Папки-передвижки

Бумагопластика-путь развития творческих способностей ребенка

Елена Обитоцкая
Бумагопластика-путь развития творческих способностей ребенка

Бумагопластика – путь развития ребенка, его творческих способностей.

Нельзя вырастить полноценного

человека без воспитания в нём

чувства прекрасного

(Р. Тагор).

Наше будущее – это наши дети. Однако, показатели здоровья детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего.

Публикация «Бумагопластика-путь развития творческих способностей ребенка» размещена в разделах

Многочисленные авторы – М. В. Антропова, Л. Ф. Бережков, М. М. Безруких и другие считают, что наиболее важным фактором, влияющим на умственную работоспособность ребёнка, является здоровье, которое в свою очередь непосредственно зависит от организации воспитательно – образовательного процесса. Поэтому воспитатели в дошкольных учреждениях должны использовать всё, что может помочь в решении этой проблемы.

Специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Изучение уровня развития дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учитывая важность этой проблемы, считаю целесообразным вести работу по развитию ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук, формированию эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитию фантазии, воображения и творческих способностей детей, а так же организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Несколько лет с детьми занимаюсь нетрадиционной техникой - бумагопластикой. Бумагопластика — это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. В основе техники лежит высокая пластичность бумаги. Объектами для изображения в этой технике могут быть фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин, архитектурные элементы, упаковки, макеты.

Это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Ребенок не только приобретает новые знания, навыки, умения, но и решает задачи физического и умственного развития, формирует эстетическое отношение к окружающему миру. В процессе ручного труда развивается координация движений руки и глаза, а согласованность движения пальцев – один из основных навыков письма, черчения. Труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств. Работу провожу в свободное от образовательной деятельности время. Как показывает практика, дети очень восприимчивы ко всему новому, современному. Поэтому моя работа – это постоянный поиск новых открытий. Она позволяет организовать творческий поиск, исследовательскую деятельность, стимулирует интерес детей к познанию. Экспериментируя с бумагой, мы познакомились с её свойствами, поняли, что её можно рвать, мять, мочить, резать, склеивать, складывать и создавать прекрасные поделки.

Закружилась маленькая «бумажная» карусель. А с чего начать? Начала с самого простого, что можно сделать из бумаги. Но надо было сделать так, чтобы детям было интересно, надо так объяснить, чтобы было понятно. Ведь недаром в одной китайской народной мудрости говорится : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом - основой всей нашей деятельности.

Работу начали с изучения бумаги : ее свойств, видов, качеств. Но цветная и обыкновенная бумага оказалась не самым податливым материалом: появлялись заломы, неправильное вырезание приводило к порче материала, и не было результата деятельности. В ходе работы мы с детьми обратили внимание на обыкновенные бумажные салфетки. Салфетки оказались очень благородным материалом.

Начинали мы с изготовления бумажных кукол, затем птичек, лошадок. Малышам очень нравилось выполнять работы и играть с игрушками. Затем возник вопрос: «А что будет, если размочить бумажные салфетки, и что из них можно сделать?» В ходе эксперимента, добавив в полученную массу клейстер, получили новый материал для изготовления аппликативных работ: открытки для поздравления пап с 23 февраля, мамочек – с 8 марта, панно для украшения группы.

Следующим этапом нашей работы стало изготовление объемных работ, например салфетницы для украшения столов.

Изготовление игрушек и всевозможных поделок из бумаги - занимательное и обогащающее ребенка занятие, во время которого он чувствует себя творцом. Прямо на его глазах происходит превращение бумажной салфетки в невиданных кукол, птиц, коней, утят. Весной с ребятами любуемся, как собственные поделки превращаются в гордый флот, который весело бежит по зажурчавшим ручейкам; летом – запускаем в небо модели самолетов.

Затрат для этого не требуется практически никаких, так как бумажные салфетки материал недорогой и абсолютно доступный, зато во время изготовления поделок ребенок учится усидчивости, приобретает важные навыки по конструированию, развивает свои творческие способности.

Детям нравится превращать обычную бумажную салфетку в самые разные фигурки, изображающие деревья и цветы, птиц и животных, и лучше всего заниматься бумагопластикой в свободное от образовательной деятельности время, что позволяет развить у ребенка трудолюбие, вызвать желание доводить начатое до конца, развить произвольную регуляцию деятельности. Работу строю на развитии способностей анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям. Формирую умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога. Развиваю пространственную ориентировку, мелкую моторику рук. Совершенствую объяснительную речь и коммуникативные способности.

В процессе создания поделки, выполнении работы ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. Каждый ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Он овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Совместное обсуждение творческих работ помогает ребенку видеть мир не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в работе своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Детям нравится мастерить из бумажных салфеток, используя нетрадиционные техники, которые похожи на игру. В нашей работе нет чётких правил, но есть свобода в выборе темы, материала, способа изображения и его цвета. Использование нетрадиционных приёмов способствует тому, что дети находятся в режиме постоянного поиска.

Работа над композициями из бумажных салфеток способствует формированию ручных умений, развивает мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.

Ребят увлекают нетрадиционные техники, они с огромным желанием творят и сочиняют что-то новое сами. Работая в этой технике, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким творцом. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание творить. Ведь творить можно чем угодно и где угодно и как угодно! Огромная удовлетворенность оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».

В творческом процессе начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Стоит отметить, что дети, которые занимаются бумажным моделированием, стали более усидчивыми, аккуратными. Для информации родителей оформляются папки-передвижки, проводятся консультации, организуются «Мастер – класс».

Прикреплённые файлы:

bumaga-2_b0q0p.ppt | 19831 Кб
 
Публикации по теме:

Кружок «Бумагопластика»  как средство развития творческих способностей детей Кружок "Бумагопластика - как средство развития творческих способностей детей"[/b] (Слайд 1)[/b] В своей жизни мы каждый день сталкиваемся.

Развитие творческих способностей у ребенка — путь к формированию успешной личности.Развитие творческих способностей у ребенка — путь к формированию успешной личности. В творческом развитии ребенка огромную роль играет заинтересованность родителей. Именно они должны прививать детям чувство прекрасного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Бумагопластика-путь развития творческих способностей ребенка
Опубликовано: 7 мая 2015 в 04:41
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД