Лучший педагог года

Конспект беседы по краеведению «Мы в Мордовии живем»

Наталья Вельмяйкина
Конспект беседы по краеведению «Мы в Мордовии живем»

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной? У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину.

Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?

Публикация «Конспект беседы по краеведению „Мы в Мордовии живем“» размещена в разделах

Воспитатель: Ребята, в какой республике мы с вами живем? Мордовии). Назовите столицу Мордовии? (Саранск).

Воспитатель: Дети, что мы с вами делали, чтобы больше узнать о Мордовии?

Правильно, мы ходили в наш мини-музей на экскурсии, читали стихи, сказки, рассматривали фото, картины художника Ф. В. Сычкова, знакомились со скульптурами С. Эрьзи, слушали мордовские, русские, песни. Дети, а вы хотите побывать у кого-нибудь в гостях? Мы сегодня побываем в гостях у мордовского, народа. Россия – самая большая страна в мире, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина. Мордовия занимает вот такую небольшую территорию.

Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится Мордовия, называя главный город Саранск.

Показывает флаг и герб Мордовии. Воспитатель объясняет значение каждого герба. Дети подходят к столу, называют символы народа (флаг и герб).

Воспитатель: Дети давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в Мордовии (Ответы детей).

Дети подходят к выставке кукол в национальных костюмах, рассматривают костюмы, повторяют за воспитателем названия: русский, мордовский, татарский. Скажите, а вам интересно было бы познакомиться с традициями и культурой этих народов? Ответы детей.

Воспитатель: Мне тоже очень интересно, поэтому я предлагаю вам поближе познакомиться с одним из народов, который называется - мордва.

Чем занимается народ Мордовии? (Выращивает хлеб, занимается охотой, гончарным делом, делает изделия из бересты).

Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме (можно использовать куклу в национальном костюме).

Воспитатель: Дети, к нам пришла гостья.

А как тебя зовут? (Алдуня) Это русское имя? Что вы чувствуете, когда произносите это имя? А как вас зовут? (Дети проговаривают свои имена) А какая красивая и необычная у нее одежда. Эта девочка – мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм.

Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.

Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)

Алдуня:

Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это – панго – праздничный головной убор замужней женщины. Руця – платок. Налобная повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов – для девушки. Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют) А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай. (Дети повторяют, как называется пояс) Панар – это белая женская рубаха.

Д/игра “Назови одежду”.

Воспитатель: Алдуня, мы пришли в гости, чтобы узнать о мордовских обычаях, культуре, фольклоре. Пожалуйста, расскажи нам все, что ты знаете о своем народе.

Алдуня: С удовольствием расскажу. Я хочу пригласить вас в гости. Сегодня мы побываем с вами в мордовской семье.

Рассказ об истории и культуре мордовского народа :

«Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи. Мордва - эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает фотографии людей в национальной одежде) .

Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «аляй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «тядяй».

Воспитатель: Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

Дети играют в мордовскую игру «Два круга» под народную песню.

Ребята, кроме таких замечательных песен, игр, наш народ придумывал замечательные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, ни минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду.

Воспитатель:

Ребята, очень красивые места в Мордовии, а мы все с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя… Россия. Для каждого из вас дорог тот край, где вы родились. (Спросить 2-3-х детей, где родились). Для нас- это Мордовия.

Родина моя, бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал,

Все места для нас святые,

Где бы ты в России не бывал.

Воспитатель: Ребята,а какие пословицы вы знаете о Родине и России?

Дети: 1. Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.

2. Жить – Родине служить.

3. Лучше нет родного края.

4. На родной стороне и ворона родная.

Алдуня: А какие пословицы есть у мордовского народа о Родине?

Дети: 1. Без ветвей не дерево – без детей не семья.

2. В родном краю, как в раю.

3. Краше Родины нет ничего.

4. На родной стороне и камушек знаком.

Алдуня: Ребята, мордовский народ очень трудолюбив и гостеприимен, есть у нас и свое народное творчество. Это ткачество, вышивка, работа с деревом, плетение корзин, туесков. Я приглашаювас посмотреть выставку работ. (дети рассматривают).

Алдуня:

Очень богат наш край, наш народ любит свою Родину и заботится о лесах, реках, бережет достояние республики. У нашего народа много традиций и обычаев. А какие у вас в группе есть традиции?

Дети:

• Справляем именины детей.

• День рождения Земли.

• Экологические тропы.

• Проводы зимы, масленица, колядки.

Алдуня:

Мы тоже любим праздники. У нас есть праздник “Кереть-озке”. “Кереть” - означает плуг, “озке” - моленье. Этот праздник посвящается посевным работам. А на праздниках мы играем в игры, поем, пляшем. Вот я и хочу с вами поиграть в игру “Раю-раю”.(Проводится игра).

Алдуня: На память о нашей встрече я дарю вам эту книгу – “Былины мордовского народа”

Звучит мордовская песня.

Воспитатель: Как хорошо, что наши мамы знают и берегут традиции своего народа, правда, ребята? Ведь любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, - «мама» и «Родина».

Ребенок. Мама и Родина очень похожи.

Мама красивая, Родина тоже.

Вы присмотритесь, у мамы глаза

Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Та, что на наших полях колоситься.

Много у Родины общего с мамой,

Самой красивой, ласковой самой!

Воспитатель: Как много мы узнали. Очень много людей разных национальностей живет у нас в Мордовии. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары, русские. Все они вместе дружат, вместе играют.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля, -

Все напоминает нам о самом важном –

Только здесь родимая земля!

Публикации по теме:

Беседа с детьми «Ушедшие в бессмертие» (о воинах — интернационалистах Мордовии, не вернувшихся с Афганской войны)Беседа с детьми «Ушедшие в бессмертие» (о воинах — интернационалистах Мордовии, не вернувшихся с Афганской войны) Уважаемые коллеги! Накануне дня Защитника Отечества в старшей группе я провела беседу о воине - интернационалисте Афганской войны Сергее.

Формирование патриотических чувств путем приобщения детей к культурно — историческому наследию республики Мордовии, страны «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости.

Видеоотчет «Вот как мы живем» Фото отчёт "Вот как мы живем" мероприятий (в течении 2011 - 2012 учебного года) в подготовительной группе "Незабудки" муниципального бюджетного.

Фотоотчет «Вот как мы живем»Фотоотчет «Вот как мы живем» Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о некоторых событиях в нашей группе в феврале. Ребятам в нашем детском саду скучать не приходится. Ведь.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Флаг моей малой Родины — Мордовии» Программное содержание: 1. Воспитывать в детях чувства уважения и любви к своей малой Родине 2. Уточнять и расширять знания детей о Мордовии.

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей деятельности «Растения Мордовии» для старшей группы детей с заиканием Цель: автоматизировать плавную и медленную речь в процессе коррекционно-развивающей деятельности. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект НОД «Животные Мордовии» на тему «Животный мир Мордовии» Программное содержание: 1. Уточнить и расширить представление детей о разнообразии животного мира мордовского.

Развлечение, посвященное Дню родного языка «Путешествие по городам Мордовии» Развлечение, посвященное дню родного языка «Путешествие по городам Мордовии» Подготовила : Музыкальный руководитель МДОУ «Детский.

Сценарий утренника «Осень в Мордовии» "Осень в Мордовии" «Осенний листопад» (Дети легким бегом заходят в зал, и танцуют с листочками) Ведущий: Край родной, где родились, Где.

Стенгазета «Мы живем в России»Стенгазета «Мы живем в России» в нашем детском саду прошла неделя толерантности, под девизом " дружат дети всей земли! родителям и деткам дали задание, нарисовать флаг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы по краеведению «Мы в Мордовии живем»
Опубликовано: 9 ноября 2015 в 14:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД