ольга фролова
Конспект занятия «Беседа о рыбах»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Формирование знаний об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.
Загадки:
1. У родителей и деток вся одежда из монеток.
2. Куда хотим, туда плывём, река наш дом, мы в ней живём.
3. Плавают под мостиком и виляют хвостиком. По земле не ходят, рот есть, да не говорят, глаза есть – не мигают, крылья есть, а не летают.
- А как вы догадались? (Одежда из «монеток» - это чешуя, ей покрыто туловище рыбы. Рыбы живут в реке, они плавают, имеют хвостики и т. д.)
Публикация «Конспект занятия „Беседа о рыбах“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Темочки
- А вы знаете какие рыбы водятся в нашей реке? (Ответы детей)
Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб? (Ответы детей)
- Почему вы так решили? (Рыбы питаются, движутся, дышат, размножаются.)
Рыбы делятся на группы по месту обитания:
— Рыбы, живущие в реке, называются… речными.
— Рыбы, живущие в море, называются… морскими
- рыбы, живущие в аквариуме, называются … аквариумные
Чем питается рыба? (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, часто лакомится икринками других видов рыб).
- Внимательно рассмотрите изображение и назовите части тела рыбы. (Голова, тело, хвост, плавники.)
- Глаза у рыб могут видеть только на расстоянии до 1 м. Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности. Положение и размер глаз также различны. Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде.
Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, чтобы привлечь хищника за несколько сот метров.
Рот рыбы служит для захвата пищи и пропуска воды в жабры, он имеет различную форму и положение, которое зависит от способа и характера питания рыбы. Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост.
- А чем, ребята, покрыто туловище рыбы? (Ответы детей)
- А как вы думаете, для чего рыбе чешуя? (Предположения детей)
Тело рыб покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть линии - полосы, напоминающие кольца. По этим полосам можно определить возраст рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью, которая благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий.
- Скажите, кто из вас знает, для чего рыбе хвост? (Предположения детей)
Я вижу о том, что хвост нужен рыбам для того, чтобы двигаться вперед, вы знаете. Но помимо этого хвост служит рыбам еще и рулем. А некоторым рыбам длинный хвост нужен для того, чтобы нападать на свои жертвы и защищаться от врагов. А морской конек, например, при помощи хвоста прикрепляется к водным растениям.
Органы движения – не только хвост, но и плавники. Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами, которые необходимы для управления движения и балансировки.
Ребята, обратите внимание на окраску рыб. Что вы можете сказать? (ответы детей)
- Верно, окраска у рыб различная. Она служит рыбе для маскировки, так как делает рыбу малозаметной в водоеме.
Ребята, а есть ли польза от рыб и какая?
- Рыбы являются важной частью нашего питания, т. к. содержат много белка; из рыб получают жир, богатый витаминами. Рыбы – богатейший источник витаминов и минеральных веществ. Кроме этого рыбу используют для производства кормовой муки для домашних животных. Из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.
Таким образом, роль рыб в жизни человека очень велика.
- А надо ли беречь рыб и почему? (Предположения детей)
Нельзя без надобности вылавливать рыбу иначе она полностью исчезнет.