Мунаев Вадим
Опыт работы «Беседа как важнейшая форма обучения этике младших школьников»
Преподавание этики в условиях постиндустриального общества, когда нравственность не для всех является приоритетом, задача достаточно сложная и, в то же время, крайне необходимая. Важность этического воспитания невозможно переоценить, что показывает весь ход развития современного социума, в котором аморальное поведение отдельных его членов шокирует общество довольно часто. Цель данной статьи состоит в том, чтобы показать возможности беседы в деле обучения этике младших школьников.
Публикация «Опыт работы „Беседа как важнейшая форма обучения этике младших школьников“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Значение беседы, как ведущей формы обучения, известно с античности. Еще Аристотель, Сократ, Конфуций и многие другие известные моралисты акцентировали внимание на беседе, что позволяло этим великим людям распространять собственные взгляды, в достаточно доступной форме, своим ученикам.
В наши дни известным пропагандистом и исследователем возможностей беседы в области преподавания этики младшим школьникам, стал один из ведущих специалистов в сфере нравственного воспитания, доктор педагогических наук, автор серии книг, редактор журнала «Этическое воспитание» А. И. Шемшурина[14].
Следует отметить, что не все педагоги и ученые следуют вышеуказанной точке зрения. Так, ставропольский учитель этики из лицея № 17, И. П. Балабанова в своей учебной программе ставила беседу лишь как одну из форм обучения данному предмету, не придавая ей особого значения[4, с. 60]. В программе И. П. Балабановой уделяется основное место различным интеллектуальным играм (олимпиада, звездный час, конкурс, брейн –ринг и т. д.)
В то же время необходимо отметить, что большинство авторов образовательных программ и методических разработок по этике все же придерживаются представления о первостепенной важности беседы в системе обучения данной дисциплине. Это подтверждается большим количеством часов в их учебных программах, отведенных на беседы. В качестве примера можно привести методические разработки ставропольских педагогов Аксеновой В. И. и Черной Л. И. [2][3], которые построили реализацию своей программы по этике через интегрированные занятия (беседы) с использованием различных упражнений, тестов, творческих заданий, включенных в структуру занятий.
А. С. Егорова, И. Н. Курочкина, В. И. Петрова, Т. Д. Стульник также считают беседу важной составляющей в системе обучения детей этике при этом практически не обращаясь к вышеперечисленным методам обучения (упражнение, творческое задание и т. д.) [7][8][12].
Активно используется беседа, как одна из ведущих форм, на занятиях по учебной программе «Основы этики» (Ставропольский Дворец детского творчества, отдел гуманитарных дисциплин). Младшие школьники, осваивающие данную программу, обучаются 2 года. Уже третий год в отделе гуманитарных дисциплин реализуется экспериментальная площадка «Современные технологии формирования духовно – нравственных ценностей у школьников в условиях детских общественных объединений в системе дополнительного образования детей». В связи с этим в программе учебного объединения активно внедряются различные формы и методы обучения.
Однако, ведущей формой в реализации программы является беседа, выбор которой обусловлен многими причинами. Во – первых, она предполагает нравственный диалог с детьми, который дает возможность каждому высказать свою точку зрения. Вследствие этого беседа более демократична, чем лекция, где вопросы и мнения детей часто выслушиваются лишь в конце занятия. Во- вторых, в ходе беседы создается более доверительная атмосфера, что помогает воспитанникам детского объединения лучше постигать нравственные истины. В – третьих, эта форма занятия лишена жесткого менторского тона, который может вызвать отторжение учебного материала воспитанниками. Самыми тяжелыми последствиями в данном случае будет дискредитация нравственности в глазах детей, чего нельзя допустить ни в коем случае. Кроме того, педагогический опыт учебного объединения показывает, что беседа позволяет воспитанникам легче воспринимать многие нравственные понятия. В-четвертых, в отличие от конкурса, в беседе отсутствует атмосфера соревнования. Это дает возможность воспринимать моральные нормы поведения в благожелательной обстановке, что является ключевым фактором, позволяющим более эффективно обучать и воспитывать детей.
В то же время, опыт педагогической деятельности объединения, диктует необходимость выполнения ряда условий для того, чтобы беседа была успешной и результативной. Прежде всего, это неспешность, выдержанность речи самого педагога. Ключевым фактором успеха занятия является осведомленность педагога по теме предстоящей беседы. Кроме того, диалог с детьми всегда ведется на равных. Значимую роль в успешности этической беседы играет линия проведения занятия. Педагог подводит ребенка к необходимости сделать нравственные выводы. На наш взгляд, изучение этики это не только прочтение этических понятий и правил этикета из книг или усвоения их со слов педагога, но и восприятие учебного материала через чувства. Так, известный писатель Герман Гессе утверждал, что истина должна быть пережита, а не преподана[9, с. 95].
Сложностью беседы является необходимость поддержания внимания детей. Интерес воспитанников достигается за счет использования ряда значимых факторов. Самым важным условием является изучение материала, близкого и понятного детям. Например, педагог в ходе беседы использует рассмотрение проблемных ситуаций школы или семьи, что увлекает детей и активизирует обсуждение темы.
Нравственные переживания достигаются также использованием наглядности и технических средств. Так, традицией учебного объединения стал просмотр небольших фрагментов из мультипликационных фильмов с последующей этической оценкой поведения героев. Например, демонстрация фрагментов из мультфильма «Малыш и Карлсон» вызывает осуждение детьми поведения Карлсона и других персонажей, нарушающих правила этикета. Принцип наглядности учитывается и в месте проведения бесед. Так, в работе оздоровительного лагеря «Веселый улей» (Ставропольский Дворец детского творчества, где педагог ежегодно работает воспитателем, этические беседы об уважении к родному краю проводятся на фоне природы (в лесу, на берегу водоемов
и т. д.).
Кроме того, большое значение в учебном процессе имеет чтение отрывков из известных произведений художественной литературы. Так воспитанников заинтересовывает и мотивирует к изменению своих отношений с окружающими людьми в русле нравственности, рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»[11]. Его обсуждение во всех учебных группах объединения приносит множество нравственных оценок, мнений и вопросов со стороны детского коллектива. Это очень оживляет беседу, пробуждает интерес к этическим проблемам, помогает ребенку выстраивать собственную моральную позицию, делать выбор в пользу нравственности по многим школьным и семейным вопросам. Одним из результатов анализа произведения является более широкое использование вежливых слов воспитанниками в повседневной жизни.
В процессе беседы также важна эмоциональность изложения учебного материала, которая играет решающую роль в проведении занятия. Эмоции вызывают неподдельный интерес воспитанников. Поэтому речь педагога должна быть эмоциональна.
Эмоции вызываются также использованием возможностей рисунка и живописи для более глубокого усвоения этических понятий. В этой связи педагогом В. С. Мунаевым вводится методика обучения этики с использованием изобразительного искусства. Ведь акцент на формально – логических способах изучения материала, опора на развитие одного лишь абстрактного, теоретического мышления, не способствует гармонии духовной жизни детей[1, с. 3]. Поэтому программа «Основы этики» учитывает наглядно - образное мышление младших школьников, их стремление к изображению действительности и ее исследование через визуальное восприятие, творчество, сказки и мифы. Это помогает педагогу реализовывать программу, мотивировать детей изучать предмет, облегчать понимание произведений фольклора, которые содержат главные этические ценности.
Опыт работы учебного объединения показывает, что большой популярностью среди детей пользуются рисунки, которые они делают после прочтения отрывка из
какого- либо художественного произведения. В рисунках дети передают свои нравственные мысли и переживания, связанные с темой этической беседы. Часто это подвиги героев, изображение прекрасных и добрых дел, достойных воспроизведения средствами искусства. Так, многие с радостью передают красоту нравственного поступка Жени из сказки В. Катаева «Цветик – семицветик». Отображение в рисунке добрых дел помогает ребенку подвести итог занятию, закрепить пройденный материал, объединяя этические и эстетические ценности. Ведь добро, по образному выражению Б. Бушелевой, является сестрой красоты[5, с. 39].
Интегрированное занятие (с использованием литературы и изобразительного искусства) строится по следующей схеме: 1)чтение небольшого отрывка из литературного произведения (до 10 минут); 2)обсуждение и нравственная оценка педагогом и детьми данного учебного материала (до 20 мин); 3) последующее изображение его красками или карандашом на бумаге (15 мин). Приоритет расходования большей части времени на первый и второй этапы обусловлен тем, что в этике важна нравственная оценка поступка, поэтому вербальный компонент преобладает над рисунком в распределении времени занятия.
Другим важным элементом в проведении бесед в нашем объединении является использование методики этического диалога, автором которой является
А. И. Шемшурина. Главным в беседе этот исследователь и педагог считает «выход на дискуссию, пробуждающую мысль и обучающую школьников мыслить»[13, с. 87]
В учебном объединении это достигается за счет применения всех вышеуказанных в статье методов. При этом важное место в беседе уделяется самораскрытию школьника, чтобы, словами А. И. Шемшуриной, «диалоги позволяли школьнику в той или иной форме рассказать о себе, своих переживаниях и мыслях, обнаружить свои нравственные представления и меру этической культуры»[13, с. 99-100]. Обнаружение своих взглядов позволяет создать почву для дискуссии, что влияет на выработку ребенком своей нравственной позиции и соответствующего поведения.
Но для того, чтобы результаты этических занятий были эффективны, необходимы практические дела. Мы согласны с Б. Т. Лихачевым в суждении о важности единства вербально - мероприятийного и деятельностно - мероприятийного компонента в воспитании, что реализуется в подходе целостности[10, с. 378]. Поэтому в объединении не только проводится вербальное обучение (беседы, но и проходит методичная и систематическая практическая работа – деятельность, целью которой является практическое применение знаний, полученных в ходе учебных занятий. Например, часто по собственной инициативе, детьми регулярно совершаются добрые поступки, что позволяет сделать зримыми те моральные ценности, которые формировались на занятиях. Добрые дела - сделанные детскими руками подарки к праздникам (рисунки, открытки, бумажные цветы и т. д.) для родителей, учителей и друзей. Кроме того, в традициях объединения стало ведение «дневников поступков», в которые родители сами выставляют оценки своим детям за этичное поведение в семье и за ее пределами. Чтение дневников является составной частью этической беседы. Поэтому на занятиях педагог регулярно зачитает дневники и дает высокую оценку тем детям, чья деятельность вызывала моральное поощрение родителей.
Важной составляющей практических дел стало привлечение интересных людей города к участию в работе учебного объединения. Пример их жизни мотивирует к изучению этики и воспитанию в духе нравственности и любви к родному краю. Так, интересным и важным событием в учебно-воспитательном процессе стали встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
Большое значение в объединении играет формирование любви не только к человеку, но также ко всему живому в окружающем мире. Упомянем о периодическом пополнении кормушек для птиц рядом с нашим учебным учреждением.
Все вышеуказанное помогает изучению этики, формированию нравственности не только на словах, но и на деле. Это позволяет реализовать утверждение, что нравственность проявляется в поступке[6, с. 17].
Подводя итог, необходимо отметить, что педагогический опыт объединения привел к необходимости активного использования возможностей такой важной формы обучения этике как беседа, итогом которой становится формирование практических навыков нравственного поведения. Важной составляющей этических бесед в нашем объединении стало применение инновационных методик построения нравственного диалога с включением в него дискуссии, поддержания интереса и мотивации к дальнейшему обучению предмету посредством использования технических средств, а также широких возможностей изобразительного искусства.
Список литературы
1. Аксенова В. И. Живая этика. Спецкурс. 2 класс. Ставрополь, 1995.
2. Аксенова В. И. Черная Л. И. Живая этика. Материалы спецкурса. 5 класс. Ставрополь, 1995.
3. Аксенова В. И. Живая этика. Спецкурс. 6 класс. Ставрополь, 1996.
4. Балабанова И. П. Урок – это маленькое мероприятие. Сборник нетрадиционных форм и методов обучения на уроках этики в школах и лицеях 1 ступени. Ставрополь, 1998.
5. Бушелева Б. Этика и этикет общения. Петропавловск-Камчатский, 1993.
6. Горелов А. А. Горелова Т. А. Этика. Учебное пособие. М., 2007.
7. Егорова А. С. Этикет для детей. М., 2010.
8. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых. Учебное пособие. М., 2001.
9. Леви В. Вагон удачи. М., 2006.
10. Лихачев Б. Т. Педагогика. М., 2003.
11. Осеева В. Волшебное слово. М., 1990.
12. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4 – 7 лет. Пособие для педагогов и методистов. М., 2007.
13. Шемшурина А. И. Аксиологические основы воспитания, М., 2012.
14. Шемшурина А. И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1 – 4 классов. М., 2006.