Виноградова Кристина Сергеевна
Беседы о здоровье для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Беседа №1 «С чего начинается физическая культура» (сентябрь)
Программное содержание: познакомить детей со значением физической культуры для организма человека.
(Прочитать или рассказать детям)
Публикация «Беседы о здоровье для старших дошкольников» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Физическая культура начинается с заботы человека о своем здоровье! Здоровье – самая большая ценность, которой может обладать каждый из нас! Хорошее здоровье – это красивое закаленное тело, которое не боится ни жары, ни холода. Это всегда хорошее настроение и много добрых, веселых друзей.
Человек, у которого плохое здоровье, очень часто болеет. От этого его мышцы становятся слабыми. Он быстро устает и не может по-настоящему ни работать, ни отдыхать.
Здоровый человек не болеет. Он успевает делать много добрых дел и помогать другим. Он легко преодолевает трудности и не боится их. Занятия физкультурой поднимают настроение и приносят много радости. С их помощью закаливают организм и приучают его переносить усталость и большие нагрузки.
Занимаясь физкультурой, можно узнать о себе, о своем организме и своем теле много полезного и важного.
Вопросы:
1. Почему человеку следует заботиться о своем здоровье?
2. Чем здоровый человек отличается от того, кто слаб здоровьем?
3. Что дает человеку физическая культура?
Беседа №2 «Как ухаживать за своим телом» (сентябрь)
Программное содержание: закрепить знания детей о значении чистоты кожи для человека, о значении кожи и ее функции в организме человека.
(Прочитать или рассказать детям)
1 отрывок из стихотворения
«Ах ты грязный! Ах ты гадкий!
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста!
Полюбуйся на себя!
У тебя под носом клякса!
У тебя на шее вакса!
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки!
Даже брюки! Даже брюки!
Убежали от тебя!»
2 отрывок из стихотворения
«Да здравствует мыло душистое!
И полотенце пушистое!
И зубной порошок!
И густой гребешок!
Давайте же мыться, купаться,
Плескаться, нырять, кувыркаться!
В ушате! В корыте! В лохани!
В реке! В ручейке! В океане и в ванне!
Всегда и везде – вечная слава воде!»
К. И. Чуковский
Быть чистым и опрятным очень важно. Люди не очень дружат с теми, кто ходит немытым и небрежно одетым. Поэтому надо обязательно ухаживать за своим телом и следить за порядком в одежде. Ухаживать за своим телом – это, в первую очередь, следить за чистотой кожи. Кожа защищает нас от перегрева на солнце и переохлаждения на морозе. Она охраняет нас от проникновения вредных микробов. Кожа помогает нашему организму дышать. Если посмотреть внимательно на кожу через увеличительное стекло, то можно увидеть маленькие отверстия. Это потовые и сальные канальцы. Через них на коже выступают капельки пота и жира, которые охлаждают и смазывают ее, не дают пересыхать и трескаться. Поэтому здоровая, чистая кожа всегда мягкая и гладкая. Для того, чтобы канальцы не засорялись и кожа могла легко дышать, необходимо регулярно мыться теплой водой с мылом и чаще менять одежду.
Собираясь принять душ или ванну, сначала открывают холодный кран и только потом горячий. Так легче отрегулировать температуру воды и не обжечься.
Дети, которые с раннего возраста привыкли регулярно мыться, купаться, становятся чистоплотными, опрятными людьми на всю жизнь.
Вопросы:
1. Для чего служит кожа, от чего она защищает организм человека?
2. Почему чистая кожа всегда остается мягкой и гладкой?
3. Почему так важно следить за чистотой кожи?
4. Как надо регулировать воду, когда моешься под душем или в ванне?
Беседа №3 «Как следить за руками» (октябрь)
Программное содержание:закрепить знания детей о значении ухода за руками, методах ухода. Воспитывать любовь к чистоте.
(Рассказать детям)
В течение дня больше всего загрязняются руки человека, и за их чистотой надо следить особенно тщательно. Чем больше руки пачкаются, тем чаще их нужно мыть. Грязные руки – причина самых разных болезней. Достаточно потереть нечистыми руками глаза, и они могут заболеть от попавшей в них грязи. Некоторые даже суют немытые пальцы в рот, и тогда микробы, которые всегда на руках очень много, могут вызвать болезни полости рта, боли в желудке. Вот почему так важно хорошо мыть руки, особенно перед едой.
Ухаживая за руками, надо регулярно стричь ногти. Под длинными ногтями накапливается много грязи. Черные от грязи ногти – не только источник размножения микробов, но это и очень некрасиво! Ногти обрезают маленькими ножницами, аккуратно закругляя каждый ноготь на краях.
Вопросы:
1. Почему надо регулярно мыть руки?
2. Для чего нужно стричь ногти?
3. Как правильно стричь ногти на руках?
Беседа №4 «Как следить за ногами» (октябрь)
Программное содержание:закрепить знания детей о значении ухода за ногами, методах ухода. Воспитывать любовь к чистоте.
(Рассказать детям)
Особенно внимательного ухода требуют ноги человека. Ведь ногам человека приходится нелегко. Они загружены значительно больше, чем лапы четвероногих животных, ведь у человека только две ноги поддерживают вес всего тела. Чтобы человек мог ходить или бегать, обе ноги должны быть здоровы, в то время как животные могут бегать и на трех лапах, если одна почему-то выбыла из строя. Когда человек много ходит, его ноги сильно потеют и быстро загрязняются. Это может привести к потертости кожи на ступнях, появлению на них трещин и гнойничков.
Не всегда удается каждый день мыться под душем или принимать ванну. Но мыть ноги необходимо ежедневно и обязательно с мылом. Лучше всего это делать перед сном, в теплой воде.
После длительной ходьбы или прогулки ноги моют обязательно. Это помогает быстро преодолеть усталость. На ногах также надо регулярно подстригать ногти. Их состригают по прямой линии и уголки ногтей не закругляют.
Как же еще следует заботиться о ногах?
• Если обувь окажется слишком тесной, значит ты из нее вырос. Не надевай туфли или ботинки, которые стали тебе малы.
• Если у тебя часто возникает раздражение кожи на пятках, значит, обувь тебе велика.
• Если у тебя на большом пальце ноги образуется мозоль, то тебе, вероятно, требуется более широкая обувь.
• Пальцы ног очень легко отморозить. В холодный зимний день, выходя на улицу, надевай шерстяные носки и теплые сапоги или ботинки.
Кто из вас любит бегать по дому или летом по улице босиком? Это приносит несомненную пользу, если соблюдать следующие правила:
• Не ходить босиком по полу, если дома холодно – можно простудиться;
• Не бегать босиком по улице там, где валяются битое стекло, гвозди или другие предметы, которые могут поранить или занозить ногу;
• В жаркий день не бегать босиком по раскаленному асфальту, можно обжечь ступни.
Вопросы:
1. Как следует беречь ноги и заботиться о них?
2. Почему мыть ноги необходимо ежедневно?
3. Когда следует мыть ноги?
4. Как правильно стричь ногти на ногах?
5. Полезно ли ходить босиком?
6. Какие правила необходимо соблюдать при этом?
Беседа №5 «Скелет – наша опора». (ноябрь)
Программное содержание: познакомить детей со строением скелета и его функцией в человеческом организме, с механизмом работы мышц, их функцией, расширить знания детей о том, как нужно укреплять мышцы и кости, учить детей по иллюстрации узнавать и уметь рассказывать о строении скелета. Воспитывать у детей интерес к собственному телу, осознанное отношение к собственному здоровью.
Необходимы материалы с изображением скелета человека.
Ход беседы:
-Ребята как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? (нет)
-Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на что-нибудь или на кого-нибудь надеть.
Так и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет – это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. (Показ рисунка скелета).
-Посмотрите на рисунок. Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг).
-Что защищает грудная клетка? (сердце, легкие).
-Назовите части скелета, покажите, где они находятся (череп, скелет верхних конечностей, грудная клетка, скелет нижних конечностей, позвоночник).
-О худых людях иногда говорят: «У него только кожа да кости». Может ли такое быть на самом деле? Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться. Чтобы бегать, ходить, поднимать грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы. Мышцы –главные «силачи». Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться.
Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, как на рычаг, и заставляет кость двигаться.
-Попробуйте согнуть руку: при этом мышца, которая сгибает руку (сгибатель, сокращается, и кость движется. В это время мышца-разгибатель расслабляется. Мышц очень много, они разные.
-Какое значение имеют мышцы?
-Как они помогают человеку? (мышцы позволяют прыгать, поворачиваться, размахивать руками, жмуриться, говорить, улыбаться, петь и т. д.)
-Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движения человека становятся совершеннее и разнообразнее. Чтобы стать красивым, сильным, здоровым и выносливым человеком, нужно тренировать мышцы.
-Что поможет это сделать? (физкультура и спорт.)
-Попробуйте определить силу ваших мускулов. Обхватите одной рукой, например левой, предплечье правой руки и начните разжимать и сжимать правый кулак. Прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете?
-Мы напрягаемся, производим работу. На руке появилось твердое образование, оно твердеет. Расслабились, мышца снова становится мягкой. Скажите, что напоминает двигающийся мускул?
-Вот, что интересно! Мышцы напоминают маленьких мышат, бегающих под кожей. Вот почему слово «мышца» очень похожа на слово «мышь». Оно происходит от слова «мышь», а мускул – от латинского слова «мускулус», т. е. мышонок.
-Что кроме упражнений может укрепить кости и мышцы? (пища)
-Какие продукты необходимо употреблять? (те, в которых в большом количестве соли кальция, - творог, молоко; также полезны овощи, фрукты)
-Что же делать, если случилось несчастье? Что нужно делать, если повреждена мышца или кость? (важен покой, не двигаться, ждать, пока на помощь кто-то придет).
Если сломана кость, на нее накладывают гипс. Необходим полный покой, иначе кость может неправильно срастись.
-Ребята, а сейчас ответьте на вопрос, что вы узнали нового из нашей беседы?
-Что помогает укреплять мышцы и кости?
Беседа №6 «Осанка – стройная спина». (декабрь)
Программное содержание: познакомить детей с понятием «осанка» и ее значением в жизни человека, с нарушениями осанки, расширить знания детей о правилах поддержания правильной осанки, учить детей по иллюстрации узнавать и уметь рассказывать о строении скелета, о правильной и неправильной осанке, воспитывать у детей интерес к собственному телу, осознанное отношение к собственному здоровью.
Необходимы материалы: иллюстрация с изображением скелета, человека со сколиозом, высокого сутулого человека и низкого человека с правильной осанкой.
Ход беседы:
-Ребята, как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?
-Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и важным органам.
-Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после восемнадцати лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому вам взрослые все время говорят: «Не горби спину. Сиди прямо!» Неправильная осанка сделает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.
-Это интересно, что ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже. (показать рисунки).
-ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.
-ребята, у некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом (показать рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.
Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков (показать рисунок). К позвоночнику присоединены ребра. Их можно пересчитать. Попробуйте сделать это.
-Сколько вы насчитали у себя ребер? (12 пар).
-Какую работу выполняют ребра? (защищают внутренние органы от повреждения).
-Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать ее?
-Почему искривляется позвоночник у детей?
-Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.
-Чтобы ощущать себя здоровыми, веселыми и быть жителями страны Здоровячков, вспомним наши заветные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
-Сейчас я расскажу вам несколько правил для поддержания правильной осанки.
-Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?
• Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
• Правильно сидеть за столом, на стуле.
• При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
• Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
• Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
• Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое осанка?
-Почему осанка должна быть правильной и красивой?
-Что нового вы открыли для себя сегодня?