Папки-передвижки

Целевая прогулка «Кто живёт в муравейнике»

Тамара Скорынина
Целевая прогулка «Кто живёт в муравейнике»

Целевая прогулка «Кто живёт в муравейнике»

Подготовительная группа.

Цель: Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни и правилах поведения вблизи муравейника; сформировать представления о роли муравьев в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям.

Ход прогулки

Воспитатель. Отгадайте загадку.

На поляне, возле ёлок

Дом построен из иголок

За травой не виден он,

Публикация «Целевая прогулка „Кто живёт в муравейнике“» размещена в разделах

А жильцов в нём миллион. (Муравейник)

Сегодня мы пойдем в гости к муравьям. Вспомним правила поведения вблизи муравейника. Сладко пахнут сосновой смолой разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете работящий лесной муравей. Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. Если представить, что Саша – муравей то он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Саша поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого может. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Воспитатель вместе с детьми подходит к муравейнику.

У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики. Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач. Воспитатель вместе с детьми подходит к муравейнику.

-Какую форму имеет муравейник?

-Из чего муравьи строят себе жилище? (из листьев, кусочков коры, хвоинок, веточек)

-А сколько же тут входов и выходов! Видите, множество отверстий на стенках муравейника? Только сами муравьи знают, кокой из них вход, а какой выход.

-Что находится внутри? (камеры для личинок, кладовые, коридоры.)

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи : кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

Исследование. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать

. Результат: Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся и вы увидите одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Вос-ль: А вам хотелось бы превратиться в муравьёв и познакомиться с их жизнью поближе? Ответ детей.

Игра «Ладошки»

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в образ.

Стоя по кругу, дети одновременно прикасаются своими ладошками к ладошкам товарищей слева и справа, сжимают ладошки друг друга и двигаются в круг. Поднимая руки, дети соединяют все ладошки вместе, закрывают глаза и произносят волшебные слова: вот я, вот я превращаюсь в муравья!

А теперь открываем глаза – Ой, сколько вокруг меня муравьишек! Что же изменилось для нас вокруг? ( Ответы детей: трава стала высокая, люди огромные и т. д.).Вы такие маленькие.

1. Как бы вы чувствовали себя, если бы вас никто не замечал? Вы бежите по дорожке. Вдруг идет человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с вами! Вот он заносит свой башмак над вами, что вы чувствуете в этот момент? Что вы ему хотите крикнуть? В чем упрекнуть? О чем попросить?

2. Вы со своими братьями-муравьями очень долго строил дом-муравейник. Сколько палочек, веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как все муравьи радовались, когда муравейник был наконец построен! Но вот какой-то мальчишка ради забавы палкой разрушил муравейник, да еще смеялся над разбегающимися муравьями. Что бы вы чувствовали по отношению к этому разрушителю? За что бы на него обиделись? О чем бы вы ему рассказали, чтобы он никогда такого больше не делал?

3. В лес часто приходят туристы. Они любят разводить костры. Как бы вы себя почувствовали, если бы костер развели прямо около муравейника? О чем бы пошептали на ушко таким туристам?

Вот вы и побывали муравьишками, и теперь, увидев муравья, поздоровайся с ним, спроси, как у него дела. Никогда не обижай маленьких, заботься о беззащитных, ведь они не могут ничего сказать, попросить.

Знаю, что вы любите играть и предлагаю новую игру «Муравей». Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, относящееся к муравью : (трудолюбивый, полосатый, жужжащий, муравейник, соломинка, кровосос, мёдособирающий, воин, порхающий, хвоинки)

Итог прогулки.

Не берите муравья в руки, так как можно повредить его хрупкое тельце.

Нельзя долго находиться очень близко к муравейнику, потому что муравьи могут заползти под одежду.

Нельзя разрушать муравейники. Это было бы не вежливо!

Как выглядят муравьи?

Как они передвигаются?

Чем питаются?

Как называется муравьиный дом?

Из чего муравьи строят свой дом?

Вос-ль. : Как вы считаете, что бы произошло, если бы вдруг исчезли все насекомые (ответы детей)

Вос-ль. : Муравьи были уверены, что вы о них знаете много, бережно относитесь к природе и передали для вас подарок (наборы насекомых и раскраски).

Игры детей с наборами насекомых, закрашивание рисунков.

Публикации по теме:

Целевая прогулка (ПДД) Подготовила воспитатель Н. С. Лесникова с. Большая Поляна, 2013 г. Цель: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.

Целевая прогулка «Деревья моего города» Аннотация: Методическая разработка предполагает расширение представлений у детей младшего дошкольного возраста о природных богатствах тамбовской.

Целевая прогулка к памятнику пограничникам. ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА К ПАМЯТНИКУ ПОГРАНИЧНИКАМ. Средняя логопедическая группа № 2 Воспитатель: Соломатина Наталья Николаевна Цель: Показать.

Целевая прогулка на огород: наблюдение за огурцом.Целевая прогулка на огород: наблюдение за огурцом. Дети раннего возраста имеют очень маленький жизненный опыт, многое в природе они видят в первый раз! Для них любое растение, цветочек или.

Целевая прогулка «Наблюдение за небом» (подготовительная группа)Целевая прогулка «Наблюдение за небом» (подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: ПР, РР,СКР,ХЭР, ФР Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного.

Целевая прогулка «Наблюдение за ветром» (разновозрастная группа)Целевая прогулка «Наблюдение за ветром» (разновозрастная группа) Цель: Создание условий для познавательной активности детей. Задачи: Уточнять и расширять знания детей о воздухе, о природном явлении "ветер",.

Целевая прогулка «Пешеходная наука» Целевая прогулка «Пешеходная наука». Цель: систематизировать и уточнить знания детей о правилах перехода на другую сторону улицы, пользуясь.

Целевая прогулка по территории ДОУ средней группы (фотоотчет)Целевая прогулка по территории ДОУ средней группы (фотоотчет) 21 июля 2015г воспитанники средней группы "Почемучки" совершили целевую прогулку по территории детского сада. Цель и задачи: Формировать.

Целевая прогулка в осенний лес (средняя группа)Целевая прогулка в осенний лес (средняя группа) Целевая прогулка в осенний лес. Цель: дать детям знания о лесе как сообществе животного и растительного мира (лес дарит чистый воздух,.

Целевая прогулка в парк. Акция «Покормите голубей»Целевая прогулка в парк. Акция «Покормите голубей» Цель: Закрепить знания о зимующих птицах. Формировать представление о добывании пищи зимующими птицами. Воспитывать желание заботиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Целевая прогулка «Кто живёт в муравейнике»
Опубликовано: 6 сентября 2016 в 12:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД