Папки-передвижки

Конспект беседы «Что значит быть патриотом сегодня?»

Ирина Антипова
Конспект беседы «Что значит быть патриотом сегодня?»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка.

Пояснительная записка.

Каждый человек любит место, где он родился и вырос. Родина представляется им не деревней или городом, а целой страной. Так зарождается любовь к Родине. Любить Родину - значит быть ее патриотом, признавать ее такой, какая она есть, гордиться тем, что ты здесь родился, уважать традиции своего народа. Прилагать все усилия для того, чтобы Родина процветала и становилась лучше. Ценить Родину превыше всех мирских благ. Любовь к Родине нельзя купить или обменять на деньги. Тех, кто по-настоящему любит свою страну и готов отдать ей все свои силы, способности, а если потребуется, то и жизнь, называют патриотами. Любить Родину, любить родную культуру, любить родные города, любить родной язык - это самая важная задача, и не надо это доказывать. Но как развить эту любовь? Она начинается с малого. Это любовь к семье, дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к коренным народам переходит в любовь к своему народу, его истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству".

Публикация «Конспект беседы „Что значит быть патриотом сегодня?“» размещена в разделах

План

Тема: Беседа «Что значит быть патриотом сегодня

Цель: Сформировать учащихся понятия и представления, связанные с патриотизмом; воспитание чувства долга перед родиной и своей семьей; ответственности за свои поступки; определить роль патриотизма в жизни современного общества.

Задачи.

1. Познакомиться с понятиями "патриотизм" и "гражданственность»;

2. Обсудить тему патриотизма;

3. Выявить отношение молодых людей к проблеме патриотизма;

4. Порассуждать на тему любви к Родине;

5. Проследить, как эта любовь может быть выражена на примере исторических личностей;

6. Сформулировать такие стремления, как быть за Родину и служить Родине;

Планируемые результаты: учащиеся будут понимать, что такое патриотизм и как он проявляется, приводить примеры из истории и личного социального опыта, когда люди могут пожертвовать своей жизнью ради своей страны.

Метапредметные:

1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; работать по алгоритму;

2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;

4) личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности; формирование мотированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни.

Форма проведения: беседа 9 класс.

Техническое оснащение: мультимедийная установка.

Оформление: эпиграфы на доске. «Что значит быть патриотом

«Патриот тот, кто в самые трудные минуты для родины берется за самые трудные дела.» П. А. Павленко

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»

А. Н. Толстой

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись.»

И. С. Тургенев

Предварительная подготовка

1. Подбор и изучение материала по теме.

2. Подготовка аудитории.

Ход мероприятия.

Дорогие ребята! Сегодня мы проводим беседу «Что значит быть патриотом сегодня Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Послушайте стихотворение.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка — скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Стихотворение было написано Зинаидой Александровой, русской поэтессою и переводчицей. Она также является литературоведом, эссеистом. Ее поэтические произведения с детства. С помощью воспоминаний из детства и юности автор связывает понятия Родины. Слово Родина имеет отношение к тому месту, где человек родился и вырос. Символами Родины являются всё то, что дорого с детства: и родной дом, и дерево у дома где-то далеко на окраине страны. Родина начинается как воспоминания о детстве откуда берётся это чувство. Родина-это самое дорогое, что было у тебя в детстве. И это останется с тобой на всю жизнь. Поэтическое произведение «Родина» является прекрасным примером, как нужно сильно любить свою Родину.

- Можем ли мы быть в этом уверены?

- Можем ли мы быть патриотами за пределами своей Родины?

- Как научиться ценить и любить то, что у нас есть, - свою родину, свою семью, свой род, свою семейную историю?

- Как воспитать в себе способность быть человеком не на словах, а на деле?

- Как проявить уважение к труду наших предков, защитивших для нас этот мир и эту страну?

Об этом мы и говорим сегодня. Давайте рассмотрим эти вопросы. Патриотизм и понятие гражданственности.

Патриотизм - это любовь к своей стране, преданность ей, стремление служить ее интересам и готовность защищать ее ценой собственной жизни.

Патриотизм является одной из устойчивых характеристик человека и выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и кодексе поведения. Кроме того, он является важной частью общественного сознания и проявляется в коллективных чувствах, эмоциях, оценках, отношении к народу, образу жизни, истории, культуре, нации, системе базовых ценностей. Патриотизм проявляется в поведении и деятельности человека, всегда направлен на конкретный и реальный объект, берет начало в любви к малой родине и перерастает в общенациональное патриотическое самосознание.

Патриотизм может быть индивидуальным, коллективным или массовым. Он неразрывно связан с интернационализмом (идеологией и политикой, провозглашающей равенство и общность интересов социальных групп, принадлежащих к разным государствам).

Понятие "гражданство" имеет несколько определений. Например, гражданство - это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность действовать как гражданин; высшая добродетель - быть свободным и полноправным участником политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества (часто государства); приверженность этим интересам и готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Патриотизм и гражданственность включают в себя комплекс взаимосвязанных нравственных чувств и поведенческих характеристик. Любовь к Родине, верность политическому строю, наследование и распространение традиций своих соотечественников, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям Родины, привязанность и любовь к своей Родине, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и способность защищать Родину, нетерпимость к расовой и национальной вражде, уважение к обычаям и культуре других стран и народов, сотрудничество с другими странами и народами. Ниже перечислены наиболее важные аспекты патриотизма.

Что же такое патриотизм? И что нового привнесли в наше понимание этого понятия нынешние непростые времена? Как воспитывать патриотов в сегодняшней сложной, полной противоречий ситуации?

(отвечают ученики).

Мы не можем заставить человека любить свою Родину, но и не можем заставить его ненавидеть свою Родину. Родину не зря называют отечеством или родиной. Потому что Родина - это начало пути человека, его отчий дом, его род, его семья. Следует помнить, что слово родина дословно переводится как "земля отцов". Иными словами, любить Родину, быть патриотом - значит помнить прошлое, заветы и воспоминания предков и пращуров, бережно хранить их для будущих поколений и передавать все, что помнится и сохраняется, из уст в уста, из поколения в поколение.

Россия - это огромное пространство бескрайних лесов и вод. Россия - это бесстрашие ее народа, проверенное многократными неудачами врагов, пытавшихся захватить ее границы. Россия - это непобедимый полководец и флотоводец. Россия - это изобретение, не имеющее аналогов в мире. Россия - многонациональный народ. Россия - это первый полет человечества через Северный полюс (Чкалов, первая зимовка человечества на льдине (Папанов). Первый полет человека в космос (Гагарин). Этот список можно продолжать еще долго. Россия - великая страна, и мы можем с гордостью сказать: "Россия - моя Родина".

Уважение к прошлому Родины.

Два чувства, которые очень близки нашему сердцу.

Наши сердца находят в них подпитку.

Любовь к пепелищу нашей Родины,

Любовь к гробам наших отцов.

Кто не знает этого стихотворения Пушкина? Но задумывается ли кто-нибудь над его смыслом? Поэт признавался в любви к прошлому своей страны. Он понимал, что уважение к прошлому - неотъемлемый элемент уважения к своим современникам и к самому себе. Их деды и отцы, отстоявшие свободу и независимость своей страны в тяжелых боях с врагом на полях сражений Великой Отечественной войны, являются примером беззаветного служения Родине для молодого поколения.

Кто-то сказал: "Там, где забывается культурное и историческое прошлое страны, неизбежно начинается ее нравственное падение".

Действительно, историческое прошлое - это не только настоящее, основанное на достижениях и свершениях. Это также неудачи и ошибки, многие из которых, к сожалению, не исправить.

Так нужно ли нам сегодня беречь и уважать прошлое? Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт предшественников?

Вывод: люди всегда опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности и патриотизма должны начинаться с диалога об историческом прошлом.

Те, кому небезразлична судьба своей страны и ее народа, не должны забывать свою историю и не должны ее стыдиться. Во время Великой Отечественной войны политрук Клочков произнес такие слова: ". Отступать некуда, за нами Москва". И мы не отступили. Не отступили. Один из защитников Сталинграда вспоминал. Если мы сейчас сдадимся, что будет с нашими женами, матерями, детьми? Их убьют немцы. Поэтому мы стойко защищали свою страну и свой народ. Это и есть настоящий патриотизм".

- Ответ на вопрос:

- Приведите пример патриотизма.

- Кроме того, вы считаете себя патриотами. Объясните, пожалуйста, почему?

(Отвечают ученики)

Служба в вооруженных силах.

Праздник "День защитника Отечества" олицетворяет верность присяге, добросовестное выполнение священного долга перед Родиной. Вооруженные силы всегда находились в центре внимания российского общества. В советское время принадлежность к вооруженным силам была большой честью, а на тех, кого туда не брали, смотрели с некоторой долей презрения. Сегодня перспектива "ходить год в стройбате" не вызывает ни желания, ни тем более радости. Тем не менее, армия для каждого мужчины - это школа мужества и профессиональной подготовки, институт, воспитывающий патриотов. Молодые люди, идущие на военную службу, должны знать, что они защищают свою страну, свои семьи, своих матерей, своих жен, своих сестер.

Когда социологи выясняли мнение родителей будущих призывников, они услышали весьма противоречивые аргументы: «за» и «против» военной службы.

По словам опрошенных родителей, основными причинами их нежелания отправлять детей в армию были следующие: «Армия - это пустая трата времени»;

«Я опасаюсь за жизнь своего ребенка ("горячие точки", травмы в армии и т. д.)»;

«Не думаю, что это будет хорошо для моего сына и для моей страны»; «Я должен служить в армии, если будут проведены реформы в армии»; «Дедовщина в армии»; «Там только беспредел»; «Я готов снова служить, только если он не будет служить в армии».

В то же время сторонники службы детей в армии мотивируют их так:

«Армия помогает сделать из него настоящего мужчину»; «Это долг каждого мужчины»; «Армия учит нас жизни»; «Мужчина должен защищать свою страну»; «Армия заставляет соблюдать дисциплину»; «Армия делает мужчину сильнее»; «Не служить в армии - позор для мужчины».

Как Вы считаете? Должна ли служба в армии быть обязательной или нет? Допускаете ли Вы возможность альтернативы военной службе.

Вывод: очень хорошо, что потенциальные призывники стараются выполнить свой гражданский долг, несмотря на всю негативную информацию в СМИ.

Быть патриотом - значит быть ответственным человеком не только перед собой, но и перед своим народом и страной, т. е. домом, в котором живешь. Быть патриотом - значит уважать не только свой народ и семью, но и другие страны, понимать, что на планете Земля ты не один. Быть патриотом - значит стремиться к миру и согласию между народами планеты. Патриот - это тот, кто любит людей независимо от их национальности, расы и других этнических различий.

- Сегодня мы с вами попытались разобраться в понятии "патриотизм" и выявить личные качества настоящего патриота своей страны.

Патриотами не рождаются, ими становятся. Будущее нашей страны

зависит от каждого из вас.

Я предлагаю всем вместе подвести итоги нашей беседы и ответить на вопрос «Что же значит быть патриотом сегодня Как вы это понимаете?

(отвечают ученики).

В заключении хочу поделиться с вами стихотворением Ирины Бутримовой:

Мы патриоты России,

Здесь наша Родина-Мать,

В ней наша гордость и сила,

Наша великая рать.

Здесь наши деды сражались

Жизни своей не щадя,

Чтобы нога иноземца

Не осквернила тебя.

Чтобы в краях, где Есенин

Русский простор воспевал,

Русичей землю родную

Грязный сапог не топтал.

Родина наша святая,

Наша великая Русь,

Сердце тебе отдавая,

В верности вечной клянусь!

Я думаю, что большинство россиян присоединятся к Вашей клятве.

Спасибо, Ирине, за эти проникновенные строки.

Наша встреча закончена. Спасибо за работу!

Список использованной литературы:

1. Наша Родина – Россия. Детская энциклопедия. //под ред Феданова Ю. – М. : Владис, 2017.

2. Бобрик Н. Д. Патриотизм : знак вопроса. «Школьная библиотека», №2, 2000

3. Цветкова О. Н. Государственные символы России: история и современность.

4. «Классный руководитель», №2, 2008

5. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

«Если птицам не до сна, значит, к нам пришла весна!» Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста«Если птицам не до сна, значит, к нам пришла весна!» Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения В своей работе стараюсь большое внимание уделять патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В год 70-летия Великой Победы представляю.

Фотоотчет «Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день!»Фотоотчет «Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день!» Уважаемые друзья,коллеги и гости моей странички! Шестого марта в нашей группе прошел праздник, посвященный Международному женскому дню.

Фотоотчёт «Сегодня мамин праздник-сегодня мамин день»Фотоотчёт «Сегодня мамин праздник-сегодня мамин день» Каждый год в нашем детском саду- в конце ноября отмечается замечательный праздник "День матери". И мы вместе с ребятами готовимся к этому.

Конспект НОД по формированию гендерной принадлежности «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой» в старшей группе Цель: выявить и закрепить понятия ребёнка о себе, как о представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков.

Конспект занятия по рисованию «Эй, ребята, веселей, сегодня — День карандашей!»Конспект занятия по рисованию «Эй, ребята, веселей, сегодня — День карандашей!» Конспект по рисованию на тему: «Эй, ребята, веселей, сегодня – День карандашей!» для детей 3-4 летОО «Художественно-эстетическое развитие».

Конспект сюжетной прогулки «Какая сегодня погода?» для детей 3–4 летКонспект сюжетной прогулки «Какая сегодня погода?» для детей 3–4 лет Тема: Какая сегодня погода? Цели: учить определять состояние погоды: солнечно, пасмурно; познакомить детей с временем года - осень,.

Конспект ОД по развитию речи «Жизнь должна быть наполнена книгами, которые должны быть наполнены жизнью!» для детей 6–7 летКонспект ОД по развитию речи «Жизнь должна быть наполнена книгами, которые должны быть наполнены жизнью!» для детей 6–7 лет Любая книга – умный друг: Чуть утомит, она смолкает; Она безмолвно поучает, С ней назидателен досуг. Лопе де Вега. 10 марта – День первой.

Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости»Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости» Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости». Универсальных средств для здорового образа жизни нет,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы «Что значит быть патриотом сегодня?»
Опубликовано: 28 февраля 2024 в 14:04
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект беседы «Что значит быть патриотом сегодня?»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Антипова (УИ 2578011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД