Мария Запысова
Целевая прогулка по экологии «Берёзы русские напевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая прогулка по экологии : «Берёзы русские напевы»
Цели и задачи:
Учить детей видеть красоту окружающей нас природы; Развивать умения детей чётко, полно, излагать мысли и впечатления о новом материале и уже знакомом ранее; Описывать особенности строения берёзы и сравнивать её с другими деревьями; Знакомить и приобщать детей к духовным наследиям православной культуры; Воспитывать чувство гордости к своему родному краю, к великой России – нашей Родине, чувство осознания своего единства с окружающим миром природы; Воспитывать экологическую культуру; Расширить представления об экосистеме, о бережном, заботливом отношении к окружающей действительности и всей окружающей природе; Развивать активность и самостоятельность, воображение, творческие способности дошкольников;
Публикация «Целевая прогулка по экологии „Берёзы русские напевы“» размещена в разделах
- Береза. Все на тему березок для детей
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Предварительная работа:
Просмотр, сравнение и обсуждение различного материала по теме: «Деревья и кустарники», «Деревья нашего края», «Русские берёзы»; просмотр репродукций картин о березах; Чтение и пересказ истории Н. М. Павловой о «Крылатке – неудачнице», просмотр иллюстраций; Заучивание стихотворения: «Берёза» И. Токмаковой («Если б дали берёзе расчёску…»); Прослушивание стихотворения С. Есенина «Берёза», С. Прокофьева «Люблю берёзку русскую…»; В течение недели выполнялись разные техники творческой работы с бумагой, пластилином в виде аппликаций, индивидуальных и коллективных работ;
И последним, завершающим этапом работы мы наметили проведение целевой прогулки на территории и за пределами детского сада;
Ход целевой прогулки:
После предварительной беседы по теме: «Люблю берёзку русскую», дети с воспитателем выходят на улицу. Подходят к молодой берёзке, которая «прячется» за черёмухой и рядом стоящей рябиной.
Воспитатель:
Вы, знаете, дети, я сегодня рано утром шла в детский сад по травке и заметила, что что-то блестит, а обувь стала мокрой, сырой … Я наклонилась и увидела капельки прозрачной воды, а, когда подняла голову вверх, то на деревьях, листочках висели такие же капельки… Что это за капельки? И куда они сейчас исчезли! А я так хотела вам их показать.
А, потом вдруг произошло чудо: передо мной упала сухая ветка. Вот она, посмотрите! И я решила, что дерево мне эту веточку подарило. Но я так спешила, что не обратила внимания, с какого дерева упала веточка. Подскажите мне, дети! А на что она похожа? (Ответы детей). Ой, и, правда, веточка берёзы! Как же я сама не догадалась! Ребята, а я правильно поступила, когда взяла веточку с собой? (Ответы детей) А был бы мой поступок правильным, если б я сорвала ветку с дерева? (Ответы детей) Природу надо беречь, любить и оберегать! Помните, ребята, мы весной просили у берёзы, тополя, черёмухи разрешения сорвать несколько веточек для наблюдения и появления первых почек и листочков? Прижимаясь, обнимали дерево и просили у него разрешения сорвать веточки! И дерево разрешило сорвать веточки. (Проводится беседа) Природа вселяет в человека всё прекрасное, доброе, красивое! И нам надо быть к ней внимательными, надо уметь Природу во время защитить! Не всегда мы поступаем с ней честно! За это и расплачиваемся. Вот послушайте стихотворение - «жалобу» и просьбу!
Воспитатель читает стихи:
На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это!
Меньше радости и красоты
Дарит яркое, жаркое Лето.
А деревья листвой шелестят
И беседуют тихо о чём-то,
И с беспокойством на нас глядят,
Машут веткой и добрым советом:
Не рвите цветы бездумно, -
Этот совет разумный!
Не рубите берёзы белой,
Не губите красы лесной,
Друг другу дарите больше добра,
Чтоб Природа с Вами доброй была!
Дети всё ближе подходят к дереву, воспитатель ведёт беседу.
Дети, мы с вами всю неделю посвятили прекрасному русскому дереву, любимице русского народа – берёзе. Посмотрите, у берёзоньки веточки тонкие, нежные, хрупкие, а ствол белый с чёрными полосками.
А вы хотите рассказать стихотворения о берёзе? (Ответы детей)
Ребёнок 1. :
Русская белоствольная красавица
Своей красотой давно уж славится!
Стоит, шелестит листвой,
Тихонько шелестит, шепчется со мной!
Ребёнок 2. : (Подходит к берёзе, прикасается к ней, обнимает, читает стихотворение.)
Есть в саду моём берёзка,
Я её люблю!
Обнимаю часто – часто,
А подсохнет – я полью!
Шелестя своей листвой,
Говорит она со мной!
Шепчет тихо песни, сказки,
Дарит мне тепло, любовь и ласки!
Я берёзку так люблю :
К ней прижмусь и обниму!
Краше нет моей березки,
Лучше нет во всём краю!
Я признанья эти ей сейчас дарю!
Ребёнок 3. :
Если слабость, боль придёт,
Меня берёзка позовёт :
Скажет тихо: «Подожди!»
Нежно ствол мой обними!
Я болезни заберу, боль и жажду утолю!
Пусть уходит боль в кору,-
Я всю правду говорю!
И, вот, стою я: жив – здоров!
Берёзка снова помогла…
И здесь не надо лишних слов, -
И не болит уж голова!
Воспитатель:
Посмотрите, какая берёза светлая, спокойная, стоит в белой одёжке, свесила свои нежные косоньки – веточки. А, давайте, дети, низко – низко поклонимся ей!
Звучит симфоническая музыка П. И. Чайковского. Дети, наклонив головы, встают на одно колено, кланяются молодой красавице, просят у берёзки прощение за свои ошибки и ошибки людей, а затем просят у неё силы и здоровья.
Воспитатель:
Милая Берёзонька!
Дай здоровья, милая, мамам и папам, сестрёнкам и братишкам – все большим и малышкам, мне и моей семье спокойствия и долголетия и всем людям на свете!
Дети:
А мы обещаем не царапать кору твоего дерева,
Не ломать твои молодые ветки…
Звучит тихая, спокойная мелодия. Дети подходят к берёзе, прижимаются, крепко обнимают её. Просят ещё раз у берёзы силы и здоровья себе и своим близким.
Воспитатель:
И так уж она хороша, что, кажется, в шелесте берёзы, её шуме таится, живёт русская душа! Русь! Наша Россия с давних времён славится красотой русской белоствольной берёзы. Является символом красоты, молодости, долголетия!
Звучит тихая мелодия, дети встают вокруг берёзки и водят хороводы. Дети исполняют первые два куплета песни: «Во поле берёзка стояла…» Дети, продолжая держаться за руки, отходят от берёзы, образовывая новый круг. Проводится медитация: «Я, как Дерево, расту! Я – Цветок и я цвету!»
Физ. минутка: «Ветер дует нам в лицо!»
Воспитатель:
Очень хотелось бы, чтобы наша прогулка послужила бы вам добрым уроком. Доброта – великое слово! Ведь природа и Доброта – они едины! Доброта живёт в каждом из нас! Настоящая Дружба тоже несёт Доброту! Ребята, а, давайте пожмём друг другу руки, по – дружески обнимемся… И пусть это будет добрым знаком в течении нашей прогулки
У нас сегодня много Доброты и смеху,
Мы поднимем руки кверху,
Разведём их в стороны
И поднимем выше,
Как берёзка русская,
Аж, до самой крыши.
Дети встают на носочки, тянутся вверх, протягивают руки к берёзе.
Вновь поклон берёзе русской мы даём. (Дети кланяются)
Исполняется песня: «У моей России…»
Дети подходят к молодым берёзкам, которые были посажены в прошлом году саженцами.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какие у них нежные листочки, тонкие стволы, нежно шелестит листва…
И вдруг дети замечают упавшее или оставленное птицами гнездо. Поднимают его и пытаются найти гнезду место среди ветвей берёзы. Проводим беседу о том, что гнездо с птенцами брать нельзя. Дети высказывают свои мнения и впечатления; Все вместе приходят к единому мнению.
Ребята, давайте расскажем стихотворение берёзке. И пусть каждый из вас в этом поучаствует.
- Берёза, моя Берёзонька.
- Берёза моя белая,
- Берёза раскудрявая!
- Стоишь ты посередь долинушки,
- На тебе, Берёзонька трава шёл,
- Близ тебя, Берёзонька,
Красны девицы
Венки плетут…
Воспитатель:
А нас, Берёзонька, хороводы ждут.
Каждый ребёнок, рассказывая строчку стихотворения С. Прокофьева «Берёза», подходит к молодой берёзке, проявляет к ней внимание и показывает, как она им дорога. Затем дети снова водят хоровод и поют третий куплет песни: «Я пойду, пойду, погуляю…»
А, вы знаете, дети, ещё с давних времён молодё жь: девушки и юноши гадали и гадают на венки! Во вторую половину дня, так же, как и мы вышли с вами сейчас на улицу, молодёжь шли на опушку леса, плели венки, водили хороводы, а затем шли к речке и бросали специально заранее сплетённые венки из берёзовых веток в воду. Если венок тонул – плохая примета, а если продолжал плыть – молодые наблюдали за его направлением: в какую сторону поплывёт, там ищи суженного (жениха).
Плохо делает тот, кто решает срубить молодое дерево (берёзу тоже). Всему своё время и свой срок! Если безо времени это происходит, с тем человеком может произойти беда. Старые люди говорили, что некоторые даже сходили с ума, ломали руки, ноги. Так Природа наказывала «непослушных». За срубленные ранние или осквернённые (объясняет) берёзовые рощи предсказывали плохой исход жизни (смерть, уход в другой мир).
Знающие люди никогда не сядут в грозу под ель, сосну или осину, а вот под берёзу сесть можно! Гроза ударит, где ель или сосна, а берёза оберегается, как светлое место!
Вот послушайте красивые поэтические строчки:
Чуть Солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей:
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Сама в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Одна на опушке лесной:
Наряд её легкий, чудесный, -
Не дерева сердцу милей!
И столько задумчивых песен
Поют в народе о ней!
Он делит с ней радость и слёзы,
И так уж она хороша,
Что кажется - в шуме берёзы
Есть русская наша душа!
Красивые слова! Вы согласны со мной, дети? (Обсуждение прочитанного стихотворения.)
Каждое дерево чем- то полезно и каждое по – своему красиво. И нет на свете дерева белого, как летнее облако, как белая полевая ромашка…
С чем можно сравнить берёзу? На что или на кого она может быть похожа? (Ответы детей)
Во всём зелёном царстве нет подобного дерева – оно одно среди огромного Царства Природы…
С давних пор у этого дерева большая дружба с человеком.
- Какой самый первый предмет был из берёзы избе? (Веник)
- Для чего он предназначался?
Одно дело подметать, чтобы в горнице держалась чистота, другое дело, среди зимы да с веничком в баньку! Хорошо!
Только берёза даёт бересту (Показать).
При строительстве дома под углы сруба (объяснить) рабочие на кирпичные столбы клали по широкому листу бересты, - тогда сырость не могла пропитаться от земли.
Из бересты делали туеса (показать). С ними ходили по ягоды, за грибами, держали сметану, носили в поле квас, солили грибы.
И ещё : весной люди драли берёзовый сок. Но сок добывать надо уметь, чтобы не навредить берёзе. Некоторые люди ударяют топором по белой коже берёзы, сок разбрызгивается и растекается во все стороны. А на берёзе остаётся глубокая, долго не заживающая рана. (Дети с воспитателем обсуждают тему и приходят к выводу, что топор совсем не нужен.) Надо просто зачистить небольшое место в коре, провернуть маленькое отверстие (как укол шприцем). Можно вставить желобок, можно просто – трубочку, а можно пить через обычную соломинку. Вот так под белым облаком из тела белой берёзы можно пить живительные целебные соки Земли!
Вот, так много всего даёт человеку берёза! Простая русская красавица!
Дети выходят за территорию детского сада, наблюдают за красотой берёз. Подходят к большой, высокой стройной берёзе и ещё раз вспоминают, что нового и интересного они узнали. Затем играют в подвижные игры: «Выше – ниже», «Выше земли», «Дерево растёт»;
И, как итог, дети выполняют в группе коллективную работу: «Берёза – раскрасавица!»