Ольга Геннадьевна Макарова
Беседа «Опера — волшебная страна!»
▼ Скачать + Заказать документы
Родиной оперы считается Италия. Сам жанр возник в результате имевшего места в XVI веке спора о том, что важнее: слова или музыка. Широко было распространено мнение, что поэт все-таки важнее композитора,
Оперный театр есть не в каждом городе, но если уж он есть, то можно быть уверенным: это самое впечатляющее и великолепное здание! Большинство оперных театров выглядят как дворцы.
ОПЕРА- это волшебная страна, театральный спектакль с сюжетом, действием, костюмами, декорациями. Артисты свои роли поют, а не говорят. Но опера, в отличии от концертного исполнения, соединяет и пение, и симфоническую музыку, и балет, и драматическое действие, и живопись. Это целое содружество разных видов искусств. Но главное в опере, конечно же, музыка.
Публикация «Беседа „Опера — волшебная страна!“» размещена в разделах
В театре оперы и балета оркестр - симфонический, он состоит из четырёх групп инструментов: струнные, духовые, ударные и клавишные. Оркестр садится веером, чтобы музыканты могли видеть дирижёра.
В то же время каждой группе инструментов отводится своя зона в оркестре. Более громкие и сильные располагаются дальше от слушателей, а тихие – ближе.
Дирижера называют властелином оркестра, а к особенно выдающемуся обращаются «маэстро». Дирижёр руководит не только оркестром. Он работает и с музыкантами, и с исполнителями, и с хором – практически держит весь спектакль в своих руках.
Давайте представим, что мы в зрительном зале, и вот уже гаснет свет, слышны звуки настраиваемых музыкальных инструментов. Занавес еще закрыт. Освещена только оркестровая яма - так называется место перед сценой, где расположен оркестр. Сейчас дирижер подойдет к пульту, поднимет палочку и… зазвучит оркестровая увертюра. Слушая ее, мы настраиваемся к оперному действию, настроить свои мысли и чувства на определенный лад.
И вот, открывается занавес и начинается театрализованное действие.
Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.
За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.
По ходу сценического действия герои общаются, обмениваются репликами, часто поют одновременно – в ансамбле. Это слово французское, означает – «вместе». В опере ансамбли получают названия в зависимости от состава исполнителей. Поют двое - это дуэт, трое - трио, четверо- квартет.
Основное развитие оперного действия происходит в речитативах, что в переводе означает «чтение в слух, декламация». В речитатива персонажи скороговоркой пропевают короткие фразы-реплики, сообщая друг другу подробности оперного действия.
Основные же характеристики героев даются в сольных музыкальных номерах- ариях, которые являются как бы музыкальными портретами тех, кто их исполняет. В ариях (по-итальянски – «песня») герой или героиня раскрывают душу.
Почти в каждой опере предусматривается включение балетных номеров, танцев. Это её очень украшает, разнообразит действие.
Кроме главных героев, по имени которых часто называется и сама опера (например, «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Снегурочка», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», и т. д. , есть в ней действующие лица без собственных имен. Это могут быть гости на балу или целое войско. Людей много, но все они поют одну многоголосую партию. Это оперный хор.
Неподготовленному слушателю будет сложно проникнуться величием оперы. Перед началом представления будет полезно познакомиться с либретто произведения, чтобы представлять сюжет произведения.
Для тех, кто не слышал ещё ни одной оперы, можно порекомендовать выбрать что-нибудь для первого прослушивания из следующего списка:
Дж. Верди «Травиата», «Риголетто», «Аида».
В. А. Моцарт: «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Женитьба Фигаро».
Г. Гендель «Юлий Цезарь».
Ж. Бизе «Кармен».
П. И. Чайковский: «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».
М. П. Мусоргский «Борис Годунов».
Разумеется, список можно и нужно дополнять.
Профессионалы советуют не только прослушивать диски с записями и просматривать киноверсии опер, но и посещать оперный театр. Важен эффект присутствия на этом празднестве музыки и поэзии. Так что смело берите билеты!