МААМ-картинки

Конспект беседы с учащимися струнного отделения ДШИ «История создания песен военных лет» (1 фото)

Наталья Борщевская
Конспект беседы с учащимися струнного отделения ДШИ «История создания песен военных лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Беседа с учащимися струнного отделения ДШИ тему :

«История создания песен военных лет» .

«Песня также может разить врага,

как и любое оружие»

А. Александров.

День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас. Идут годы…. Но каждый раз, когда мы вспоминаем эти памятные даты, всегда всплывают строки песен.

Публикация «Конспект беседы с учащимися струнного отделения ДШИ „История создания песен военных лет“» размещена в разделах

Сегодня мы будем говорить о песнях Великой Отечественной войны, об истории их создания, о том как они провожали наших солдат на фронт и встречали в освобожденных городах, о том, как поднимали в бой и помогали пережить потерю близких, шагали вместе с пехотой и ехали с танкистами по пыльным дорогам войны, поднимались в небо на крыльях с красными звездами и бороздили морские просторы. О песнях, которые помогли выжить и победить!

В Германии перед войной вообще не пели лирических песен, повсюду слышались одни марши! В этих маршах прославлялась Германия, воспевалась немецкая нация и нацистские вожди. Эти песни должны были поднять боевой дух немецких солдат перед походом на Восток для завоевания жизненного пространства. С таким боевым духом немецкий солдат переступил границу нашей страны, и полились нацистские марши по нашей земле. И везде, во всех уголках России, против этих маршей поднялся весь наш народ: солдаты и матросы, старики и дети, люди всех национальностей поднялись на борьбу, чтобы никогда не слышать на своей земле этих нацистских маршей.

Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Я перечислю только названия: «Синий платочек», «Темная ночь», «Катюша», «Землянка». И ещё много других… Это были не маршевые, а лирические песни. В них говорилось о любви, о родном доме, о березках, о соловьях. И эти песни победили! Потому что с этими песнями наши люди защищали не жизненное пространство, а родную землю, родные березки, любимых и близких.

Война и песня. Что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе, на привале. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться от слабости и паники.

Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина требовал, чтобы солдаты знали эти песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня-это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому, что боец-песенник будет сражаться до последнего.

Главная песня Великой Отечественной – «Священная война». Эта песня содержала заряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатывается к горлу и слезы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой….»Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева- Кумача «Священная война». Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сразу же сел за рояль и сочинил к ним музыку. Придя на репетицию ансамбля, он объявил, что будут разучивать новую песню «Священная война». Ноты и слова были написаны мелом на доске. День ушёл на репетицию с оркестром, а потом премьера песни на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост- своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале- шум, суета, звуки радио. Но вот поднимается рука Александрова и зал затихает…

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, то в зале наступила абсолютная тишина. На суровых лицах бойцов были видны слёзы, и это волнение передалось и исполнителям. У них тоже были слёзы на глазах…Песня утихла, но потребовали повторения….Пять раз подряд пел ансамбль песню «Священная война».

Так начался славный и долгий путь этой песни. Её пели повсюду- на передовом крае, в партизанских отрядах, в тылу.

Песня Михаила Блантера на стихи Михаила Исаковского «Катюша», говоря современным языком, многолетний музыкальный «хит.»

Эта песня написана в конце 30- х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность. В 1938 году уже известный тогда поэт Михаил Исаковский написал несколько теперь уже всем известных строк — о девушке Катюше, вышедшей на крутой берег, и запевшей песню.

И в этот момент вдохновение покинуло Исаковского. Как вспоминал поэт, он решительно не знал, что дальше делать с героиней. В результате стихи были отложены в сторону. Как-то Михаил Васильевич встретился с композитором Матвеем Блантером, с которым познакомился незадолго до этого. Поэт рассказал — начал работу над стихами, но дальше дело не идет.

Матвея Исааковича Катюша «зацепила». Да так, что по признанию композитора, он не мог больше ни о чем думать, кроме образа девушки. А взявшись за дело, композитор написал музыку, и фактически поставил Исаковского перед фактом — текст придется дописывать.

Сюжет продиктовала жизнь. В воздухе ощущалось приближение большой войны. В самом разгаре была гражданская война в Испании, советские войска отражали атаки японцев у озера Хасан. Поэтому девушка Катюша посыла привет бойцу, который стоит на страже рубежей Родины. Каких именно, не говорится, что и сделало песню подходящей буквально ко всем временам. Первая запись «Катюши» на пластинке появилась в 1939 году.

Но в 1941 году «Катюша» стала уже не просто популярной песней, а одновременно и гимном, и молитвой сражающегося народа. Появились десятки, если не сотни вариантов песни, где Катюша становилась и медсестрой, и партизанкой, сражающейся с фашистами. Некоторые куплеты посвящались уже самой песне. Впоследствии «катюшами» стали именовать и новые модификации оружия.

Удивительно, но песня «Катюша» начала покорять иностранцев еще в годы войны. Так, например, неофициальный гимен испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне гитлеровцев — «Примавера» — представляет собой переделанный вариант «Катюши».

Доходило порой и до трагикомических случаев. Как-то во время боев под Керчью наши бойцы услышали звуки «Катюши» из. немецких окопов. Гитлеровцы явно тоже были неравнодушны к песне, прокрутив пластинку несколько раз подряд. Красноармейцев это разозлило — негоже фашистской сволочи слушать нашу «Катюшу!» Наши внезапно атаковали позиции «меломанов», и вернулись назад с трофейным патефоном. В 1945 году «Катюша» гремела по всей Европе, став одним из запоминающихся символов нашей Победы.

Военная песня «Тёмная ночь» считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной Войны.

Песня Марка Бернеса «Тёмная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. В 1942-43 г. в Ташкенте, куда эвакуировалась Киевская киностудия во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссёра картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссёру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Всего за несколько часов были написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте и в глубоком тыл и музыка.

Всенародно любимой военная песня «Тёмная ночь» стала после её исполнения М. Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины - поёт её ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.

Стоит отметить, что после записи песни съемка фильма пошла гораздо легче – злополучная сцена с письмом была снята с первого же дубля.

Но история песни «Тёмная ночь» на этом не заканчивается. При записи песни на грампластинки первая партия пластинок оказалась бракованной – был слышен посторонний шум. Как выяснилось, первая матрица была испорчена слезами техника, которая не могла сдержаться при прослушивании песни.

После Победы в Великой Отечественной войне «Тёмная ночь» начала свое триумфальное шествие по миру. Когда Иван Семенович Козловский, один из исполнителей песни, приезжал в гости к лидеру американской коммунистической партии Уильяму Фостеру, он спросил, не желает ли тот послушать советскую песню в живом исполнении. Уильям ответил ему, что с удовольствием послушал бы песню «Тёмная ночь», и что в Америке её очень любят.

После первого издания на грампластинках в 1943 г. советский исполнитель Леонид Осипович Утесов записал ещё несколько студийных фонограмм как на пластинках (в 1954 и в 1958 годах, так и на магнитных записях (в 1958 и 1967 годах, однако зрители навсегда запомнили исполнение песни в интерпретации Марка Бернеса, которая отличается своей душевностью и поразительной искренностью.

История создания песни "На безымянной высоте".

Кто не слышал этих известных строчек"У незнакомого поселка, на безымянной высоте. "Но не все знают, что сама песня была написана к художественному фильму о войне под названием "Тишина", повествующему об отваге, дружбе во время войны.

Возникали даже споры по поводу того, кто является автором данной песни. Потому как находились люди, утверждавшие, что песню слышали еще на войне. Хотя, на самом деле, песня "На безымянной высоте" была написана в 60-е годы Михаилом Матусовским.

Почему именно к этому поэту обратился режиссер фильма Владимир Басов?

Михаил Матусовский в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом, много беседовал с солдатами и офицерами, поэтому в закромах памяти у него имелось множество реальных воспоминаний.

Поэт рассказал один из таких случаев режиссеру, который сразу же дал добро на написание стихов по указанной истории. Очень долго пришлось провозиться с музыкой к стихам. Композитор Вениамин Баснер несколько раз переписывал мелодию, но она каждый раз отвергалась. Баснер уже хотел отказаться от провальной затеи, но удача внезапно улыбнулась композитору.

В голову пришла необычная мелодия.

А что же тот случай, что лег в основу стихов песни "На безымянной высоте?" Безымянная высота, о которой идет речь в песне, находится в Калужской области, на месте бывшей деревни под названием Рубежанка.

Высота была очень важной, поэтому занять ее нашим войскам было просто необходимо. Но пока она была занята немцами, и все предыдущие попытки ее отвоевать не увенчались успехом.

С 13 на 14 сентября 1943 г. 8 рота 718 полка 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта отправилась на захват важного объекта. Для захвата даже был спланирован стопроцентный план, но врагу удалось его разгадать. Так 18 молодых красноармейцев из Новосибирска, пробравшихся на высоту, оказались окруженные немцами, численность которых превосходила их в 10 раз. Итог боя оказался печальным. в песне поется "Их оставалось только трое из восемнадцати ребят. ", но на самом деле, уцелеть удалось только двум бойцам.

Почему так разнятся данные? Все просто: Матусовский услышал эту историю не из первых уст, поэтому такая неточность.

Увы, действительно, уцелеть удалось только двум ребятам. Эти два великих героя: Г. Лапин и К. Власов, встретились спустя годы на Калужской земле во время открытия памятника штурмовой группе.

Удивительно, но немного позже здесь же, рядом с обелиском, была сооружена та самая "землянка в три наката и сосна, сгоревшая над ней".

Сам поэт Матусовский, побывав на месте высоты, спустя годы добавил еще пару строчек в свой шедевр.

На склонах обагренной Волги,

На берегах Москвы-реки

В своих дубленых полушубках

Стояли вы, сибиряки.

Да будет не забыт ваш подвиг,

Как не забыты будут те –

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте

Конспект беседы с учащимися струнного отделения ДШИ «История создания песен военных лет»
Публикации по теме:

Конспект беседы «Профессия военных — Родину защищать» с детьми подготовительной группыКонспект беседы «Профессия военных — Родину защищать» с детьми подготовительной группы Цель: Воспитывать патриотические чувства. Задачи: Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной.

Конспект беседы в средней группе «История о Святом Николае»Конспект беседы в средней группе «История о Святом Николае» Ход беседы: Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Правильно! За окном холодно, пасмурно,.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской. Часть 2 «Кто в камче, кто в парче»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской. Часть 2 «Кто в камче, кто в парче» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 3 «Играть — не устать»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 3 «Играть — не устать» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 4 «Празднички-ватажнички»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 4 «Празднички-ватажнички» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.

Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Сладкая история. Из истории московских кондитерских фабрик»Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Сладкая история. Из истории московских кондитерских фабрик» Вступление: Уважаемые коллеги, данная беседа именно в том виде, который я представляю вашему вниманию в моей группе не проводилась. Получилось.

Мое увлечение — декупаж. История создания трех вещей.Мое увлечение — декупаж. История создания трех вещей. Мои друзья и сотрудники спрашивают: " И когда ты все успеваешь?" А мне кажется, я ничего не успеваю, вернее, успеваю мало. Хочется же попробовать.

Необычная история создания одной композиции «Дерево из ракушек и коры»Необычная история создания одной композиции «Дерево из ракушек и коры» В начале октября, как я уже писала, у нас в крае стояла очень тёплая погода, словно жаркое лето вернулось на Кубань. Столбики термометра.

НОД «Путешествие по «реке времени». История создания книги»НОД «Путешествие по «реке времени». История создания книги» НОД «Путешествие по «реке времени». История создания Книги". Воспитатель: Цареградская Анна Сергеевна. Цель: Расширить и систематизировать.

Вторая жизнь тополей или история создания поделок из спиловВторая жизнь тополей или история создания поделок из спилов Лето в самом разгаре. Рада всех вас видеть вновь после долгой "паузы"! И сегодня я хочу поведать вам одну историю, историю появления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы с учащимися струнного отделения ДШИ «История создания песен военных лет»
Опубликовано: 15 марта 2020 в 11:43
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект беседы с учащимися струнного отделения ДШИ «История создания песен военных лет»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Борщевская (УИ 186758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД