МААМ-картинки

Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией

Наталья ляцкая
Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией

Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией

Цель, задачи исследования

Цель исследования – выявление особенностей коммуникативной деятельности у детей со стертой дизартрией.

Задачи исследования :

1. Изучение психолингвистической, психологической, педагогической по проблеме исследования.

Публикация «Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией» размещена в разделах

2. Определение содержания методики исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией.

3. Выявление особенностей коммуникативной речевой деятельности у детей со стертой дизартрией.

4. Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативно-речевой деятельности детей со стертой дизартрией.

Методика констатирующего эксперимента

При определении содержания экспериментального исследования мы руководствовались рекомендациями М. И. Лисиной [2], Е. О. Смирновой [3] к проведению диагностики ведущей формы общения детей со взрослыми и выявлению особенностей речи в общении детей со взрослым и сверстником, а также рекомендациями А. Г. Арушановой [1] к оценке уровня сформированности диалогического общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.

1. Исследование вербальных средств общения в условиях ситуативно-делового общения со взрослым.

Исследование проводилось с использованием двух видов заданий.

Задание 1. Участие в совместной со взрослым сюжетной игре «Один день куклы Ани», что предполагает имитацию реальных бытовых действий с предметами ближайшего окружения.

Материал: кукла, набор кукольной мебели (кроватка, стол, стульчик, кукольная посуда (тарелка, чашка, ложка, чайник, кастрюля).

Игровые действия: «разбудить» куклу, посадить куклу за стол, расставить на столе посуду, положить «пищу» в тарелку, «чай» налить в чашку, накормить и напоить куклу Аню.

Процедура и инструкция: ребенку предлагалось вместе с экспериментатором поиграть с куклой. Экспериментатор последовательно формулировал задания для ребенка, на правах равноправного партнера включался в деятельность : «Настало утро; разбуди Аню. Посадим Аню за стол. Накроем на стол. Чем будем кормить Аню? Покормим Аню…».

В процессе осуществления деятельности ребенку предоставлялась возможность самостоятельно организовать диалог с куклой.

Задание 2. Участие в совместной со взрослым предметно-практической деятельности (игра «Нанижем бусы»).

Материал: длинный плотный синтетический шнур, набор из 10 крупных деревянных шариков красного, синего, желтого, зелёного, белый цветов с отверстиями для продевания шнура.

Игровые действия: последовательное нанизывание шаров на шнурок.

Процедура и инструкция: ребенку предлагается шнурок, набор шаров. «Давай сделаем бусы. Будем делать их вместе. Нам нужно сделать бусы с таким рисунком: красная бусинка, синяя, жёлтая, зелёная, белая. Сначала я продену шарик, потом ты. Снова я, потом снова ты. И так по очереди».

2. Исследование вербальных средств общения в условиях внеситуативно-познавательного общения со взрослым.

Исследование проводилось с использованием двух видов заданий.

Задание 1. Участие в беседе на тему «Собака в жизни человека».

Материал: фотографии с изображением собак различных пород (овчарка, болонка, пудель, такса, сюжетные картинки (собака сидит в конуре; собака грызет кость; мальчик идет с собакой; мальчик кормит собаку; мальчик играет с собакой в мяч). Материал представлен в приложении.

Процедура исследования : экспериментатор последовательно выкладывал перед ребенком фотографии с изображениями различных собак и предлагал их внимательно рассмотреть. Затем экспериментатор начинал беседу, стимулируя ребенка к диалогу.

План беседы:

Кто нарисован на картинках?

Посмотри, какие они? Одинаковые? Чем отличаются?

Ты когда-нибудь видел (а) собак? Где? Тебе нравятся собаки?

У тебя есть собака? (у твоих друзей)

Как собаки разговаривают?

Что собака умеет делать?

Где живет собака? Какую пользу она приносит человеку? С кем собака гуляет? Кто кормит собаку? Чем ее надо кормить? Во что мальчик играет с собакой? (совместно с взрослым ребенок рассматривает сюжетные картинки, на которых собака совершает различные действия).

Как человек ухаживает за собакой (кормит, купает, выгуливает, лечит?

Когда собака радуется, что она делает (виляет хвостом, старается лизнуть? Покажи, как она это делает.

Когда собака злится, что она делает (рычит, кусается, лает? Покажи, как собака рычит.

Что нужно делать, чтобы собака не укусила (не трогать чужих собак, не дразнить собаку, не убегать от нее?

В ходе беседы экспериментатор сообщал новые сведения, реагировал на инициативные обращения ребенка.

Задание 2. Совместное рассматривание книги познавательного содержания.

Материал: две книги познавательного содержания (о животных; о транспорте) с крупными, яркими, реалистичными иллюстрациями.

Процедура и инструкция: ребенку предлагалось рассмотреть любую из представленных книг. «Какую книжку ты хочешь посмотреть? Давай вместе ее почитаем». В процессе ознакомления с содержанием книги экспериментатор давал необходимые пояснения, реагировал на все обращения собеседника.

3. Исследование вербальных средств общения в условиях внеситуативно-личностного общения со взрослым.

Исследование проводилось с использованием двух видов заданий.

Задание 1. Беседа и рисование.

Материал: лист белой бумаги, цветные карандаши.

Процедура исследования : ребенку предлагалось нарисовать то, что ему хочется. В процессе рисования экспериментатор находился рядом с ребенком.

Фаза ожидания: ребенок получал лист бумаги, цветные карандаши. Ему предлагалось посидеть рядом с взрослым и нарисовать то, что ему хочется. Экспериментатор в течение 3 минут не вмешивался в действия испытуемого, ожидая проявления его инициативы.

Фаза стимуляции: если в течение этого времени ребенок сам начинал общение, взрослый отвечал на его вопросы, поддерживал общение. Если испытуемый работал молча, то во второй фазе взрослый обращался к ребенку, рассматривал его рисунок, задавал вопросы.

План беседы:

Что ты нарисовал (-а?

Тебе нравится рисовать?

Кто научил тебя рисовать?

Что ты любишь рисовать?

Чем ты любишь рисовать?

Когда у тебя не получается, то что ты делаешь?

Обращаешься за помощью? К кому?

Кто в вашей группе (классе) рисует лучше всех?

Его (ее) хвалят? Кто хвалит? Как хвалят?

Кто в вашей группе (классе) рисует хуже всех?

Какой рисунок тебе нравится больше (предлагается 2 рисунка, выполненные детьми этой же группы? Почему?

Задание 2. Участие в беседе на тему «Я и мои друзья».

Материал: групповые фотографии членов детского коллектива.

Процедура исследования. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предъявленные фотографии, ответить на ряд вопросов в соответствии с планом беседы.

План беседы:

Хорошо ли тебе в группе?

Что вы обычно делаете вместе?

Дружно ли вы играете?

Ссоритесь ли вы? Часто или нет? Ты стараешься помирить ребят?

Кто тебе нравится? Почему?

Во что ты любишь играть?

Кто с тобой играет? Почему?

С кем ты никогда не играешь? Почему?

Любишь ли ты играть?

У тебя есть любимая игра? Чем она тебе нравится?

Ты любишь слушать сказки?

Какие сказки вы читали? Кто тебе больше всех понравился? Почему?

4. Исследование вербальных средств общения в ситуациях совместной детской деятельности.

Исследование проводилось с использованием двух видов заданий.

Задание 1. Участие в совместной продуктивной деятельности (раскрашивании).

Материал: набор цветных карандашей; силуэтное изображение перчатки с крупным геометрическим узором в основании.

Процедура исследования : для участия в раскрашивании силуэтного изображения перчатки привлекалось двое детей. После предварительной беседы о назначении перчаток детям давалась инструкция: «Раскрасьте пальчики у этой перчатки. Раскрашивайте по очереди: сначала А раскрасит один пальчик, потом Б раскрасит следующий. И так по очереди раскрасьте все пальчики». В случае, если дети испытывали затруднения в развертывании взаимодействия, экспериментатор оказывал помощь в виде:

стимуляции к действию («Кто начнет раскрашивать?»);

организации действия в виде регулирования очередности раскрашивания;

частичной демонстрации действия на начальном этапе выполнения задания.

Задание 2. Участие в совместной игровой деятельности.

Материал: набор «Доктор Айболит» (медицинская шапочка, градусник, шприц, вата, бинт, пластмассовый пузырек с лекарством).

Игровые действия: согласованное выполнение детьми ролевых действий в соответствии с сюжетом.

Процедура исследования : в игре участвуют двое детей. После предварительной беседы о профессии врача, рассматривания соответствующих иллюстраций детям предлагается поиграть «в доктора». Каждый из участников игры должен последовательно выступить в роли доктора и пациента. В случае, если дети испытывали затруднения в процессе развертывания игрового взаимодействия, экспериментатором оказывалась помощь в виде:

вербальных инструкций (больной, подойди к врачу; поздоровайся с ним; скажи или покажи, что у тебя болит; скажи доктору «спасибо»; попрощайся с доктором. Доктор, позови больного; поздоровайся с больным; спроси, что у него болит; осмотри больного; скажи, как надо лечиться; попрощайся с больным и др.);

организации действия посредством регулирования очередности действий;

демонстрации образца игрового действия с вербальным и жестовым сопровождением.

Оценка результатов

Оценка вербальных средств общения производилась в следующем направлении:

Оценка вербальных средств общения с учетом показателей коммуникативно-речевой активности испытуемого в ходе взаимодействия, языкового оформления высказываний.

Каждое задание в рамках выделенных форм общения (ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного, внеситуативно-личностного, совместной детской деятельности) оценивалось отдельно. Мы приняли единую систему оценки вербальных средств общения, включающую три показателя: коммуникативно-речевая активность, грамматическое оформление высказываний, лексическое оформление высказываний.

1. Коммуникативно-речевая активность

Заинтересованности в ситуации общения, в собеседнике не проявляет; инициативность в общении отсутствует; крайне не внимателен к речевому и неречевому поведению партнера, реакция на обращения партнера эпизодическая – 1 балл.

Заинтересованность в данной ситуации общения проявляет вяло; инициативность в общении резко снижена; реакция на обращения партнера избирательная, нерегулярная; в большей степени проявляется сосредоточенность на собственном поведении, чем заинтересованность в установлении и поддержании контакта с партнером – 2 балла.

Заинтересованность в ситуации общения, в собеседнике снижена; в целом внимателен к речевому и неречевому поведению партнера, адекватно реагирует на его обращения; проявление инициативы в общении снижено; требуется стимуляция к поддержанию контакта – 3 балла.

Заинтересован в ситуации общения, в собеседнике; инициативу в общении проявляет; реагирует на обращения собеседника; требуется незначительная стимуляция к поддержанию контакта – 4 балла.

Заинтересован в ситуации общения, в собеседнике; активно проявляет инициативу в общении; занимает активную ответную позицию – 5 баллов.

2 Лексическое оформление высказываний.

Выбор лексических средств затруднен, часто не адекватен ситуации общения – 1 балл

Отмечаются трудности актуализации слов; характерна стереотипность, неточность в употреблении лексических средств – 2 балла

Выбор лексических средств в целом адекватен ситуации общения; возможны замены слов по семантическому, функциональному сходству; отмечается стереотипность в употреблении лексики, ограниченность деятельностным контекстом – 3 балла

Адекватный, оперативный и самостоятельный выбор необходимых лексических средств; отмечается ограниченность лексики деятельностным контекстом – 4 балла

Выбор лексических средств осуществляется адекватно ситуации общения; часто употребляет лексические средства, отличающиеся «внеситуативной» отнесенностью-5 баллов

3 Грамматическое оформление высказываний

Употребляет отдельные слова, характеризующиеся грамматической аморфностью – 1 балл

Употребляет простые одно-, двухсловные высказывания; отмечается стереотипность в употреблении синтаксических конструкций, часто незавершенность конструкций с пропуском значимых фрагментов, невосполнимых из коммуникативного контекста – 2 балла

Употребляет высказывания, представленные единичными синтаксическими конструкциями; отмечаются аграмматизмы в виде нарушений согласования и порядка слов в высказывании – 3 балла

Употребляет высказывания, представленные комплексом конструкций; использует преимущественно простые синтаксические конструкции – 4 балла

Употребляет высказывания, представленные комплексом конструкций; часто использует сложные синтаксические конструкции – 5 баллов

Список литературы:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 1999.

2. Лисина М. И. Потребность в общении//Лисина М. И. Проблемы онтогенеза 13. Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишинев: Штиинца, 1987. – 135 с.

бщения. - М. : Педагогика, 1986

3. Смирнова Е. О. Взаимосвязь между развитием ролевой игры и общением со сверстниками у дошкольников // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований : Тезисы Всесоюзного симпозиума / Ред. Э. С. Востокова. – Л., 1973. – С. 148-149.

Публикации по теме:

«Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» «Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» Цель: Успешное.

Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС. Цели и задачи развития детей дошкольного возраста «Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО» Цели и задачи развития детей дошкольного возраста в образовательной.

Цель, задачи, назначение группы кратковременного пребывания детей в системе детского сада. В группу кратковременного пребывания (адаптационная) обычно принимаются дети в возрасте от 1года 6 месяцев до 7 лет. Эти группы предназначены.

Конспект коммуникативной деятельности для детей старшей группы «Подвиг героя» .

Организация и методы исследования Экспериментальная работа включала в себя констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе МБДОУ№442. Целью констатирующего эксперимента.

Педсовет «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в коммуникативной деятельности» Теоретические материалы к педсовету «Развитие творческих способностей воспитанников в коммуникативной деятельности» Терминологический.

Предмет, задачи и содержание дошкольной педагогики в рамках идей гуманизации образования Возникновение дошкольной педагогики связано с именем чешского педагога и философа 17 века Я. А. Коменского. Дошкольная педагогика – это.

Цель и задачи экологического образования дошкольников дошкольников 1слайд Тема презентации «Цель и задачи экологического образования дошкольников» 2 слайд Проблема экологического воспитания подрастающего.

Выступление на педсовете «Организация и содержание деятельности в уголке природы» Выступление на педсовете на тему: «Организация и содержание деятельности в уголке природы» Организация и содержание деятельности в уголке.

Задачи и содержание работы по развитию диалогической речи в ДОО Задачи и содержание работы по развитию диалогической речи в ДОО. Задачи обучения диалогической речи определяются программой дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией
Опубликовано: 7 октября 2017 в 13:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД