Лучший педагог года

Целевой образовательный проект «Математика — это интересно!»

Анжелла Шепенева
Целевой образовательный проект «Математика — это интересно!»

1. Тема: «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений»

1.1. Обоснование разработки проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края.

Публикация «Целевой образовательный проект „Математика — это интересно!“» размещена в разделах

Проблема развития математических представлений в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Уже сейчас, в Краснодарском крае и в стране в целом, отмечается дефицит высококвалифицированных инженерных кадров, способных генерировать и внедрять инновации, что было отмечено на «Первой стратегической сессии доктрины развития Краснодарского края» (1СС, Краснодар, 23-26.01.2017г.).

Один из основных принципов дошкольного образования, выделенный Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155, - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Реализация данного принципа, как нельзя лучше происходит путём формирования у детей элементарных математических представлений. Математика для детей дошкольного возраста имеет важное значение в плане развития памяти, внимания, речи, мышления и дальнейшего восприятия математической информации. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Данный проект позволяет детям знакомиться с математическими понятиями в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, что является основным принципом ФГОС ДО.

В ходе реализации данного проекта будут созданы условия для повышения уровня мотивации, как дошкольников, так и воспитывающих взрослых, таким образом, в учреждении решается одна из проблем, отмеченная в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). Содержание деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений, будет насыщено поисково-исследовательскими видами деятельности взрослых и детей, носить личностно-ориентированный, деятельностный, игровой характер, что может послужить решением второй проблемы, обозначенной в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р, а именно - проблемы содержательного характера.

Таким образом, внедрение данного образовательного проекта позволит совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей, улучшить учебно-методическую и содержательную часть дошкольного образования с целью исполнения Закона об образовании в Краснодарском крае, Стратегии развития образования Краснодарского края, Концепции развития математического образования в Российской Федерации что эффективного скажется на внедрении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Краснодарском крае, а следовательно будет способствовать повышению качества образовательных услуг, оказываемых детям и их семьям, активизирует творческий потенциал сотрудников.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение инновационного продукта.

Проект разработан на основе нормативных документов, регламентирующих на сегодняшнем этапе дошкольное и математическое образование :

1. Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2 44/25 от 20.11.1989, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06. 1990 г № 1559-1;

2. Конституция Российской Федерации;

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г., №273-ФЗ;

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года №1155;

5. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р).

6. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);

7. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 года № 1180 «Об утверждении «Государственной программы Краснодарского края «Развитие образования»;

8. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»;

9. Устав МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская:

10. Локальные акты ДОУ.

1.3. Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы инновационной деятельности.

«Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью. способные к сотрудничеству. обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что основы учебной деятельности, важным элементом которой является формирование элементарных математических представлений, закладываются в дошкольном возрасте. По своей природе математические знания обеспечивают умения детей чётко и последовательно анализировать процессы происходящего вокруг, способствуют воспитанию привычки полноценной логической аргументации всего окружающего. Для математического стиля мышления характерны: чёткость, краткость, расчлененность, точность и логичность рассуждений, умение пользоваться символикой и т. п. (В. Давыдов, Г. Костюк, А. Леушина, А. Столяр и другие). Основным видом деятельности в дошкольном возрасте остаётся игра, но параллельно с ней формируются и развиваются элементы учебной деятельности, что позволяет организовывать более систематический процесс обучения (Л. Артёмова, Р. Буре, Л. Венгер, Т. Кондратенко, В. Котырло, С. Ладывир, В. Мухина, Н. Поддъяков, А. Савченко, А. Усова, Е. Щербакова и другие). Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Как нельзя лучше для этого подходит использование современных образовательных технологий, которые по сути своей направлены на переход от подачи готовых знаний к обучению детей «учиться». Поэтому проблема практического использования педагогами современных образовательных технологий именно в работе, направленной на формирование элементарных математических представлений, в настоящее время актуальна. Деятельность педагога ДОУ сегодня предполагает осознание своевременности, целесообразности и необходимости при организации образовательного процесса перейти от знаниевой парадигмы к деятельностной.

Педагог должен освоить современную технику и технологии, выбрать или разработать УМК, соответствующий требованиям ФГОС ДО, использовать возможности материально-технической базы, осуществлять индивидуальный подход, уметь разрабатывать индивидуальные образовательные программы.

Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», педагог должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?» Чтобы быть готовым к этому, педагогу следует владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть профессионально компетентным во всех его аспектах.

Таким образом, переход России, от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале, предполагает новые цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Необходимость оптимизации образования осознается обществом как актуальная задача тогда, когда возникает существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательной программы.

Стратегическая задача развития дошкольного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения детей дошкольного возраста.

2. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.

Цель проекта : повысить качество образовательного процесса посредством применения современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

Объект (что рассматривается) : интерес к занятиям математикой.

Предмет (как рассматривается, в каких взаимосвязях) : зависимость развития интереса к занятиям математикой от применения современных образовательных технологий.

Гипотеза: развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешней, если педагоги при взаимодействии с детьми будут активно использовать современные образовательные технологии.

Задачи проекта.

• повысить у дошкольников мотивацию и интерес к занятиям математикой;

интегрировать математические знания в повседневную деятельность дошкольников;

• создать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования;

• повысить качество работы педагогов;

• внедрить современные образовательные технологии в образовательный процесс ДОУ;

• способствовать интеллектуальному, личностному и профессиональному росту педагогов;

• пополнить и обновить развивающую предметно-пространственную среду в возрастных группах;

• популяризация математических знаний и математического образования;

• обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

3. Теоретические и методологические основания (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта).

В проекте на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагогов на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства.

Проект основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).

В основу образовательного проекта положены теоретические исследования Э. Г. Юдина, А. Г. Асмолова, Л. Г Петерсон, Е. Е. Кочемасовой, М. Я. Басова, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. В. Рубцова и др.

Указанные выше авторы утверждают, что обучение должно быть организованно так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие и подчеркивают, что реализация личностно-ориентированных принципов в практическом обучении обеспечивается системой дидактических принципов:

Принцип деятельности - заключается в том, что ребенок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, формированию основных предпосылок УУД.

Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности - предполагает формирование у дошкольников обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности человека).

Принцип минимакса - заключается в следующем: дошкольная образовательная организация должна предложить воспитаннику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально - безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в ДОУ и в ходе организованной образовательной деятельности (ООД) доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности - предполагает формирование у воспитанников способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Таким образом, развитие в рамках образовательного проекта выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

4. Обоснование идеи инновации и механизм реализации инновационного проекта.

Основная идея инновации состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса при организации математического образования детей дошкольного возраста.

Целевые ориентиры образования, отвечающие современным задачам развития страны, заключаются в переходе от «знаниевой» парадигмы образования к деятельностной, ставящей во главу угла личность ребенка, его умения и способности, готовность к саморазвитию, а не просто набор знаний, умений и навыков, обязательных для изучения.

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов требует построения инновационных программ формирования умения учиться в целом. Поэтому использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста становится одним из наиболее актуальных.

Внедрение в систему работы педагогов информационно-коммуникативных технологий позволит не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - научить самостоятельно приобретать новые знания. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

Использование технологий развивающих игр (Блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, игр Никитина и Воскобовича) помогают овладеть мыслительными операциями и действиями важными для полноценного развития дошкольников: выявление свойств, их абстрагирование, логические операции, выделение лишнего, обобщение, знакомство с элементарной алгоритмической культурой мышления. Таким образом, развивающие игры становятся незаменимыми помощниками в интеллектуальном развитии современных детей.

Использование технологии проектной деятельности при обучении математике поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в математическую деятельность. Проект позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Воспитанники приобретают знания и умения, опыт реальной математической деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис метода проектов, который позволяет найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Вышеперечисленные инновационные технологии направлены на развитие активности самого ребёнка, то есть, усвоение содержания математического образования, и развитие воспитанника происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности, что делает возможным достижение целевых ориентиров дошкольного образования.

5. Обоснование новизны инновационной деятельности.

Новизной инновационного образовательного проекта «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений» МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновская является:

• комбинаторное использование в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников современных психолого-педагогических и информационно-коммуникативных технологий.

интенсификация обучения, основанная на интеграции математических знаний в повседневную и поисково-исследовательскую деятельность дошкольников.

• построение партнерских взаимоотношений всех участников образовательных отношений.

Сущностью образовательного проекта «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений» является создание модели условий в ДОУ. которые обеспечат у дошкольников повышение мотивации и интереса к занятиям математикой; будут способствовать обновлению содержания математических знаний и повышению математической компетенции воспитывающих взрослых.

Новизна для информационной и практической деятельности дошкольного отдела регионального и муниципального управления образованием.

• Комплект методических рекомендаций для педагогов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, и родителей по созданию психолого-педагогических условий и развивающей предметно--пространственной среды, способствующих раннему развитию математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста.

• Разработанный и апробированный цикл мероприятий математической и естественно-научной направленности для педагогов ДОО с использованием современных психолого-педагогических и информационно-коммуникативных технологий.

• Конспекты мероприятий, проведенных совместно с родителями, способствующих раннему развитию математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста.

• Пополнение базы математических проектов с детьми дошкольного возраста.

Новизна для информационной и практической деятельности МБДОУ детский сад № 1 станица Старощербиновская.

• Комплект методических рекомендаций для педагогов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, и родителей по созданию психолого-педагогических условий и развивающей предметно--пространственной среды, способствующих раннему развитию математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста.

• Разработанный и апробированный цикл мероприятий математической и естественно-научной направленности для педагогов ДОО с использованием современных психолого-педагогических и информационно-коммуникативных технологий.

• Конспекты мероприятий, проведенных совместно с родителями, способствующих раннему развитию математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста.

• Пополнение базы математических проектов с детьми дошкольного возраста.

• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды групп и материально-технического обеспечения.

Публикации по теме:

Консультация «Математика — это интересно» Формирование элементарных математических представлений у детей — это средство развития их умственных, познавательных способностей. Стремление.

Консультация для родителей «Математика — это интересно. Учимся считать» В возрасте 2 до 4 важно объяснить и показать крохе, что больше, а что меньше, сколько это мало и много, и делать это нужно в игровой форме.

Консультация для родителей «Пуговицы — это интересно!»Консультация для родителей «Пуговицы — это интересно!» «Проект – это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.» У. Х. Килпатрик Некоторые родителей не знают чем и как.

Квилинг — это интересно!Квилинг — это интересно! Заинтересовалась техникой квилинга. сделала образцы работ и стала опробировать свой перспективный план с детьми. Как по волшебству, появляются.

Мастер-класс на тему: «Математика — это интересно» 1 слайд: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать в этом зале Вас, - людей, убежденных в том, что детство – один из лучших.

Мастер-класс «ТРИЗ — это интересно!» Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми. Задачи:.

Математика это интересно. Учим фигуры. Консультация для родителей Для того чтобы научить различать, ребенка, фигуры, смешивайте большое количество схожих фигур – овалов и кругов, квадратов и прямоугольников,.

Памятка для родителей «Народные игры — это интересно» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад № 38 «Солнышко» Памятка для родителей «Народные игры – это интересно».

Проект, посвященный Дню Космонавтики «Космос — это интересно!» Проект, посвященный Дню космонавтики «Космос - это интересно!» в средней группе Тип проекта: познавательно-игровой. Продолжительность:.

Зимняя прогулка — это полезно и интересно!Зимняя прогулка — это полезно и интересно! Что может быть радостнее и полезнее в зимнее время года для наших дошколят! Конечно это зимняя прогулка! Как здорово, что есть зима! Природа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Целевой образовательный проект «Математика — это интересно!»
Опубликовано: 17 июля 2017 в 15:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД