Наталья Морозова
Бодрящая гимнастика как одна из форм оздоровительных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Показатели здоровья детей, ежегодно поступающих в дошкольные учреждения, ухудшаются с каждым годом. Это не может не вызывать тревоги у педагогов и родителей. Ведь физическое и психическое здоровье детей закладывается в раннем детстве. Поэтому, одной из основных целей пребывания ребенка в детском саду, является сохранение и укрепление его здоровья. Для достижения этой цели коллективом детского сада при помощи различных форм оздоровления, в частности, «бодрящей гимнастики», решается целый ряд задач: - оздоровительные (укрепление опорно - двигательного аппарата детей; развитие и совершенствование координации движений; укрепление иммунитета и повышение жизненного тонуса детского организма; тренировка механизма терморегуляции детей); - обучающие (научить детей дышать через нос и производить плавный, свободный выдох, сформировать умение выполнять движения по показу взрослого); - воспитательные (формирование привычки к здоровому образу жизни)
Публикация «Бодрящая гимнастика как одна из форм оздоровительных технологий» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
От того, как организованно воспитание и обучение, какие условия созданы для взросления ребенка, зависит его развитие и здоровье в последующие годы жизни. Одной из эффективных форм оздоровления является «бодрящая гимнастика» после дневного сна.
Бодрящая гимнастика в детском саду – важный элемент в становлении фундамента здоровья ребенка. И, чтобы фундамент этот был крепким, проводить бодрящую гимнастику надо систематически.
Цель «бодрящей гимнастики» – облегчить пробуждение организма, стимулировать деятельность внутренних органов, оказывать общеукрепляющее воздействие, мобилизовать защитные силы организма, способствовать повышению работоспособности, улучшению настроения. Структура «бодрящей гимнастики» состоит из трех частей: - вводная часть (включает в себя элементы самомассажа и пальчиковой гимнастики); - основная часть (включает в себя оздоровительные ходьбу и бег; ходьбу по корригирующим дорожкам); - заключительная часть (включает в себя элементы массажа, упражнения на развитие дыхания, гимнастику для глаз, закаливающие процедуры). Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи:
I часть - вводная - призвана обеспечить плавный переход от сна к бодрствованию, постепенное пробуждение мышц, систем и процессов организма. Пробуждение детей происходит в проветренной групповой комнате под плавную мелодию или хорошо знакомую детскую песенку, звук которой постепенно увеличивается (Вивальди, Моцарт, Глинка, Чайковский). Начинают выполнять гимнастику те дети, которые уже проснулись. Остальные присоединяются по мере пробуждения. Одеяла убираются под ноги, дети ложатся на спину, выпрямляют ноги, руки лежат вдоль тела. Вначале, дети здороваются со своими частями тела («Здравствуйте, глазки! Вы проснулись?». Дети прикасаются ладонями к глазам. «Здравствуйте, щечки! Вы проснулись?». Идет прикосновение ладонями к щекам и так далее). Затем, выполняются упражнения пальчиковой гимнастики, легкие похлопывания по рукам и ногам. Этим упражнения в кроватях ограничиваются, и происходит подъем детей, они остаются в трусах и босиком (длительность 2-3 минуты). Так как, в нашем детском саду нет спален, то некоторое время уходит на уборку кроватей и раскладывание массажных ковриков, корригирующих дорожек и другого инвентаря. Дети в это время посещают уборную. И вот, все готово.
II часть – основная – направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, профилактику плоскостопия, коррекцию осанки, упражнение детей в основных движениях, Проводится основная часть гимнастики под бодрую музыку с оздоровительной ходьбы (обычная, на носках, пятках, внешней стороне стопы, в полу- и полном приседе, с высоким подниманием коленей, с различным положением рук) и бега (в разном темпе). Затем идет выполнение комплекса ОРУ (меняется каждые две недели, а также ходьба по корригирующим, массажным, сухим и мокрым дорожкам. Необходимо следить не только за правильным выполнением упражнений, но и за осанкой детей. Длительность основной части варьируется от 4 до 7 минут в зависимости от возраста детей.
III часть – заключительная – повышает физический и эмоциональный тонус ребенка, создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей активной деятельности. В этой части бодрящей гимнастики под плавную музыку выполняются упражнения для дыхания и для глаз, элементы массажа, проводится индивидуальная работа с детьми и закаливающие процедуры (обширное умывание, обтирание мокрой махровой варежкой). Длительность заключительной части варьируется от 2 до 5 минут.
Таким образом, общая длительность бодрящей гимнастики для младшего возраста составляет от 5 до 8 минут, для среднего возраста – от 8 до 10 минут, для старшего возраста – от 12 до 15 минут.
Такая форма оздоровительной двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус, формирует привычку правильно дышать и, следовательно, помогает ему стать здоровым.
Список используемой литературы:
1. Семенюк Е. А. «Лечебные игры для детей», Р- на Дону, Феникс 2015г.
2. Воронова Е. К. «Формирование двигательной активности детей 5-7 лет», Волгоград, «Учитель», 2012г.
3. Субботина Е. А. «Физкультминутка», Р-на Дону, Феникс, 2014г.
4. Трясорукова Т. П. «Доброе утро, малыш!», Р- на Дону, Феникс 2015г.
5. Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г. «Пальчиковые упражнения для детей 2-7 лет», Волгоград, Учитель2015г.
6. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников», СПб. «Детство-пресс», 2012г.
7. Литвинова О. М., Лесина С. В. «Оздоровительная гимнастика», Волгоград, Учитель,2012г.