Папки-передвижки

Ценностный аспект христианских праздников

Елена Мартьянова
Ценностный аспект христианских праздников

Трудно назвать классика философии, который не писал бы о ценностях : Сократ, Платон и Аристотель, Эпикур, Цицерон, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Шелер, Н. О. Лосский, М. С. Каган, И. Кант, Г. Лотце, В. С. Соловьев, А. А. Апресян, О. Г. Дробницкий, В. А. Конев, И. Л. Зеленкова, В. П. Кобляков, А. А. Гусейнов, Е. В. Беляева, А. В. Разин. Ценности это предмет серьезного научного исследования. Рассмотрение научной литературы доказывает, что исследование ценностного сознания имеет давнюю историю в этике, философии. Еще древние философы пытались понять тайну этого понятия. И сегодня оно занимает одно из центральных мест в науке о человеке. О ней пишут философы, социологи, психологи, педагоги, психиатры и представители других научных дисциплин. Объясняется это видимо тем, что разговор о ценностях невольно ассоциируется в обыденном сознании с назидательными беседами, украшенными несколькими хрестоматийными примерами и предназначенными главным образом для подростков. Люди всех времен и народов почитают ценность как нравственную и социальную категорию. Духовный мир человека – это отражение сформированных ценностей. Ценности и ценностные ориентации играю большую роль в жизни общества. Для того чтобы человек определился со своими целями, ему нужно понять на каких ценностях они будут базироваться. Именно на их основе каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Они являются своеобразным внутренним путеводителем человека, которые способствуют концентрации всех потребностей, убеждений, идеалов, интересов, установок. Систему ценностей можно сравнить с неким внутренним стержнем человека, этот стержень выполняет функцию единства между внутренним миром человека и обществом. Если человек не определит ценности в жизни, то он не сможет понять путь к успеху, не сможет сделать свою жизнь такой, какой он хочет ее видеть. Ценности формируют личность.

Публикация «Ценностный аспект христианских праздников» размещена в разделах

Становление этой научной категории происходило на протяжении многих веков, начиная с Античности. Сам термин «ценность» бытует давно в книжной и разговорной речи. Это слово имело множество синонимов: достоинство, вес, нужность, цена, сокровище, традиция, значимость, драгоценность. И больше всё-таки относилось к обыденной жизни, нежели научной. В начале своего пути не было как токового понятия и определения ценности, не была выстроена иерархия и классификация. И только стоики с целью обозначения достоинства используют понятие «ценность» («»). Позже были предложены концепции, подходы, определения. В настоящее время в исследованиях ученых объясняются формирование ценностных ориентаций, понятие, значение и функция ценностей. Лишь во второй половине XIX века эта проблема стала центральной в философии. Термин «аксиология», называющий это явление, появился еще позже в начале XX века и ввел его П. Лапи. Этот раздел в философии является самым молодым. В философском словаре дается следующее определение: Аксиология – «философская дисциплина, исследующая категорию «ценность»; характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле – всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом».

Еще Платон говорил о том, что ценность – это в некотором роде благо единое и универсальное. А Сократ приравнивал справедливость, красоту и благо к высшей ценности.

Сегодня существует множество классификаций и понятий ценности, как современных ученых, так и древних философов. Аристотель в «Никомаховой этике» рассматривает и анализирует проблемы морали. Он исследует основные понятия этике, включая и человеческие пороки. В своих работах так же уделяет внимание ценностям человеческого бытия. Он впервые выделил это понятие в отдельную категорию и вводит свою иерархию ценностей. К ценностям он относит добродетели, благо, божественное, душу. Он писал: «Из благ одни относятся к ценимым, другие – к хвалимым вещам, третьи – к возможностям. Ценимым я называю благо божественное, самое лучшее, например, душу, ум, то, что изначально первопринцип и тому подобное. Причем ценимое – почитаемое, и именно такого рода вещи у него в чести». Добродетель Аристотель также относит к ценностям, с помощью неё человек преображается внешне и внутренне. Аристотель говорит: «Добродетели существуют в нас не от природы и не вопреки природе, но приобрести их для нас естественно, а благодаря приучению мы в них совершенствуемся. Добродетель имеет дело с удовольствиями и страданиями, что она возрастает благодаря тем поступкам, благодаря которым она возникла, но она гибнет, если этих поступков не делать, и деятельность ее связана с теми же поступками, благодаря которым она возникла…. Добродетель человека – это, пожалуй, такой склад [души], при котором происходит становление добродетельного человека и при котором он хорошо выполняет свое дело». Он выделяет нравственные ( например: благоразумие, щедрость, благородство, альтруизм) и мыслительные добродетели (сообразительность, рассудительность, мудрость). Добродетель он сравнивает с высшим благом. А в своем труде «Большая этика» впервые освещает такое понятие как «ценимое». И характеризует божественное, ценимое и благо как характеристики ценимого, обращая внимание на то, что все эти категории могут использоваться человеком как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Рассматривая эту проблему О. Г. Дробницкий отмечал, в частности, что «Такие категории как полезное и вредное, доброе и злое, справедливое и несправедливое, должное и недопустимое, прекрасное и безобразное – всё это принято суммарно называть ценностями положительными и отрицательными». Каждая личность и общество в целом могут определять, по какому пути они пойдут, и какие ценности будут превалировать.

Философ В. Виндельбанд указывал на то, что «Ценности являющиеся частью Божественного промысла, дают большинству людей не прямо, посредством божественного откровения, а посредством определенных форм, институциональными носителями и распространителями которых является религия, искусство, наука». Представитель русской религиозной философии Н. О. Лосский говорит о том, что ценности впитали в себя христианские традиции. Положительной ценностью в соответствии с Лосским, является Бог: «Бог есть само добро во всеобъемлющем значении этого слова: он есть сама Истина, сама Красота, Нравственное Добро, Жизнь и т. д.». Многие мыслители настаивают на том, что ценности берут своё начало в религии. Добро, красота, идеал, благо, справедливость есть не что иное, как бог. Философ выделяет абсолютные, объективные, субъективные, относительные, отрицательные, служебные ценности. Под абсолютными ценностями он понимает «Абсолютная положительная ценность есть ценность, сама в себе безусловно оправданная, следовательно, имеющая характер добра с любой точки зрения, в любом отношении и для любого субъекта; не только сама по себе она всегда есть добро, но и следствия, необходимо вытекающие из нее, никогда не содержат в себе зла. Такое добро есть, например, Божественная абсолютная полнота бытия». Относительные ценности – «положительная ценность есть ценность, имеющая характер добра лишь в каком-либо отношении или для каких-нибудь определенных субъектов; в каком-либо другом отношении или для каких-либо других субъектов такая ценность сама по себе есть зло, или, по крайней мере, необходимо связана со злом. Такие ценности, в которых добро необходимо связано со злом, возможны только в психо-материальном царстве бытия, где деятели относительно изолированы друг от друга своею большею или меньшею эгоистическою замкнутостью в себе». А двум следующим понятиям он даёт следующее определение «Словом субъективность ценности мы будем обозначать значение ее только для определенного субъекта; общезначимость ценности, то есть значение ее для всякого субъекта, будем называть объективностью. Абсолютная ценность, как следует из определения её, есть всегда вместе с тем общезначимая, то есть объективная, самоценность». В классификации учёного есть ещё и относительные ценности, он характеризует их следующим образом: «Относительны те ценности, которые в каком-либо отношении суть добро, а в другом зло, по крайней мере, потому что необходимо связаны со злом». И такие ценности возможны лишь в царстве психо-материальном бытия. Что бы понять природу таких ценностей нужно определить отношение твари (человека) к Богу и к Царству Божию. И последняя ценность отрицательная под ней он понимает «характер зла (в широком, а не этическом лишь значении, имеет все то, что служит препятствием к достижению абсолютной полноты бытия. Из этого, однако, не следует, будто зло, например, болезнь, эстетическое безобразие, ненависть, предательство и т. п., сами в себе безразличны и только постольку, поскольку следствием их является не достижение полноты бытия, они суть зло; как добро оправданно само в себе, так и зло есть нечто само в себе недостойное, заслуживающее осуждения; оно само в себе противоположно абсолютной полноте бытия как абсолютному добру».

Таким образом, классификация Н. О. Лосского доказывает что, человек (тварь) неразрывно связан с Богом и все его поступки будут оценивать через отношение к Царству Божию. Но в его концепции есть место и психо- материальному царству, где господствуют служебные ценности. Он говорит: «В нашем психо-материальном царстве есть бесчисленное множество действий, событий, содержаний бытия, имеющих характер только средства для осуществления какой-либо положительной ценности : подметание комнаты, выведение жирного пятна из платья бензином, ежедневные поездки в трамвае на место работы, заполнение анкеты для получения паспорта: всё это служебные ценности».

Из тех понятий, который представил нам философ можно сделать вывод, что перед теми положительными ценностями невозможно поставить знак равенства, так как у них различные ранги и достоинства. Они существуют в разных «царствах» и самые низшие из ценностей являются служебные, а высшими ценностями являются абсолютные, так как в состав этой категории входят понятия Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. И эти понятия мы можем отнести больше к внутренней культуре человека, его духовному богатству: умственное и нравственное развитие, широту кругозора и жизненных интересов. Если формировать такие ценности на ранних ступенях развития, то личность явно будет обладать такими качествами как нравственная чистота помыслов и поступков, умение поступать «по совести» в каждом конкретном случае, уважение личности другого человека, доброта, участливое отношение к людям, особенно к старшим и младшим по возрасту. Иначе говоря, способность жить гордо, не поступаясь своей честью и сознательно контролируя собственное поведение. Когда всё это есть в человеке, значит общество воспитанное, культурное, духовно-развитое.

Созревание ценностного сознания личности, ключевыми понятиями которого является моральные и этические знания является залогом будущего здорового общества. Трансляторами этих понятий являются, безусловно, семья, образовательные учреждения. В данном ключе можно вспомнить слова М. С. Кагана «Существенная особенность нравственных ценностей состоит в том, что они охватывают не только межличностные отношения "Я Ты", но и отношения между "Я" и "Ты" и объединяющим их "Мы" малой контактной группой, именуемой обычно коллективом: речь идет о таких общностях как семья, театральная труппа, оркестр, партизанский отряд». Он рассматривает и описывает большую группу ценностей.

М. С. Каган определял ценность следующим образом : «Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту, «субъектированный объект». Философ особо обращает внимание на то, что с появлением и образованием новых государств, появляются новые правовые отношение, которые определяют взаимодействие между общественными группами, права, обязанности личности. Вместе с тем появляется и новые системы ценностей. Для М. С. Кагана более значим нравственный уровень, нежели чем религиозный: «Достижение единства человечества возможно не на религиозной, а на нравственной основе именно потому, что нравственное сознание утверждает ценность человека как человека, то есть соотносит его не с какой-либо сверхчеловеческой мифической силой, а с реальнейшей историей человеческого рода, представителем которого является каждый из нас и в соотнесенности с судьбой которого и определяется ценность личности». Философ выделяет личностные ценности, они формируются ещё в античное время. К ним он относит нравственные и эстетические ценности. Наряду с ними исследователь выделяет социально-политические, религиозные и художественные ценности. Компонентами нравственных ценностей являются «Добро, Благородство, Отзывчивость, Готовность помочь другому…». Так же упоминает и про экзистенциальную ценность, которую описывали уже такие философы как, Э. Гуссерль и Г. Марсель. Такие ценности раскрываю проблему бытия и небытия человека, в чем же состоит ценность, такой кратковременной человеческой жизни? Такой вопрос задает человечество на протяжении многих веков, и ответ ищут в мифологии, религии и искусстве.

Несмотря на то, что прошлого много веков и жизнь современного человека сильно изменилась, вопрос этот остаётся актуальным по сей день. Здесь уместно привести в пример слова И. Ильина, он писал: «Смерть ставит перед нами вопрос о самом главном, об основах нашего земного существования, личной жизни в целом. Она ставит нас перед основным вопросом: «ради чего ты живешь? во что веришь? чему ты служишь? в чем смысл твоей жизни?». Очень часто, когда мы пытаемся разобраться в этом вопросе, обращаемся к нашим религиозным знаниям, но и этого нам зачастую не хватает, и тогда мы прибегаем к философии, которая способно объяснить человеку на абстрактном языке смысл бытия.

В истории ценностного сознания обращалось внимание ещё на одну ценность – художественную. Носителями этой ценности является произведения искусства. Другими словами эта разновидности эстетической ценности. М. С. Каган пишет: «художественная ценность является во всех случаях интегральным качеством произведения искусства, в котором сплавлены, нередко противоречиво соотносящиеся друг с другом, его эстетическая ценность и нравственная, и политическая, и религиозная, и экзистенциальная. Общее правило может быть сформулировано таким образом: чем шире круг осмысляемых художником жизненных явлений, тем шире аксиологический спектр их образного воссоздания в произведении искусства». Давно замечено, что жизнь человека, творчество и красота неразрывно связаны. Это связь проявляется в быту, труде, во время общения и отдыха. Без этих эстетических понятий и оценок – прекрасное, красивое, безобразное, не может обойтись ни один человек. С их помощь мы выражаем свое отношение к явлениям природы, поступкам людей и произведениям искусства. Для того чтобы правильно понимать связь жизни, творчества, красоты, осмысленно и точно применять эстетические оценки, надо овладеть такой ценностью, как эстетической. Знания, которые она дает, необходимы для того, чтобы пробуждать и развивать в личности способность чувствовать, мыслить и поступать в соответствии с нормами красоты, возвышенного. Как сказал В. А. Сухомлинский: «Через красивое – к человечному такова закономерность воспитания».

Сформированная эстетическая ценность у человека, есть особое идейно-эмоциональное отношение к миру, где выразительность того или иного предмета, явления события получает общественную оценку. К счастью, современное общество заинтересовано в том, чтобы каждая личность получила самое широкое и разностороннее образование и воспитание, полностью выявить свои задатки и способности. Замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника, увидел и изумился и начал создавать новую красоту». Названы в этом высказывании разные явления природы, но названы они в каком-то отношении к нам, к нашим эмоциям и чувствам. Это и называется наша эстетическая оценка. Наша сформированная эстетическая ценность. Бездуховным и безнравственным становится общество, в котором исчезают представления о высших общечеловеческих ценностях и идеалах. Такой социум, копит зло, которое в дальнейшем перерастает в эволюцию. Именно общество, традиции и культура, которые в нём сложились, диктует нам ценности, говорит нам, что подразумевать под этим понятием, и какие ценности ставить приоритетными. Если сравнить все эти понятие то можно сказать, исследователи сходятся в одном, что ценность это значимое явление, которое необходимо для того, что бы общество было полноценным именно от поколений, каждого члена социума зависит то, каким будет наше общество в будущем. Судя по тому, какие понятия и классификации предлагают нам ученые на протяжении многих столетий, неизменным остается лишь одно: добро, благо, справедливость, мудрость, нравственность, во главе, которого стоит вера в бога, в свои традиции, культуру.

М. Рокич американский социальный психолог даёт следующее понятие ценности «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». А исследователи Ш. Шварц и У. Билски сформулировали несколько определений для этого понятия. Ценности – это «понятия или убеждения; ценности это категории, которые управляют выбором; ценности, имеют отношения к желательным конечным состояниям или поведению». Эти определения говорят о том, что ценности, всегда зависят от цели личности. Ценности являются в некотором роде органом, который отвечает не только за саморазвитие, личностный рост, но и развитие общества.

Известные исследователи XIX в. дают разные классификации ценностей. В. Ф. Сержантов выделяет духовные и материальные; В. П. Тугаринов – духовные (образование, наука, искусство, социально-политические (свобода, равенство, братство, справедливость, материальные (материальные блага); А. Маслоу выделяет ценности бытия, которые являются высшими (красота, добро, истина, правда) и дефицитные это низшие ценности (покой, сон, безопасность, мир).

Таким образом, сегодня существует множество определений и классификаций, такая система является сложной и неоднородной, разноплановой, двойственной. Так исследователи выделяют духовные, абсолютные, относительные, дефицитные, экзистенциальные, служебные, материальные, социальные и другие ценности. Учитывая то, что в разные исторические эпохи выходили на первый план те или иные ценности, в центре всё-таки всегда находилась психология, потребности личности и социума.

Ценности – это сложная иерархическая система, которая ориентирована на личность, общество в целом. Она зависит от многих факторов, это система очень изменчива и непостоянна. Влияет на неё эпоха, события, традиции, культура, этнос. В ценности человек видит не просто частный случай морального отношения, а живое воплощение нравственности. Хотя наука неплохо справляется с условиями, предпосылками, механизмами, компонентами ценностей, вопрос этот остаётся многозначным и проблематичным.

В данной работе мы будем придерживаться классификации Н. О. Лосского и собственной классификации, которую выстроим на основе тех, что рассмотрели. Наиболее значимы для нас следующие ценностные ориентации, расположены они в порядке значимости. Традиционные ценности, которые состоят из следующих компонентов (религия (бог, культовые действия, вера, нормы образа жизни, учения, культура (произведения искусства, образования, наука, традиции (обряды, обычаи, привычки, нравы, в каждом отдельном социуме эти ценности будут отличаться в зависимости от вероисповедования, традиций, обычаев, нравов, культуры данного общества. Вещные или материальные ценности, под ними мы понимаем ценности объективного, реального мира, которые значимы на данный момент, в определённый промежуток времени. И бытийные ценности, они нас заставляют задуматься о смысле жизни. Это три ключевых составляющих, которые помогают человеку быть полноценной личностью. Но она будет тогда полноценной, когда эти три категории будут сформированы, и гармонично взаимодействовать друг с другом. Если человек будет обладать традиционной ценностью, которая отвечает за духовное состояние, то и объективная ценность будет сформирована. А венчает все это бытийная, которая личность и общество заставит задуматься о предназначении и о том, что же мы оставим для будущего поколение, и каково оно будет без нашего вклада? В данной классификации высшей и фундаментальной ценностью является традиционная. Она может угасать и приумножаться, так или иначе, влиять на другие ценности в классификации.

Классификация, описание ценностных ориентаций, которые существуют в философии, этике идеальны, потому неизбежно отличаются от реалий современной жизни, какими мы видим в жизни и в зеркале человека и его ценности. Однако это не просто плод воображений. Ценности это система выработанная историей, культурой представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношение, жизнь. Это потребность, которая возвышает личность, делает ее добрее, гуманнее, образованнее и цивилизованнее. Гармония будет только там, где есть полнота жизни, единство физического, нравственного и умственного. Формирование ценностей у младшего поколения, дает нам надеяться на будущее, и дает им возможность правильно и сознательно различать прекрасное и безобразное. И степень реализации этого идеала во много зависит от наших собственных усилий.

Публикации по теме:

Консультация «Природоохранная деятельность — важный аспект в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад с. Бакчара», Центр экологического образования.

Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста «Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста» Обеспечение духовно-нравственного.

Консультация «Самопознание — как ценностный ориентир» «Самопознание- как ценностный ориентир». «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое.

Деловая игра для воспитателей «Психологический аспект правовых отношений в ДОУ» Цель : повысить уровень психолого- педагогической компетентности педагогов в сфере правовых отношений в ДОУ с целью обеспечения защиты прав.

Доклад «Артикуляционная и дыхательная гимнастики, как важный аспект в развитии речи дошкольников» Развитие мелкой моторики, плодотворно влияет на развитие речи и поэтому, расскажу о значимости артикуляционной, а также дыхательной гимнастик.

Особенности усвоения слоговой и ритмической структуры слов детьми с тяжелыми нарушениями речи. Психолингвистический аспект Важнейшей задачей специального дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи является преодоление недостатков речевого развития.

Представления старших дошкольников о дружбе, методический аспект УДК 373.2 Ежкова Н. С., Филимонова Н. О. Представления старших дошкольников о дружбе: методический аспект. Representation of senior preschool.

Социализация — важнейший аспект построения толерантного общества Образование призвано способствовать взаимопониманию, воспитанию толерантности, дать возможность всем быть полезными участниками демократического.

Теоретический аспект использования АВА терапии при коррекции детей с нарушениями аутистического спектра Аутизм – это отчужденность человека от окружающего мира. Как же преодолеть эту проблему и помочь ребенку социализироваться? На помощь приходит.

Теоретический аспект развития зрительной памяти у дошкольников Теоретический аспект развития зрительной памяти у дошкольников Зрительная память у детей дошкольного возраста является важным фактором,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ценностный аспект христианских праздников
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 17:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД