Организация педагогического процесса для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Светлана Валентиновна Варкентин
Организация педагогического процесса для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Cеминар - практикум для педагогов «Организация педагогического процесса развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста». Занятие № 1.

Автор: Варкентин Светлана Валентиновна

педагог – психолог МАДОУ ЦРР – д/с № 131

г. Калининград

Структура семинара.

1. Пре – тест (саморефлексия).

2.Информационная часть:

• Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей:

- эмоциональная сфера;

- эмоциональная отзывчивость;

- эмоциональная отзывчивость дошкольника;

- эмоциональные компоненты образования (собственно – эмоциональное развитие; опосредованно – эмоциональное развитие).

• Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости у ребенка:

- методика 1. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику»;

- методика 2. Беседа (модифицированный вариант методики Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной);

- методика 3. Педагогические ситуации (см. Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников).

3. Практический инструментарий.

• Основные формы и приемы организации коррекционно – развивающих занятий;

• Структура занятий - игр; этапы организации;

• Игры на развитие эмоциональной отзывчивости у детей.

4. После – тест (саморефлексия).Ценность приобретенного опыта.

Ключевые слова и выражения.

К раскрытию проблемы эмоциональной отзывчивостимы подходим через рассмотрение понятий : эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, эмоциональное развитие.

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.

Эмоциональная отзывчивость дошкольникапонимается нами в первую очередь как:

- умение откликаться на события, явления окружающей действительности;

- способность сопереживать окружающим людям, животным; соотносить факты с жизненным опытом;

- эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.

Содержание эмоциональногокомпонента образования включает две стороны:

- собственно – эмоциональное развитие;

- опосредованно – эмоциональное развитие.

Собственно – эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций; включает в себя развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии и формирование представлений о многообразии человеческих эмоций, словаря эмоциональной лексики.

Опосредованно – эмоциональное развитие – это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать прежде всего поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на те или иные эмоциональные ситуации; направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом.

Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости ребенка.

Методика 1. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику».

Цель: выявить умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника.

Описание методики: двум детям предлагается выполнить задания разной сложности, но об этом не сообщается. «Закончите работу – можете поиграть с игрушками». Из – за разной сложности заданий дети оказываются в неравном положении по отношению к возможности поиграть с игрушками По мере завершения своего задания,ребенок встает перед выбором: приступить к игре или оказать помощь сверстнику. Психолог в это время наблюдает, обращается ли второй ребенок за помощью к первому и как тот откликается на его обращение.

Оценка результатов исследования. Разное поведение испытуемых в данной ситуации позволяет выделить 3 группы показателей их эмоциональной отзывчивости.

Высокие показатели: содействие ребенка сверстнику.

Средние показатели: сопереживание или сочувствие ребенка сверстнику.

Низкие показатели: низкое сопереживание или сочувствие ребенка сверстнику или полное их отсутствие.

Методика 2. Беседа (модифицированный вариант методики Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной).

Цель: выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.

Описание методики.После наблюдения ребенку задаются вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушки? Почему?

Качественные показатели.

Высокий уровень. Ребенок отвечает правильно на все поставленные вопросы, обосновывает свои ответы. Дети данной категории охотно, по собственному желанию оказывают помощь сверстнику, откликаются на эмоциональное состояние сверстника.

Средний уровень. Дети радуются за успехи других, замечают эмоциональное состояние сверстника, но не пытаются его утешить. Начинают помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает. На некоторые вопросы ребенок отвечает неверно, не может обосновать свой ответ.

Низкий уровень. Дети равнодушно реагируют на успех и неудачи других. Ответы на вопросы в основном даются неверные, в большинстве случаев затрудняются их обосновать, дети руководствуются лишь своими желаниями.

Методика 3. Педагогические ситуации.

Цель: стремление и желание ребенка реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника.

Описание методики. Ребенку предлагается закончить рассказанную ему ситуацию.

Например: Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.Воспитатель ей сказал: «Маша, ты убрала за собой игрушки. Если хочешь, иди играй или помоги Свете…Что ответила Маша? Почему?

Игры на развитие эмоциональной отзывчивости у детей см. у О. В. Алекиновой.

После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

Рекомендуемая литература.

1. В мире детских эмоций. Т. А. Данилина, Н. М. Степина. - М.: Айрис- Пресс, 2006.

2. Волков Б. С. Волкова Н. В. закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком – как?- М: АСТ, Астрель, 2008.

4. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте.- М: Академия, 2005.

5. Колосова С. Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004.

6. Синягина Н. Ю. Психолого – педагогическая коррекция детско – родительских отношений. – М.: Владос, 2001.

7. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование работы с педагогами по ПДД «УТВЕРЖДАЮ» заведующая МДОУ д/с ___ ___ ___ «___»___ 20___г. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Организация педагогического процесса для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 октября 2014 в 12:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День банковского работника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику всех работников банковской сферы. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы заложить в детях основы финансовой грамотности и...

2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

Авторская дидактическая карточная игра «Мистигри» для детей старшего возраста
Цель: закрепление темы «Домашние животные и их детеныши» и «Домашние птицы» Задачи: - закрепление знаний по двум лексическим темам в игровой форме,...
Консультация для родителей и воспитателей «Югра зимой. Принарядила зимушка деревья!»
Сегодня 1 декабря 2020 года - начало зимы, а значит, и снег, и морозы, и метели к нам в гости идут. Но для Сибири, нашего родного края, зима...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие за елочкой»
Задачи: Развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картинкам, связную речь в составлении рассказа, умение подбирать антонимы...