Конспект занятия «Богатыри — защитники нашей Родины в древности»

Иванашкина Тамара Алексеевна
Конспект занятия «Богатыри — защитники нашей Родины в древности»

Богатыри - защитники нашей Родины в древности

(для детей 6 – 7 лет)

Цель:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.

Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Познакомить с оружием богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Предварительная работа:

Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Продуктивная деятельность на темы: «Богатыри», «Кони русских богатырей».

Оборудование:

Использование компьютерных технологий, оформление зала, эмблемы для команд, разрезанные изображения мечей, имена богатырей разрезанные на слоги, картина Васнецова "Богатыри", имена богатырей написанные наоборот.

Ход мероприятия:

Ой вы, добры молодцы и красны девицы!

Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавною.

Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Давным- давно на этой земле жили славяне.

Их соседи хазары, монголы, татары – часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей.

Более 1000 лет тому назад основали славяне свое государство, названное как ребятушки? «Русью».

Наша Родина в старину называлась? (Русь, Русь Великая.) Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Как вы думаете, как назывались эти люди? «русичи». Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности.

Вот как они выглядели. (Показывает слайд В. М. Васнецов «Богатыри»).

Ребята, подвиги русских героев-богатырей отображены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник В. М. Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте, её рассмотрим и побеседуем.

- Кто изображён на картине? (Три богатыря.)

- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец, он самый старший, могучий и опытный богатырь.)

- Кто изображён рядом с Ильёй Муромцем? (Алёша Попович и Добрыня Никитич - тоже богатыри.)

- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)

- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы.) А как вы думаете? Алеша Попович такой молодой, и уже богатырь? Почему?

(Он годами молод, да смелостью и ухваткой взял).

А как вы думаете, где происходит действие? В Москве?- нет:

Главными городами на Руси были Киев и Новгород, а Москва только – только основывалась как небольшое поселение и еще не играла в жизни народа и государства своей роли.

- Посмотрите, как одеты богатыри. Как называется одежда? (Кольчуга, шлем.)

То надето на тело богатырей? (надета кольчуга – железная рубашка.)

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.

Кольчуга весила 7 килограммов.

2. Что надето на головы богатырей?

Шлем.

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

- Как называются снаряжения или доспехи богатыря? (Булава, лук, кистень, меч, колчан, стрела, щит.) А кто был главным другом и помощником у богатырей? «конь, лошадь».

То, что на лошади, называется упряжь.

- Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло.)

- Как одним словом назвать этих богатырей? (Витязи - крепкие духом, прославившееся делами.)

А хотите узнать, как в старину называли воина? – (ратник).

Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванию Владимир Красно Солнышко, что сидел правил в стольном Киев-граде. Но больше всего служили богатыри народу русскому.

Какое настроение у картины?

Какие чувства она у нас вызывает?

Давайте подумаем, а как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами им делами?

(Из былин, сказаний, стихотворений, из книг.)

- А что такое Былина? И чем она отличается от сказки? (произошла от слова быль, былина.)

В русском народе из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.

А кто слагал былины о богатырях? (Былины слагал сказитель. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал на распев похожие на песню былины о героях-богатырях, об их подвигах.)

- Сказитель рассказывал о том, как было, делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, смекалку, доброту.

Действие былин происходит чаще всего в Киеве и Новгороде, реже – в Чернигове, Ростове, Муроме или в других известных древних городах.

Былины донесли до нас думы, мысли и чувства народа минувшего времени.

А как вы думаете, тяжело жилось людям в те времена?

Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой,но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли как?- «богатырями, витязями».

Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и несмотря на временные поражения славные русичи всегда оказывались победителями.

Ребята,разгадайте имена и скажите: что их объединяет?

На доске:

боДныяр киНичти, шалеА, ПочивоП, яИль руМоцем.

Дети. Здесь зашифрованы имена русских богатырей – Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца.

Пальчиковое упражнение «Бойцы-молодцы»Дети вместе с педагогом выполняют пальчиковое упражнение:

Пальцы эти – все бойцы,

Удалые молодцы.

Вот два крепких и больших

Самых смелых, удалых.

Два – гвардейца-храбреца,

Два – сметливых молодца,

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два – мизинца-коротышки –

Очень славные мальчишки!

А теперь отгадайте загадки

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,

ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

2. Железная шапка с острым концом,

а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

3. Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну что, догадались? Конечно же… (Меч)

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Все исполним небольшой

богатырский обряд:

(1 вариант)

Дружно встали –раз. Два. Три-

Мы теперь – богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонившись влево, вправо

Получается на славу!

Физкультминутка «Богатыри»

(2 вариант)

Богатырь - вот он каков: (показывают силача)

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял, (имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко- зорко наблюдал, (смотрят вдаль)

Подрастем, мы и, смотри, (приседают)

Станем как богатыри! (подпрыгивают и поднимают руки вверх)

Задание: собрать разрезанные картинки с изображением щита.

– Подумайте, что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца? Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.

Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

Что означали на щите знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?

Если украшали растительностью, значит, меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберегами для богатырей и воинов – ратников.

Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.

Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу небес, и просили поделиться силой

Вы многое узнали, а теперь я хочу проверить, как вы слушали и что запомнили.

- Как вы думаете, откуда родом Илья Муромец? (родом из села Карачарова возле города Мурома).

-Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)

-Какая беда случилась с богатырем в детстве? (отнялись у Ильи ноги резвые).

-С кем сражался Илья Муромец? (Соловьем разбойником).

-Как звали коня Ильи Муромца? (Бурашкой)

(слайды меняются, картинки с вопросами появляются).

-Почему его прозвали Попович? (Отец его соборный поп Левонтий).

-С кем сражался Алеша? (С Тугариным Змеем).

-Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий, Никитич - победитель, блестящий)

-Кто самый старший и самый младший из богатырей?

(Ответы детей)

-Какому князю служили эти богатыри (Владимиру)

-Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)

Выкладывание из слогов имен богатырей.

(Иль я, Доб ры ня, А ле ша, Ни ки та, Ми ку ла, Свя то гор

Одежда и оружие древнерусского воина.

1)Рубящее оружие. (меч)

2) Колющее оружие (копье)

3) Оружие для поражения на большом расстоянии. (Лук и стрелы)

4) Доспехи из металлических пластин (латы)

5) Богатырский головной убор (шлем)

6) Рубаха из металлических колец (кольчуга)

Звучит «Утро» Э. Грига. Учитель читает стихотворение.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Дети: Чувство торжества, гордости за свою Родину.

Богатырь силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Конкурс теоретических вопросов.

1. Как называлась наша страна в старину?

2. Что такое былина?

3. Чем былина отличается от сказки?

4. В чем сходство былины и сказки?

5.Кто является героями былин: положительными, отрицательными, помощниками?

6. Где и кем исполнялись былины?

7. Кто такие сказители?

8. Каких русских богатырей вы знаете?

9. Кто автор картины «Богатыри»?

Конкурс пословиц о родине и защитниках Отечества.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Смелость города берет.

Тот герой, кто за Родину горой.

Храбрый побеждает, трус погибает.

За правое дело стой смело!

Один за всех, все за одного!

Сам погибай, а товарища выручай!

Жить - Родине служить!

Тяжело в ученье, легко в бою.

Мужественно биться — победы добиться!

За край родной насмерть стой!

Нет земли краше, чем Родина наша!

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кто за Родину горой - тот истинный герой.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Дружба и братство - дороже любого богатства.

Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает

Конкурс «Знатоки архаизмов.»

Объясните,что означают эти старинные слова и выражения:

Пал палить – сжигать срубленные деревья

Калики перехожие – странники

Ендова - чаша для питья

Дивиться - удивляться

Латы

Колчан

Стольный град

Тьма – тьмущая – очень много

Не прекословить – не спорить

Замуравила дорога прямоезжая – поросла травой

Волчья сыть – еда волков

Служба ратная – воинская служба

Зычный голос – громкий. Звонкий

Ратники - воины

Басурман – враг

Поиграем в одно из любимых забав богатырских-

в отгадывание загадок, но загадки не простые,а старинные:

1) И у тебя, и у меня,

И у попа, и у кота,

И у щуки в море

И у дуба в лесу. (имя)

2) Горшочек умён

Семь дырочек в нём. (голова человека)

3) Не крылата, а перната.

как летит - так свистит, а сидит, так молчит. (стрела)

4)Построен хлевец

Для пяти овец. (рукавица)

5)Два арапа - родные брата,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют

И нас защищают. (сапоги)

6)Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. (всадник)

Игра «Да, нет»

игра на внимание, быстроту реакции и умение отвечать только словами "да" и "нет"

Наша родина сильна (да)

И у нас она одна (да)

На Руси богатыри есть (да)

Им всегда хвала и честь (да)

Илья Муромец герой (да)

Он был самый молодой (нет)

Соловья он победил (да)

Из автомата подстрелил (нет)

Алеша Попович тоже герой (да)

Он сильный, смелый, молодой (да)

Карабаса в бою победил (да)

На танках боролись богатыри с врагом (нет)

Они воевали с мечом и копьем (да)

Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)

Он змея сумел победить своей силой (да)

Гордимся мы нашими богатырями (да)

Хотим ли быть такими же сами (да)

4. Конкурс «Знатоки содержания былин».

Былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.

Вопросы об Илье Муромце

1. Где родился Илья Муромец? (село Карачарово под г. Муромом)

2. 3. Какая беда приключилась с Ильей?

4. Кто исцелил Илью? (калики перехожие)

5. Какой наказ дали странники Илье?

6. Как Илья растил своего коня?

7. Какой наказ получил Илья от отца с матерью?

8. Где было первое сражение Ильи? (Под г. Черниговом)

9. 10. Где сидел Соловей-разбойник? (возле Черной грязи у реки Смородинки на 12 дубах)

11. Какие звуки издавал соловей-разбойник? (свистел по соловьиному, рычал по звериному)

14. Почему Соловей-разбойник отказал князю Владимиру в свисте?

15. Почему Илья Муромец отрубил Соловью-Разбойнику голову? (попросил свистеть в полсвиста, а он свистел на полную мощь)

Вопросы о Добрыне Никитиче.

1. Каким наукам учила Добрыню мать? (читать, писать, на гуслях играть)

2. Где находилось логово Змея-Горыныча? (В Сорочинских горах)

3. Какая беда приключилась у князя Владимира? (Змей Горыныч унес его племянницу забаву Путятичну в Сорочинские горы)

4. Что дала Добрыне его мать, благославив его на бой со Змеем Горынычем? (Плетку семишелковую и платочек)

5. Для чего? (Утрись платочком и коня утри, всю усталь как рукой снимет и сила у тебя и у коня утроится. Над Змеем взмахни плеткой семишелковой – он приклонится ко сырой земле)

6. Чем закончилось сражение Добрыни и Змея Горыныча? (Победил и вывел Забаву Путятичну на белый свет и привез в Киев)

Вопросы об Алеше Поповиче

1. Где родился Алеша? (г. Ростов)

2. Почему получил такое прозвание? (отец соборный поп Левонтий)

3. Чем закончился поединок Алеши и Тугарина?

Ваша задача: хлопнуть один раз в ладоши, когда услышите имена богатырей.

Илья Муромец, Тугарин Змеевич, Василий Буслаевич, Никита Романович. Мороз Иванович, Святогор, Владимир Никитич, Алёша Попович, Карабас Барабас, Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Михайло Потапович.

Итог:

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Богатыри-первые защитники Отечества» «Защитники земли русской»-конспект занятия в старшей группе. -Продолжать расширять представление детей о Российской армии, защитниках отечества.

Конспект занятия «Защитники нашей Родины» Цель – закрепить знания детей о том, кто такие защитники отечества. Продолжить знакомить детей с людьми, прославившими Россию. Воспитывать.

Конспект НОД по аппликации «Флаг нашей Родины» (во второй младшей группе) Цель: -Формирование представления детей о Родине, знакомство с государственным флагом России, цветом и расположением его полос. -Воспитание.

Конспект НОД в подготовительной группе «Москва-столица нашей Родины» Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения. Задачи: 1. Обобщить, уточнить.

Конспект НОД «Защитники Родины» с детьми 5 года жизни (программа «Югорский трамплин») Конспект НОД «Защитники Родины». По программе «Югорскии трамплин» в группе общеразвивающеи направленности воспитанников пятого года жизни.

Конспект занятия «Москва-столица нашей Родины» ГБОУ ШКОЛА №1034 ДО-4 «ЛАД» Конспект НОД в подготовительной группе «Москва — столица нашей Родины». Подготовила и провела воспитатель.

Конспект занятия «Москва-столица нашей Родины» . занятие по предшколе нового поколения. Маша и Миша. Москва-столица нашей Родины. (начинается занятие с песни Москва –золотые купола Газманов).

Сценарий праздника «Нашей Родины сыны нынче прославляются» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 2 город Кропоткин Кавказского района.

Конспект НОД в подготовительной группе. Беседа «Москва-столица нашей Родины» НОД, в подготовительной группе Беседа «Москва – столица нашей Родины» Беседа «Москва – столица нашей Родины». Цель: Воспитывать у детей.

Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской»Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие» Цель Воспитывать в детях любовь.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия «Богатыри — защитники нашей Родины в древности»
Опубликовано: 29 февраля 2016 в 12:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 марта. Праздник мимозы на МААМ

Цветочному символу праздника 8 Марта посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка совместными играми и занятиями и создать в доме предпраздничную...

7 марта. День рождения телефона

За время своего существования телефон эволюционировал до неузнаваемости. Современный мобильник никоим образом не похож на громоздкий старинный телефонный аппарат: крутишь ручку, снимаешь трубку и просишь...

Веер для мамы. Аппликация в старшей группе
Аппликация в старшей группе «Веер с цветами» Цель: Сформировать у детей представление о веере, выполнить красивый веер, расписанный разными цветами....
Фотоотчет «Конфетница в подарочек для любимых мамочек» в подготовительной группе
В преддверии "Международного Женского Дня" у нас с ребятами подготовительной группы произошёл необычный разговор "Что подарить мамочкам на праздник? "....
Фотоотчёт о весенних утренниках в средних группах «Домовёнок Кузя и волшебный букет...
Фотоотчёт о весенних утренниках в средних группах «Домовёнок Кузя и волшебный букет Весны» В нашем детском саду «Золотая рыбка» завершились весенние...