Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе «Быт людей Древней Руси»

Петрова Олеся
Конспект занятия в подготовительной группе «Быт людей Древней Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в подготовительной группе

«Быт людей Древней Руси»

Цель: познакомить детей с бытом людей, живших на Руси, родом их занятий, обычаями старинной крестьянской семьи.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с убранством русской избы, дать представление о мебели того времени и домашней утвари.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Быт людей Древней Руси“» размещена в разделах

Развивающие: развивать интерес к народным традициям и обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы. Познакомить детей с новой лексикой.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры. Приобщение к культуре своего народа.

Материалы и оборудование: макет “Русская изба”, куклы в русских народных костюмах, предметы русского быта сундук, прялка, ложка, деревянный чугунок, ноутбук, проектор.

Ход занятия

Воспитатель в русской национальной одежде входит в группу, дети полукругом сидят на стульчиках.

- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами окунёмся в стародавние времена. Давным – давно наша страна называлась Русь. Большинство её жителей проживало в сельской местности и занималось хозяйством.

Отгадайте загадку

Ни паровоз, ни паровоз,

А из трубы дым идёт.

Из бруса деревянный

Уютный, тёплый, славный.

Что это?

Дети: дом.

Воспитатель: правильно ребята. На Руси все дома были деревянными. И селились люди вблизи водоёмов. Как вы думаете почему?

Дети: умываться, стирать бельё, готовить, купаться и заниматься рыбалкой.

Воспитатель: всё верно. А сейчас давайте заглянем крестьянский дом (дети подходят к макету «русской избы».

Воспитатель: Кто знает эту сказку с детства,

Поймёт, о чё м я говорю:

Какое транспортное средство

Емелю привезло к царю?

Дети: печка!

Воспитатель: молодцы! Конечно же это печка. В доме была только одна большая комната, несмотря на то, что семьи были очень большими. И печка занимала большую часть в доме. Её топили по-чёрному, в печи не было трубы и дым шёл прямо в комнату и выходил из небольшого отверстия в потолке. Для того, чтобы тепло в доме оставалось как можно дольше окна в доме были совсем маленькие. Иногда их вообще заколачивали досками. Освещались дома лучиной-это зажжённая тонкая деревянная щепка.

Печка играла большую роль в те времена. Это было место для отдыха и ночлега, в ней пекли хлеб и готовили еду, на ней сушили травы, грибы, ягоды, сырую одежду. В подпечье жили зимой куры. Существует много пословиц и поговорок о ней, вот послушайте:

Печь нам – мать родная.

На печь- всё красное лето.

Печь не пролежишь.

Когда в печи жарко, тогда и варко.

Пеки, пока печь горяча.

Работу с плеч, да и на печь.

Да, хороша была печь в старину, на ней и дедушка свои косточки погреет, и дети поиграют, особенно девочки в куклы. А давайте и мы с вами поиграем. Игра называется «Ималко». Раньше дети в неё играли так. Одному из ребят завязывали глаза, подводили к печному столбу или к дверной скобе и начинали хором спрашивать.

- Афанас, Афанас!

У чего стоишь?

- У косяка.

- Чего хлебаешь?

- Щи да квас!

- ищи три года нас!

Потом все от него отбегут. «Ималко» бегает по избе, старается кого – нибудь поймать, а остальные его поддразнивают, то за одежду дёрнут, то хлопнут в ладоши, то что- нибудь выкрикнут. Если «ималко» к какому опасному месту приближается, например, к печи, его все предостеречь стараются: «Огонь!», «Огонь!». Так и бегает «ималко», пока кого-нибудь не поймает. А тот, кто пойман, «ималко» становатся. (Дети играют в игру).

Воспитатель: ребята, обратите внимание на мебель. Что вы можете сказать?

Дети: большой стол и много длинных лавочек.

Воспитатель: да, это так. Мебели было мало, середину комнаты занимал большой стол с длинными лавками. На лавках сидели во время приёма пищи и спали. Спали ещё на печи. Обратите внимание на сундук, в нем хранили разного рода вещи, как то одежду, обувь, подушки, одеяла, а сверху, на сундуке, мог кто-нибудь спать.

Маленьких детей качали в люльке. В разных местах Руси её называли по-разному люлька, колыбелька, зыбка, баюкалка, качалка.

В каждом дому обязательно был красный уголок с иконами. Его украшали вышитыми рушниками, а иногда и бумажными цветами. На место под образами усаживали самых дорогих гостей.

Кроме мебели в избе хранились приспособления для ремёсел. Это был ткацкий станок, прялка, инструменты для изготовления обуви, деревянной посуды и др.

Вся кухонная утварь хранилась возле печки, это место называлось «бабий угол». Тут хранились горшки и чугунки, сковороды и кувшины, кочерга и ухваты. Посуда была глиняной и деревянной. Из бересты плели лукошки и туеса для ягод.

А ещё в старину люди пряли. Прясть юные крестьянки начинали с самого раннего возраста. Прялку расписывали узорами или сценами из повседневной жизни, её могли передавать из поколения в поколение.

А сейчас отгадайте мои загадки:

1. Новая посуда,

А вся в дырках. (сито, решето).

2. Мочили, колотили,

Рвали, крутили

И на стол клали. (скатерть)

3. Кривой конь

Лезет в огонь. (кочерга)

4. Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо (самовар).

5. Четыре братца

Под одним шатром стоят (стол).

6. Висит, болтается,

Всяк за него хватается (полотенце).

7. Стоит кошка

О четыре ножки (скамейка).

8. Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь).

Ребята, а как вы думаете, чем занимались люди на Руси?

Дети: работали в огороде, ловили рыбу, ходили на охоту….

Воспитатель: совершенно верно. Всю работу по дому и уходом за детьми занимались женщины. С раннего возраста обязанность девочек была забота за младшими сёстрами и братьями. А так же девочки уже умели варить, шить, ткать, вышивать, собирать ягоды, грибы, заниматься консервированием.

Мальчишки семи лет уже ходили со взрослыми в поле, там они помогали сеять хлеб, либо убирать его, принимали участие в сенокосе.

Мужчина вообще многое умел: следил и управлялся со скотиной, пахал и сеял в поле, убирал урожай, как вы правильно сказали, ловил рыбу и занимался охотой, занимался сбором мёда. А когда заканчивались работы осенью по сбору урожая и с наступлением зимы, у крестьянина наступали новые хлопоты. Он ремонтировал ремонтировали и изготавливали предметы посуды, плели лапти и корзины. Отец был главой семейства и все его слушали и уважали.

Ребята, сейчас вы можете, придя домой вечером посмотреть телевизор, поиграть в планшет, построить что-то из конструктора. Как вы думаете, чем занимались ваши сверстники раньше в свободное время? И много ли свободного времени было у них?

Дети: времени было немного.

Воспитатель: да, времени было у детей немного свободного, но если она появлялось, то дети играли в различные самодельные игрушки. Их делали из глины, бересты, вырезали из дерева. А так же дети играли в различные подвижные игры, такие как «Салочки», «Золотые ворота», «Ручеёк», «Лапта» и другие.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Золотые ворота».

Правила игры «Золотые ворота»

Выбрать двух человек, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные участники встают цыпочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда,

Первый раз прощается

Второй раз запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Ребята, которых поймали «золотые ворота», становятся дополнительными воротами. Игра заканчивается, когда остаётся 3-4 человека.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в эту игру.

Публикации по теме:

Конспект лексико-грамматического занятия «Сезонный труд людей весной» в старшей группе с ОВЗКонспект лексико-грамматического занятия «Сезонный труд людей весной» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Познакомить детей с сезонным трудом людей в парке, в саду, на огороде. Формирование знаний детей о труде людей в природе. 2.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Вода в жизни людей»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Вода в жизни людей» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по теме «Вода в жизни людей» Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Роботы. Их использование в жизни людей»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Роботы. Их использование в жизни людей» Цель: Актуализировать знания детей о роботах, робототехнике. Задачи: 1. Познакомить с историей развития робототехники в мировом сообществе.

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «День народного единства. Что объединяет людей?» Задачи: • формирование у ребёнка представления о России как о большой многонациональной стране; • обобщение и закрепление материала, связанного.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Серпухов — частица малая Руси» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Серпухов – частица малая Руси» Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Профессии людей»Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Профессии людей» Цель: расширять и конкретизировать представления о профессиях людей. Задачи: закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”;.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Творческо-исследовательский проект в старшей группе «Игры и забавы в древней Руси» Паспорт проекта: Вид проекта: творческо - исследовательский. Продолжительность: сентябрь – ноябрь. Участники: дети старшей группы, воспитатели.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Население Нижнего Новгорода в 13 веке. Профессии людей» Цель: развивать умение детей осознавать место, где живешь – «малая родина»; понятие «нижегородец"; воспитывать любовь к своему городу. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Быт людей Древней Руси»
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 21:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Быт людей Древней Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Петрова Олеся (УИ 1403629) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД