Лучший педагог года

Биоэнергопластика как способ речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Елена Ларенцева
Биоэнергопластика как способ речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Биоэнергопластика - как способ речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Аннотация. Данная статья раскрывает целесообразность, эффективность использования в совершенствовании артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на примере опыта использования инновационной технологии «Биоэнергопластика» в дошкольном образовании многих педагогов.

Публикация «Биоэнергопластика как способ речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

По данным мониторинга речевого развития детей дошкольного возраста на базах дошкольного образовательного учреждения наблюдается тенденция роста количества детей с нарушениями речи, в том числе со сложной дислалией, минимальными проявлениями дизартрии, общим недоразвитием речи. Чтобы ребенок успешно обучался в школе необходимо сформированная четкая, чистая, связная устная речь. К хорошо сформированной устной речи к поступлению школы мы можем отнести: правильно произносимые звуки, сформированное фонематическое восприятие, умение читать, обогащенный словарный запас, связные, развернутые, грамматически правильно построенные фразы.

Все это поможет ребенку в дальнейшем без препятствий познавать окружающий мир, успевать по всем предметам, быть уверенным в своих силах, налаживать контакт со сверстниками и учителем. Поэтому в настоящее время задача учителя-логопеда в рамках логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи заключается в повышении эффективности процесса коррекции артикуляционной моторики через использование инновационных, современных технологий, методов проведения артикуляционной гимнастики. Многие логопеды по результатам формирования артикуляционной моторики выделяют, что ежедневно проводимая по стандартной форме артикуляционная гимнастика для губ, нижней челюсти, языка снижает интерес дошкольников к логопедическим занятиям. При обследовании артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи выявляется нарушение кинестетических ощущений губ, языка, челюстей, направленного выдоха. Для достижения лучших результатов в работе над формированием артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи многие логопеды в настоящее время рекомендуют использовать нетрадиционную форму проведения артикуляционной гимнастики–биоэнергопластика. Биоэнергопластика в литературе рассматривается как инновационная здоровьесберегающая технология, нетрадиционный метод, как интересное направление коррекционной работы в логопедии, нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики. Из рассмотренных определений понятия «биоэнергопластика» многих авторов можно сделать следующие выводы:

1)все авторы определяют сущность понятия «биоэнергопластика» как соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук;

2)есть два взгляда авторов на то, что термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов и из трех слов.

На основе выше изложенного мы определяем биоэнергопластику как комплексную, координированную, связанную работу кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук копируют, моделируют движения речевого аппарата. В статьях логопедов представлено разное количество периодов введения биоэнергопластики в проведение артикуляционной гимнастики при коррекционной работе по развитию артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи, что является в свою очередь основой для постановки звука: Петрухина А., Загорская Е. выделяют три периода; Занина Н. В. выделяет 4 периода; Бурухина В. И. выделяет 5 периодов; Емельянова Т. Г. выделяет 7 периодов. На основе рассмотренных разных подходов к количеству выделения периодов введения биоэнергопластики в выполнение артикуляционной гимнастики детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы выделяем четыре периода.

Периоды введения биоэнергопластики в комплекс проведения артикуляционной гимнастики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Периоды и их цель.

Содержание периода

1. Диагностический период

Цель: выявить уровень развития артикуляционной моторики; обследование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста; обследование у детей старшего дошкольного возраста артикуляционной моторики: исследование подвижности губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба;

-составление комплекса артикуляционной гимнастики для каждого ребенка в зависимости от дефектного произношения звуков.

2. Подготовительный период

Цель: выработка синхронности движений артикуляторов (языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба) речевого аппарата с опорой на зеркало; знакомство с упражнениями артикуляционной гимнастики с опорой на зеркало; развитие самоконтроля и зрительного восприятия; точность и плавность выполнения упражнений артикуляционной гимнастики; выполнение упражнений артикуляционной гимнастики без ошибок.

3. Основной период

Цель: формирование сопряженных осязательных ощущений артикуляторов речевого аппарата и обеих рук с опорой на зеркало. Основной период можно разбить на два этапа:

а) этап основного периода: можно начинать с показа выполнения артикуляционного упражнения с подключением ведущей руки логопеда; выполнение артикуляционных упражнений с подключением ведущей руки ребенка с опорой на зеркало; контролируется синхронность выполнения артикуляционных упражнений и движений ведущей руки, доведения до совершенства.

б) этап основного периода: можно начинать с показа выполнения артикуляционного упражнения с подключением не ведущей руки логопеда; выполнение артикуляционных упражнений с подключением не ведущей руки ребенка с опорой на зеркало; контролируется синхронность выполнения артикуляционных упражнений и движений не ведущей руки, доведения до совершенства.

4. Заключительный период

Цель: выработка синхронности движений артикуляторов (языка, губ, нижней челюсти) речевого аппарата и движений кистей обеих рук без опоры на зеркало; можно начинать с показа выполнения артикуляционного упражнения с подключением обеих рук логопеда; выполнение артикуляционных упражнений с подключением обеих рук ребенка с опорой на зеркало; выполнение артикуляционных упражнений с подключением обеих рук ребенка без опоры на зеркало; контролируется синхронность выполнения артикуляционных упражнений и движений обеих рук, доведения до совершенства.

При введении биоэнергопластики в проведение комплекса артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с целью совершенствования артикуляционной моторики мы предлагаем соблюдать следующие условия:

1. Время подключения руки ребенка к проведению артикуляционного упражнения зависит от индивидуальных возможностей каждого ребенка

2. Подключать руку ребенка необходимо при гибком, ритмичном, безошибочном выполнении каждого упражнения артикуляционной гимнастики

3. При использовании биоэнергопластики следует следить, чтобы при выполнении артикуляционных упражнений кисти рук ребенка были плавными, раскрепощенными, расслабленными

4. При выполнении артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики необходимо следить за синхронностью движений органов артикуляции и движений кистей рук.

Таким образом, применение биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики способствует :

1) формирует кинестетические ощущения положений артикуляторов: языка, губ, челюстей, мягкого неба

2)развивает гибкость, плавность, синхронность движений органов артикуляции

3)улучшает осязательные ощущения

4)укрепляет мышцы органов артикуляции

5)движения губ, языка становятся сильными, уверенными, ритмичными

6)позволяет самостоятельно выполнять упражнения по кинестетическим ощущениям.

Все выше изложенное еще раз доказывает об эффективности использования биоэнергопластики в совершенствовании артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурухина В. И. Биоэнергопластикавработеучителя-логопеда. – Режимдоступа:https://www.maam.ru/detskijsad/-bioyenergoplastika-v-rabote-logopeda.html(дата обращения: 04.02.2019)

2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. -СПб. : Детство-пресс, 2011

3. ЕмельяноваТ. Г. Биоэнергопластика как средство развития речи у дошкольников с ОНР. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/биоэнергопластика-как-средство-разв/(дата обращения: 04.02.2019)

4. ЗагорскаяЕ. Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с речевой патологией. -Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/bioyenergoplastika-v-artikuljacionoi-gimnastike-u-doshkolnikov-s-rechevoi-patologiei.html(дата обращения: 05.02.2019)

5. Занина Н. В. Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики. – Режим доступа: https://chgard20.tgl.net.ru/images/konsultatsiyi/logoped/bioenergoplastika_2.pdf(дата обращения: 05.02.2019)

6. ПетрухинаА. Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/bioyenergoplastika-v-korekcionoi-rabote-logopeda.html(дата обращения: 06.02.2019)

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Биоэнергопластика как способ речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 11 ноября 2022 в 06:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД