МААМ-картинки

Будущий первоклассник. Подготовка ребенка с ЗПР к школе в условиях логопункта

Марина Пермякова
Будущий первоклассник. Подготовка ребенка с ЗПР к школе в условиях логопункта
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок до обучения в школе должен достичь не только определенного уровня физиологического и социального, но и умственного, а также эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свои действия и контролировать себя. Не менее важны развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательная координация, правильное звукопроизношение и развитый соответственно возрасту фонематический слух. Это необходимые условия для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма.

Публикация «Будущий первоклассник, Подготовка ребенка с ЗПР к школе в условиях логопункта» размещена в разделах

Речь ребенка развивается постепенно. К 3-4 годам закладываются основы детской речи.

На пятом году жизни речь ребенка активно формируется. Он усваивает способы образования слов: начинает образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; образовывает глаголы с помощью приставок. Словарь расширяется, в нем появляются существительные, обозначающие части предметов, качественные прилагательные. Ребенок пользуется не только простыми распространенными, но и сложноподчиненными предложениями.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всех компонентов речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, усваиваются отношения антонимы-синонимы, развиваются функции словоизменения. Совершенствуется звуковая сторона речи.

У старших дошкольников 6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо - произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З, С-Ш, СЬ-Щ, З-Ж, Т-Ц, С-Ц, ТЬ-Ч, Щ-Ч, Р-Л.

Ребенок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар - дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось», «замок-мазок») меняют смысл или разрушают слово.

Умение выделять из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определенные смыслоразличительные признаки фонем - плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и речедвигательного анализаторов: слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем.

Однако в период обучения чтению, счету и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.

Подобные недостатки чаще встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют.

«Представление, что при любом двигательном тренинге…укрепляются не руки, а мозг, вначале, казались, парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н. А. Берштейн).

Задачи логопеда на коррекционных занятиях с детьми седьмого года жизни.

Логопед определяет задачи, которые необходимо решить на коррекционных занятиях, исходя из трудностей развития устной и предпосылок овладения письменной речью у большинства детей старшего дошкольного возраста. Это означает, что в процессе обучения грамоте он должен осуществить коррекцию речи в полном объеме.

Развитие зрительно-пространственных восприятия и представлений.

1. Дифференциация правой и левой частей тела.

2. Ориентировка в окружающем пространстве.

3. Уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Развитие пальчиковой моторики.

1. Развитие подвижности каждого пальца каждой руки, отдельно и в разных сочетаниях.

2. Развитие согласованных движений правой и левой руки.

Развитие речевой моторики, постановка и автоматизация звуков.

Проводится индивидуально у каждого ребенка.

Развитие фонематического слуха.

-Уточнение слухового и произносительного образа каждого смешиваемого звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное и кинестетическое восприятие.

-Выделение звуков на фоне слога.

-Формирование умения определять звуки в слове.

-Определение места звука в слове.

-Выделение звуков из предложения.

-Развитие фонематических представлений (умение придумывать слова, начинающиеся на заданный звук).

-Развитие фонематического синтеза (умение составлять слово из названных по порядку отдельных звуков).

-Знакомство со звукобуквенным составом слов.

Представление о сложных формах фонематического анализа:

-порядковый (умение называть звуки по порядку);

-количественный (определение количества звуков).

Развитие языкового анализа и синтеза.

Анализ текста (выделение предложений).

Анализ слогов и синтез слов.

Звукобуквенный анализ и синтез.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Знакомство с родственными словами.

Знакомство с существительными (словами-предметами, глаголами (словами-действиями) и прилагательными (словами-признаками).

Словообразование имен существительных с помощью суффиксов:

-ласкательно-уменьшительных;

-образование слов, обозначающих профессии.

Словообразование глаголов с помощью приставки.

Словоизменение прилагательных - составление словосочетаний с существительными по типу согласования.

Составление простых распространенных предложений.

К началу школьного обучения дети должны:

Правильно произносить все звуки родного языка, не путать их в речи и правильно обозначать буквами при письме.

Уметь охарактеризовать звук: гласный-согласный; гласный – ударный -безударный; согласный – твердый - мягкий, звонкий - глухой.

Определять количество предложений в тексте, слов в предложении.

Ориентироваться в расположении частей собственного тела и окружающем пространстве. Выражать словами пространственные отношения, пользуясь конструкциями с простыми предлогами.

Грамматически правильно оформлять речь: в нее должны входить все основные части речи.

Литература:

О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Методические рекомендации. Изд-во КАРО Санкт-Петербург, 2004г.

Публикации по теме:

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной группе Методическая разработка родительского собрания в подготовительной группе «У порога школы» Материалы: Бумажная салфетка; Листы чистой.

Портрет будущего первоклассника Портрет будущего первоклассника Или социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Будущий первоклассник. Подготовка ребенка с ЗПР к школе в условиях логопункта
Опубликовано: 5 июня 2014 в 19:09
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Будущий первоклассник. Подготовка ребенка с ЗПР к школе в условиях логопункта» (включая файлы) размещена пользователем Марина Пермякова (УИ 171418) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД