Центр литературного чтения, как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Валентина Ивановна Филатова
Центр литературного чтения, как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Филатова В. И., воспитатель МБОУ

гимназия «Лаборатория Салахова»

г. Сургут

Центр литературного чтения как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Проблема воспитания читательского интереса у дошкольников остаётся актуальной. Рассматривая актуальность данной проблемы в социальном аспекте, нужно отметить, что сегодня уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книгам другие источники информации: телевидение, компьютер. А как результат этого, школьники не любят, не хотят читать. Приобщая детей к книгам, мы воспитываем личность, развиваем нравственные и эстетические качества, формируем грамотную речь. Проблемой воспитания читательского интереса у дошкольников в педагогике и психологии занимались такие выдающиеся деятели педагогического труда, как В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и многие другие. Например, В. А. Сухомлинский в своих работах изучал у воспитанника интерес к предмету или явлению через чувство удивления и изумления. К. Д. Ушинский описывал важность воздействия книг на нравственное воспитание личности. Советский педагог Тихеева Е. И. отмечала неисчерпаемое богатство русского языка при чтении детям детской литературы.

«Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, нравственные и культурные представления, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием жанров (рассказ, сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой. Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях, расширяя, таким образом, их знания и представления». (11)

Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее» - писал В. Г. Белинский.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитании бережного отношения к книге играет центр литературного чтения. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.

Основной принцип центра литературного чтения, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в центре литературного чтения можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

В соответствии с требованиями СанПиН (от 15 мая 2013г.) к устройству центра литературного чтения предъявляется ряд требований:

- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером, чтобы дети не портили зрение;

- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, портреты писателя.

В центре литературного чтения должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа.

В оформлении центра литературного чтения каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, центр литературного чтения должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в литературном центре, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать дежурство в центре литературного чтения, они выдают книги, отвечают за них, получают книги.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов.

Рассказ воспитателя, с учетом требований ФГОС, должен отвечать следующим требованиям:

- факты из жизни писателя должны быть точными и научными;

- изложение должно быть образным, интересным;

- рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы;

- рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;

- рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом;

- в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра диафильмов;

- особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.

В процессе беседы выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают, и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы проводится выставка книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

В старших группах в центре литературного чтения могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжной неделей», с литературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т. д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

С детьми старшего дошкольного возраста проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

Кроме книг, в центре литературного чтения могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.,

Следует иметь в виду, что дети старшего дошкольного возраста достаточно самостоятельны в выборе книг и умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более корректным. Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения детей с литературными произведениями, которому так важно научить дошкольников. В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг.

Общение воспитателя и ребенка в центре литературного чтения носит особо теплый и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств. Постоянное индивидуальное общение дошкольников в детском саду с литературным и изобразительным искусствами, которые неразрывны в детской книге, постепенно формирует эстетические чувства и сознание детей, «создает тот необходимый навык уединения человека с художественным произведением, без которого не может быть высокообразованного зрителя, понимающего пластические искусства вообще и подлинного, талантливого читателя» (Ганкина Э. З. 1977, с. 150).

Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает большое содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает детей анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. В результате общения с книгой к 6-7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Приведем пример сотрудничества педагогов, детей и родителей по проекту "Откуда пришла книга". Осуществляя работу по подготовке к реализации проекта, педагоги обсуждают с детьми о том, что они хотят узнать в ходе данного проекта. Определяется цель для детей - узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках. В течение всего времени с детьми проводится ряд мероприятий, включающий в себя познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Так, для расширения представлений детей об истории создания книги проводится серия познавательных вечеров «Это знать интересно». При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми находят познавательную информацию о том, как появляется книга, затем представляют ее для детей. Так, для детей, силами родителей, готовится мультимедийная познавательная презентация на тему "От гусиного пера до современной авторучки", где дети знакомятся с историей первых книг. Полученные детьми знания о том, как появляется книга, оформляется в коллективный коллаж «Как создается книга?». Одной из тем познавательных вечеров может стать тема «Где живут книги». На данном мероприятии знакомят детей с профессией библиотекарь, затем приглашают их посетить библиотеку. На экскурсии, работники библиотеки, в игровой форме знакомят детей с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами. Также проходит знакомство с новинками книжных изданий, инновационными формами, используемыми в работе библиотек (электронная база). С целью повышения эффективности работы по приобщению старших дошкольников к книге проводится акция «Твой друг - библиотека».

Для обогащения «центра литературного чтения» в группе проводится акция "Пришли мне чтения доброго", в которой родители воспитанников принимают участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнят предметно – развивающую среду «Центр литературного чтения».

В рамках реализации проекта в образовательном учреждении проводится смотр -конкурс "Читательский альбом", где дети совместно с родителями готовят альбомы, проявляя при этом творчество и фантазию. Дети выступают в роли иллюстраторов альбомов.

При проведении театрализованных игр, дети показывают свои знания произведений художественной литературы, что способствует повышению их познавательной активности.

При проведении познавательных вечеров "В этот вечер у нас" проводится знакомство детей со сказками народов Севера. Родителей знакомят с перечнем книг, используемых для чтения детям в соответствии с возрастом, предлагаются наглядно-информационные фотогазеты по теме: "Научите ребенка любить книгу". Чтобы фотогазета получилась интересной и читаемой, предлагаем родителям поучаствовать в создании газеты и принести фотографии из домашнего архива, на которых можно было бы увидеть, есть ли у ребенка дома книжный уголок, как ребенку дома читают книги родители.

Таким образом, учитывая выше изложенное, мы пришли к выводу, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду, развивает интеллектуальную готовность к школе.

Список используемой литературы

1. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип / М. А. Алексеева, Б. И. Яшина. –М: Издательский центр «Академия», 2008. - 400с.

2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Детство [Текст] / Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования // Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с. – ISBN 978-5-89814-663-4.

3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст]/ Л. И. Божович //: избранные психологич. труды. - СПб.: Питер,2009. - 398с.

4. Байбородова, Л. В. Литературное чтение и обучение [Текст] / Л. В. Байбородова. – М.: Аркти, 2007. – 72 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//svouo.dogm.mos.ru/presscentr/news/detail/891433.html.

Публикации по теме:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к школьному обучению Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к школьному обучению через реализацию тематических проектов и связь с социумом.

Педагогический опыт «Использование игровых методов и приемов как эффективное средство подготовки ребенка к обучению в школе» Представление инновационного педагогического опыта воспитателя МДОУ «Сланцевский детский сад №3 комбинированного вида» Глуховой Юлии Сергеевны.

Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению Выполнила воспитатель МБ ДОУ детского сада №58 Семина Дарья Викторовна Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе в настоящее.

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возрастаИспользование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Центр литературного чтения, как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Опубликовано: 18 сентября 2019 в 07:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

Фотоотчет детского художественного творчества районного фестиваля Цветик-Семицветик
Цель фестиваля: Создание условий для раскрытия творческого потенциала юных петербуржцев. В рамках фестиваля проходит выставка "STEM", на которой дети могут...
Конспект занятия в старшей группе по пластилинографии «Чудо-ассорти»
Цель: создание лепной картины с выпуклым изображением. Задачи: Учить передавать природные особенности овощей ( цвет, форму) ; сформировать обобщенное...
Сценарий утренника 8 марта 2016 г
Ведущий 1: Дело было вечером, Делать было нечего. Кто на облачке сидел, Кто на мир сверху смотрел. Ангелы в лице детей, Выбирали матерей. Алюкова....