать?

(Ответы детей.)

Педагог. В наши дни огонь зажигают у памятников погибшим героям. Как он называется и почему?

(Ответы детей.)

Педагог. 150 лет назад люди изобрели спички: удобные, легкие зажигательные палочки. Так и носят теперь люди в кармане прирученный огонь. Вот одной из таких палочек я и зажгу сейчас нашу свечку. Мы сидим с вами у зажженного камина, горит свеча, нам тепло и уютно (предлагает детям некоторое время посмотреть на пламя горящей свечи, понаблюдать танец огня) .

Что вы испытываете, глядя на огонь?

(Ответы детей.)

5. Клепа. Прирученный огонь мне нравится!

Педагог. Человек не только «приручил» огонь, но и заставил на себя «работать».

Клепа. Как это «работать»?

(Ответы детей с использованием иллюстраций: делали посуду из глины, но она рассыпалась, пока не стали обжигать на огне; из обожженной глины стали делать кирпичи и строить дома; первые «книги» когда-то писали на глиняных плитках, обжигая их для прочности (сохранились до наших дней); из песка с помощью огня люди научились делать прозрачное стекло, из камней добывать металлы: медь, олово, железо; человек изобрел хитроумную машину — подружив воду с огнем,

стал получать пар. Так появились паровозы, пароходы.) .

Педагог. Хорошим работником оказался огонь. Сейчас он трудится на заводах и тепловых электростанциях, в автомобилях и теплоходах, выводит в космос спутники Земли.

Огонь трудился для людей раньше, трудится и теперь.

(Игра «Раньше и теперь: костер — русская печь плита; свечка – лампочка; свечка – керосиновая лампа – люстра; самовар — чайник; утюг на углях — чугунный утюг)

6. Педагог. Посмотрите на руку Клепы и запомните, что огонь всегда таит в себе и опасность. Выйдя из-под контроля, он становится не другом, а врагом, страшным чудовищем уничтожающем порой целые города, и тогда человеку приходится выходить с ним на бой. Вспомните героев книг о пожарах и пожарных, которые мыс вами читали.

(Ответы детей)

Педагог. Не зря люди говорят: «Из искры возгорится пламя!». Объясните, как вы это понимаете?

(Ответы детей)

Педагог. Посмотрите, я даже не притронусь второй свечой до огня зажженной свечки, а только подержу ее фитилек над огнем, однако он уже перескочит на эту, не зажженную пока свечу. (Показ.) Какие беды может принести маленькая искорка огня?

(Ответы детей.)

Педагог. Вам нравится, как горят наши свечи? Оставим их гореть, пока пойдем погулять. Почему нельзя оставлять огонь без присмотра? Представьте, что у нас в группе начался пожар. Что делать? А если воды в кранах не оказалось?

(Ответы детей.)

Клепа. Выходит, огонь — это и хорошо, и плохо?

(Ответы детей.)

Предложить вечером нарисовать Клепе рисунки к этой игре.)

Клепа. Спасибо, ребята! Я узнал много интересного. Огонь на Земле появился до того, как появился человек, и сопровождает его всю жизнь. Нас не будет, а огонь будет всегда! Я больше никогда не буду играть со спичками и всех друзей научу правилам пожарной безопасности, а из ваших рисунков сделаем выставку в детском саду, чтобы все дети были осторожны с огнем всю жизнь даже когда вырастут.

Публикации по теме:

Конспект беседы о фруктах для детей 5–7 лет «Вы знаете, что такое фрукты?» Дорогие ребята! Я хочу рассказать вам о фруктах. Вы знаете, что такое фрукты? Фрукты — сочные съедобные плоды, растущие в основном на деревьях.

Конспект беседы по пожарной безопасности «Огонь — друг, огонь — враг» Цель беседы: профилактика пожаров и гибели детей, обучение их мерам пожарной безопасности. Задачи: -расширить знания детей об огне, его.

Конспект беседы по развитию речи «Что такое героизм?» в средней группе Конспект беседы по «Развитию речи» в средней группе (4-5 лет). Тема: «Что такое героизм?» Доминирующая образовательная область: речевое.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект беседы «Что такое огонь?»
Опубликовано: 24 мая 2019 в 23:21
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июня. Международный день баскетбола

18 июня 1932 года была создана международная федерация баскетбола, в первый состав которой вошло всего восемь европейских стран. Это стало важным шагом ко всемирному распространению этого замечательного...

18 июня. День рождения детской коляски

Мода на детские коляски возникла в Викторианскую эпоху. До 19 века мамы с новорожденными редко выходили из дома, но благодаря появлению колясок ежедневные прогулки с младенцами вошли в обычай. Сама...

Стенгазета «Будь здоров!» с детьми старшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляем стен газету «Будь здоров! », которую, мы с ребятами старшего дошкольного возраста сделали, в рамках проекта...
Сценарий праздника «День Знаний — 1 сентября» в 4 классе
Цель: Совершить с ребятами путешествие в историю, напомнить правила поведения в школе, создать у детей праздничное настроение. Задачи: Вызвать у ребят...
Использование этнокультурного элемента на уроке русского языка в 9 классе
Использование этнокультурного элемента на уроке русского языка в 9 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту К. Г. Паустовского «Медные...