Папки-передвижки

Брифинг на тему «Новый стандарт изменит дошкольное образование в России»

Наталья Сертакова
Брифинг на тему «Новый стандарт изменит дошкольное образование в России»

Присутствующие: родители, члены администрации детского сада, специалист отдела Дошкольного образования, воспитатели.

Цели:

1. Познакомить родителей с ФГОС дошкольного образования.

2. Прививать понимание того, что стандарт должен быть основан на требованиях к образовательной, воспитательной среде дошкольного учреждения, которая обеспечивает достижения результата.

3. Дать представление родителям о новые стратегические ориентиры в развитии системы образования.

4. Ответы на интересующие вопросы родителей.

Публикация «Брифинг на тему „Новый стандарт изменит дошкольное образование в России“» размещена в разделах

Оборудование: таблички, с указанием должности и места работы выступающих, материалы по теме, в том числе и Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 12.11.2012) Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р <Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"> Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655

Место проведения: МБДОУ Умка, музыкальный зал

Время работы: 60 минут

Ход

1. Выступление заведующей.

Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации")* (* Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” вступает в силу 1 сентября 2013 г. – Примеч. ред.) направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Одной из основных проблем дошкольного образования является его качество, поскольку оно в значительной степени обусловливает качество последующих уровней системы образования в РФ. Вместе с тем вопрос оценки качества дошкольного образования остается открытым, т. к. требования к результатам дошкольного образования в настоящее время отсутствуют.

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Определение качества дошкольного образования

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" дает следующее определение: "Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы".

Отметим, что закон вводит федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) и для дошкольного образования. Разработка и внедрение ФГОС дошкольного образования предусмотрены Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". П. 6, ст. 2

ФГОС включает в себя требования:

к структуре основных образовательных программ (в т. ч. соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

условиям реализации основных образовательных программ, в т. ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

результатам освоения основных образовательных программ. Требования ФГОС являются критерием оценки состояния и развития

системы дошкольного образования. Таким образом, качество дошкольного образования можно обозначить как комплексную характеристику, выражающую степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту.

На сегодняшний день нормативными правовыми документами, устанавливающими ряд требований к дошкольному образованию, являются только Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, и Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151. Следовательно, можно говорить лишь о требованиях к качеству условий осуществления образовательного процесса дошкольного образования, но никак не о требованиях к его результатам.

Кроме того, ФГОС дошкольного образования в отличие от ФГОС общего и профессионального образования не является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности.

Учитывая вышесказанное, требуется создание системы оценки качества дошкольного образования, включающей разработку показателей эффективности деятельности образовательных учреждений, осуществляющих реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования. Необходимо ясно понимать, что должно быть на выходе после завершения дошкольного образования, какие качества должны быть сформированы у ребенка, насколько он должен быть готов к обучению в начальной школе.

Контроль качества дошкольного образования

С проблемой определения качества дошкольного образования связана проблема осуществления его контроля.

В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на оценку соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям ФГОС или федеральным государственным требованиям посредством проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований.

Таким образом, в настоящее время говорить о возможности полноценного контроля качества дошкольного образования не приходится, поскольку в ходе мероприятий по контролю реально проверить можно только соблюдение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Но это, как следует из вышесказанного, еще не показатель качества образования.

Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Все это в конечном счете будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.

Нормативные документы

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 12.11.2012) Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р <Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"> Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнау-ки России от 20.07.2011 № 2151

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655

2. Выступление специалиста дошкольного образования.

Детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится ФГОС дошкольного образования, теперь условия, оснащение, кадры, программы – все у нас станет качественным. На первое место выходит реализация программ дошкольного образования. Ее исполнение будет оплачивать государство. Госфинансирование на реализацию общеобразовательных программ предусмотрено и для частных детских садов.

А вот присмотр и уход за ребенком – отдельной строкой. За присмотр и уход будут платить родители, это теперь рассматривается как дополнительная услуга. Но это не значит, что плата будет увеличена, она, как и сейчас, не может составлять более 20% от содержания. Суть в другом: теперь основная цель детсада – образование. Правда, получать дошкольное образование можно не только в саду, но и дома. (В целом по России 71% детей устроены в детские сады.) Государство обещает помогать советами и консультациями, а вот механизмы осуществления помощи надомникам, в том числе финансовой, вырабатываются на региональном уровне.

Согласно новому Закону «Об образовании», отныне услуга, оказываемая ребёнку в дошкольном учреждении, делится на две логические части: непосредственно «образовательную», включающую в себя освоение определённой программы, и «присмотр и уход» – питание, медицинское обслуживание и т. д. Образование, как заявлено в документе, было и останется бесплатным.

3. Вопросы родителей:

Каким должно быть дошкольное образование в России? Что изменит стандарт?

Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?

Какие же образовательные программы реализуются в нашем дошкольном учреждении?

А кто же воспитывает и обучает наших детей?

С какими проблемами сталкивается сегодня система дошкольного образования

4. Выступление основного воспитателя на тему : «Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования»

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:

1) Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.

2) Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.

3) Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

4) Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

5) Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

6) Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

5. Беседа заинтересованных сторон

Вопросы родителей:

Каким должно быть дошкольное образование в России? Что изменит стандарт?

Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?

Какие же образовательные программы реализуются в нашем дошкольном учреждении?

Кто же воспитывает и обучает наших детей?

Какова будет оплата за детский сад?

С какими проблемами сталкивается сегодня система дошкольного образования?

6. Подведение итогов.

Уважаемые родители и специалисты, благодарим вас за участие в брифинге. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Презентация «Профессиональный стандарт педагога» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Полномасштабно.

Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» Уважаемые коллеги! Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Брифинг на тему «Новый стандарт изменит дошкольное образование в России»
Опубликовано: 19 сентября 2013 в 23:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД