МААМ-картинки

Бумагопластика как средство формирования художественно-конструктивных способностей детей дошкольного возраста

Юлия Сигалева
Бумагопластика как средство формирования художественно-конструктивных способностей детей дошкольного возраста

Автор: Сигалева Юлия Павловна

Воспитатель МБДОУ «УНДС ОВ №36 «Березка»

Бумагопластика как средство формирования художественно-конструктивных способностей детей дошкольного возраста

Термин «конструирование» (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т. д., поэтому должны соответствовать своему назначению.

Публикация «Бумагопластика как средство формирования художественно-конструктивных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных единиц: частей, деталей. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко.

Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз— вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.).

Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т. д., но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы; сравнивать их между собой и расчленять на части; видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей; делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. В процессе конструирования развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т. д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении - простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое творческое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности.

Планирование образовательной деятельности по ручному труду тесно взаимосвязано с другими видами детской деятельности, которое предусматривается в общеобразовательной программе воспитания и обучения в детском саду «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, а также приоритетными направлениями дошкольного учреждения - социокультурное развитие личности средствами здоровьесберегающих технологий. Одной из технологий является - технология «Цветотерапия» которая применяется через кружковую деятельность «Волшебная бумага» с внедрением в практическую деятельность детей видов искусства как модульное оригами и квиллинг.

Применение технологии, методики результативной и нескучной подготовки ребёнка дошкольника к школе - бумагопластика, позволяет нам активно влиять на процесс становления личности будущего школьника. Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.

Самые интересные работы получаются в результате синтеза разных приемов бумагопластики, использования самых разнообразных видов бумаги и других техник.

Применяя техники бумагопластики с помощью идейности взрослого дети, могут мастерить чудесные поделки, которые затем обыгрывают в группе со своими сверстниками через сюжетные ролевые игры, тематические мероприятия группы, сада в целом.

Результат программы направлен на чувственное восприятие мира, которое захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения.

Бумагопластика – это искусство художественного моделирования из бумаги, объемных композиций на плоскости, в них ощущается пространство, образ, стиль. Они богаты по содержанию и целостны по восприятию. Объектами для изображения в этой технике могут быть фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин, архитектурные элементы. В зависимости от назначения изделия, применяют бумагу по толщине, фактуре, текстуре и цвету: цветная, бархатная, картон, полукартон, писчая. Даже при небольших усилиях со стороны детей, работы привлекают своим необычным выполнением, восхищают ребенка и вызывают желание создать что-то красивое. Бумага создает основу для глубокого осмысленного творчества детей. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному; выполняется в определенной последовательности.

Таким образом, формирование художественно-конструктивных способностей детей дошкольного возраста – это процесс обучения детей направленный на формирование умений использовать в конструктивной деятельности разнообразных изобразительных средств, для построения определённого, заранее задуманного реального продукта с отображением его структуры, и выражением своего отношения к нему.

В процессе формирования художественно-конструктивных способностей мышление детей имеет практическую направленность и носит творческий характер, развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Использование современных технологий бумагопластикипозволяет активно влиять на процесс становления личности будущего школьника. Разнообразие технологий бумагопластики развивают интерес к моделированию, точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.

Мы говорим о значении «бумагопластики» на развитие детей. Общение с бумагой существенно влияет на общее развитие ребенка. В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находиться на кончиках пальцев». Любая работа с бумагой : складывание, вырезание – дает возможность проявить свою индивидуальность; развивает творческое мышление, воображение, мелкую и крупную моторику; помогает приобщиться к миру прекрасного; помогает приобретать навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Таким образом, во время создания бумагопластики, решаются как практические, так и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми.

Бумагопластика развивает :

• конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;

• стимулирует развитие памяти;

• происходит обогащение словаря специальными терминами, закрепляет основные геометрические понятия;

• активизирует мыслительные процессы.

Таким образом, обучая детей дошкольного возраста технике бумагопластики, педагог вызывает у детей желание воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания, поддерживать творческое начало в собственной изобразительной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами/ Е. К. Брыкина - М., 2002. –147 с.

2. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги : справочник/ Б. Г. Гагарин.

– Ташкент, 1988. – 32 с.

3. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества/А. Н. Давидчук – М. : – Просвещение, 1976 г. –79 с.

4. Давыдова, Г. Н. Бумагопластика/ Г. Н. Давыдова - М., 2007. –32 с.

5. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду/ Л. В. Куцакова – М. : Просвещение, 1990. – 64 с.

6. Лурия, А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников/

Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /А. Р. Лурия; под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Запорожца. – М., 1948. –144 с.

7. Тимофеева, Л. Л. Компетентный подход в дошкольном образовании.

Проектирование образовательной деятельности в дошкольном учреждении : Учебно-методическое пособие/ Л. Л. Тимофеева, О. В. Бережнова – Москва, 2013. –128 с.

Публикации по теме:

Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возрастаБумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный.

Русские народные промыслы как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возрастаРусские народные промыслы как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Русские народные промыслы, как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста».

Мультфильмы как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Игра, как средство формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Игра.

Лэпбук как средство формирования безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возрастаЛэпбук как средство формирования безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста уководство по использованию Лэпбука! Лэпбук представляет собою картонную коробку, разрезанную с одной стороны, без крышки и низа. Обклеена.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей старшего возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Артамонова Татьяна Васильевна. Сегодня я хочу представить опыт работы по теме: «Пластилинография.

Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста План самообразования воспитателя Индивидуальный план самообразования на 2019-2020 уч. год по теме: "Развивающие игры, как средство формирования.

Подвижная игра как средство формирования здоровья детей раннего дошкольного возраста Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом.

Среда «Фиолетовый лес» как средство формирования речевых умений у детей дошкольного возраста Аннотация. В статье идет речь о предметно – пространственной среде «Фиолетовый лес» в основе этой игровой технологии лежат партнерские отношения.

Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста Слайд 1 Позвольте представить результаты исследования на тему: «Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Бумагопластика как средство формирования художественно-конструктивных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 октября 2019 в 14:43
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД