О некоторых проблемах игровой деятельности современных дошкольников

Пятакова Оксана
О некоторых проблемах игровой деятельности современных дошкольников

«О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проблема организации игры дошкольников была и остается важной проблемой многих ученых, профессиональных педагогов и родителей.

Работы Т. П. Авдуловой, Н. А. Коротковой, Л. М. Костиной, Е. А. Бугрименко и Л. И. Элькониновой и др. посвящены различным аспектам игровой деятельности детей дошкольного возраста. В последнее время появились многочисленные педагогические технологии руководства игровой деятельностью дошкольников, но, к сожалению, уровень развития игровой деятельности современных дошкольников остается невысоким.

Ученые, исследующие игру, высказывают острое сожаление по поводу сокращающихся возможностей для игры. Растущие требования к уровню жизни и, как следствие, высокая рабочая занятость взрослых приводят к изменению характера взаимодействия между родителями и детьми. Взрослые часто не осознают значения ролевой игры, пренебрегая игровым взаимодействием. Культура игры и игровая культура в современном мире теряют свои позиции.В основе этого процесса лежат многие причины:

Разобщенность детей, отсутствие «дворовых ватаг» и шумных компаний. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства.

Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большинство игрушек ориентированы на индивидуальное пользование, и почти не выпускаются игрушки, направленные на развитие совместных способов действия, развитие общения ребенка со сверстниками и со взрослым.

В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, а значение межличностного общения и нравственного формирования личности снижается

Передача традиции от старших детей - младшим, от взрослых - детям утрачивается. В однодетной семье не посещающий детский сад ребенок не имеет возможности приобщиться к игровым ценностям, правилам и традициям.

Е. А. Бугрименко и Л. И. Эльконинова отмечают разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника, считая, что существенный вред детской игровой культуре причинила возрастная сегрегация (разделение) детей в детских садах. Кроме того, авторы выделяют такие причины исчезновения игры из жизни детей, как утрата взрослым четких ориентиров и символов взросления; исчезновение выразительных форм упорядоченности семейной жизни и наглядности профессиональных занятий.

Родители не всегда представляют себе истинную ценность игры, предпочитая «более серьезное» времяпрепровождение для детей. Наряду с этим у родителей вызывает сложности сам процесс совместной игры - как и во что играть.

Распространенной среди взрослых является точка зрения, согласно которой для игры нужны игрушки, а партнер - не обязателен, ребенок может играть один, и нет никакой необходимости учить его играть. Кроме того, появляются все новые формы досуга (телевидение, компьютерные игры, вытесняющие игровую деятельность

Современная система воспитания и обучения не только выделила детей из мира взрослых, но и отделила их друг от друга. Ребенок не включен ни в трудовые отношения, ни в бытовые, и, наконец, он лишается возможности игровой деятельности. Лучшим другом ребенка уже сейчас является телевизор или компьютер, которые формируют совершенно определенный тип взрослого.

Впечатления ребенка от окружающего мира в большей степени связаны с событиями «игрового»характера: мультфильмы, кино, компьютер, цирк, театр, аттракционы, где нет места взрослому с его деятельностью, которого надо познавать, есть удовлетворение потребностей во впечатлениях, притоке информации, а потребность в общении занимает все более низкий ранг в иерархии мотивов. Общество ориентирует своих членов на индивидуальность и потребление, а не на взаимосвязанность и творчество.

Даже современное городское пространство ограничивает возможности совместной игры детей. Массовые застройки, скученность населения и высокая преступность изолируют детей, ограничивая их возможность свободного, активного, игрового общения. Игра на открытом воздухе фактически утрачена, а значит, утрачены и связанные с ней правила, ритуалы.

Ребенок не входит в жизнь взрослого, ему создают свой собственный мир, чрезвычайно насыщенный, но изолированный, в рамках которого дети и существуют. Разрыв между мирами усиливается, отсюда и нежелание взрослеть, и инфантилизация, и подростковый кризис и безответственность.

Игра является своего рода социальным зеркалом, с помощью которого ребенок может взглянуть на отношения между людьми и на возможность собственного участия в этих отношениях, - на себя в потенциальных социальных взаимодействиях. Отсутствие игры в дошкольном возрасте приводит к тому, что период формирования основ личности, базовых психических функций обеднен и ограничен лишь когнитивной составляющей. (когнитивный, когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») В период интенсивного развития общения дети одиноки и предоставлены сами себе. Поэтому ежегодно увеличивается количество взрослых посещают тренинги общения и личностного роста.

Игра современных детей неизбежно и непреодолимо меняется под воздействием изменений, происходящих в обществе. Меняются сюжеты и роли, структура игры и ее мотивы. Поэтому крайне необходим комплексный подход к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности Музыкальный руководитель: Лисицына Н. Б. «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности» Ритмическая способность.

Формирование у дошкольников социально-личностных качеств посредством игровой деятельности Конспект занятия по игровой деятельности во 2-ой младшей группе на тему: «Кукла Маша друзей потеряла» Подготовила и провела: воспитатель.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности старших дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности старших дошкольников Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в игровой деятельности» Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников в игровой деятельности" Подготовила: воспитатель Жаркова Н. А. Цель: развивать.

Особенности развития игровой деятельности дошкольников в современном мире Особенности развития игровой деятельности дошкольников в современном мире По мнению Фридмана, в современном обществе поменялись требования.

Применение интерактивной доски в игровой деятельности старших дошкольников Наше дошкольное учреждение уже много лет углубленно работает по краеведению, опираясь на парциальную программу «Краеведение для дошколят»,.

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности Развитие речи дошкольников в игровой деятельности Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности .

Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная.

Проект «Эмоциональное развитие дошкольников посредством игровой деятельности» Марий Эл Республикын Туныктыш да шанче министерствыже «Йошкар-Ола» ола округ администрацийын туныктыш викетемже «Йошкар-Оласе 23-шо №-ан.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Мебель, интерьер
  • Мебель, интерьер
Автор публикации:
О некоторых проблемах игровой деятельности современных дошкольников
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 20:36
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Яркому летнему развлечению, которое любят дети и взрослые, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми интересно провести день и...

18 июня. День радуги на МААМ

Радуга – это настолько необычное природное явление, что оно кажется волшебным. Как объяснить детям, что такое радуга и как она образуется – простыми словами?  Как дать ему понять, что пробежать по этому...


Горячие темочки