ирина Алексеенко
«Защитника сила — былинная стать». Беседа о богатырях, воспетых в русских былинах
▼ Скачать + Заказать документы
беседа о богатырях, воспетых в русских былинах
Тема «Защитника сила - былинная стать".
Цель
- дать детям знания о былинах, как жанре русского устного народного творчества;
Задачи
- сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов);
Публикация «„Защитника сила — былинная стать“, Беседа о богатырях, воспетых в русских былинах» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- учить детей составлять описательные рассказы по картине;
-развивать связную речь, воображение;
- воспитывать интерес к живописи, истории России.
Материал Репродукция картины Васнецова «Три богатыря», книжные иллюстрации, изображающие былинных богатырей, тексты былин.
Предварительная работа чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей», и др. Рассматривание картин Васнецова «Три богатыря». Заучивание пословиц, поговорок.
Ход занятия
Воспитатель Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с замечательными русскими былинами, в которых с древних времён воспевались лучшие качества защитника Отечества. Как вы думаете, какие же это качества
Дети Сила, смелость, ловкость.
Воспитатель Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. Какие пословицы вы знаете Ответы детей.
Воспитатель Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именуют Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают родину - край отцов. Но, живя на русской земле, считая ее своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто жил на ней раньше нас, и для кого она была тоже родной Ведь они пахали деревянной сохойте поля, по которым сейчас ездят тракторы, комбайны; плавали по тем рекам, по которым сейчас плавают современные яхты и корабли. Днепр, Волга, Москва-река,- все это древние названия. Но за каждым из них своя история, свой подвиг. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о них складывали былины. Послушайте стихотворение
Широка ты Русь по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение
Дети гордость, храбрость.
Воспитатель Правильно, гордость. Вот и былины слагались, чтобы отразить и сохранить для потомков, для нас с вами, гордость за мужество и храбрость защитников Отечества, - русских богатырей.
Былина - это песнь-сказание. Создателями былин является народ, поэтому былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы, например, сказки Пушкина. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Кто является героями былин
Дети Богатыри.
Воспитатель Правильно. Послушайте, как говорится о богатырях в былинах. Читает детям фрагменты былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей». Поясняет, что все эти произведения - былины. Обращает внимание на поэтичность былин, на использование в них специфических речевых оборотов добры молодцы, ворог лютый и т. п. Поясняет детям их значение.
Дети задают вопросы, уточняют полученную информацию.
Воспитатель А каких былинных героев вы уже знаете
Дети Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Физминутка
Воспитатель Молодцы! Сегодня я хочу познакомить вас с картиной Виктора Васнецова «Богатыри».
Демонстрирует иллюстрацию «Три богатыря» Васнецова.
Дети рассматривают картину, задают вопросы.
Воспитатель рассказывает о картине «Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова. Это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому,- картина, призванная выразить дух русского народа. Герои-богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера.
В центре - Илья Муромец. Он прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. В одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Сильный телом, он, не смотря на грозный вид, - исполнен великодушия и добродушия.
Богатырь справа, самый младший, - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами, - представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают знания, культурность Добрыни, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие мудрости.
Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный пейзаж, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру гривам, вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, вносит дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
Кто из богатырей вам понравился больше всего Ответы детей. Какие впечатления у вас вызвала картина «Три богатыря» (Ответы детей) Пальчиковая гимнастика «Бойцы»
(Сжать пальцы в кулак и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших).
Пальцы эти - все бойцы,
Удалые молодцы.
Два - больших и крепких малых.
(Показать раскрытые ладони).
И солдат в боях удалых
Два – гвардейца – храбреца,
(Сжать пальцы в кулак и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших).
Два – сметливых молодца,
Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два мизинца – коротышки
Очень славные мальчишки!
Воспитатель А теперь давайте рассмотрим книжные иллюстрации к былинам (выставляет на доске книги, вызывает нескольких детей для описания иллюстраций). Что изображено на этой иллюстрации Покажите кто из трех богатырей Илья Муромец
Дети дополняют рассказ-описание выступивших ребят.
Воспитатель Молодцы! А теперь давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь (Ответы детей). Где их можно встретить
Дети Это пожарники, пограничники моряки, полицейские и т. д
Воспитатель Всё верно! Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины. Молодцы! Вы сегодня отлично отвечали на вопросы, вели беседу. Давайте же будем такими сильными, смелыми, храбрыми, не обижать слабых, а помогать им, уважать старших и вы обязательно вырастите настоящими богатырями.