Ризида Фарадисовна Хакимзянова
Центры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценки
Уважаемые коллеги, хочу представить Вам текст выступления на региональной научно-практической конференции (в августе этого года, в которой участвовали педагоги нашего города Губаха. В качестве гостей на конференцию прибыло 135 представителей из 18 регионов Пермского края, 200 педагогов Губахинского городского округа. На память о презентационном выступлении на столь ответственном мероприятии у меня остался сертификат
и яркие волнительные воспоминания.
О значимом событии в нашем городе было подробно рассказано в местной газете «Уральский шахтёр»,
на одной из страниц газеты появились подробности и о нашей группе.
Публикация «Центры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценки» размещена в разделах
Не всё из упомянутого в тексте выступления представлено в фотографиях – т. к. многое Вы можете найти в публикациях, опубликованных ранее в моём блоге.
Создание условий, учитывающих индивидуальные потребности ребёнка, поддержка инициативы в различных видах деятельности, при которых открываются возможности для его личностного развития ведёт к индивидуализации ДО.
Одним из важнейших методов планирования индивидуализации является применение взрослым принципа реагирования. Этот принцип включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижение поставленных детьми целей.
Вот почему для полноценного функционирования Центров интересного дела на первом этапе работы нами велось наблюдение с последующей фиксацией результатов за проявленным интересом со стороны каждого ребёнка к какому либо виду детской деятельности, представленному в развивающей среде (2 раза в год).
Это отражалось в индивидуальных картах наблюдения за воспитанниками группы, что помогло скорректировать и продумать методы и приёмы активизации детей в различных Центрах.
1. «Центр конструирования, логики и ориентирования»
- один из самых любимых у детей нашей группы. Для конструирования собрана целая коллекция разных видов конструктора.
Развитию активности и самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять её от воспитателя, обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Для этого нами были использованы средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, алгоритмы сборки транспортных средств и создания построек.
Узнать много нового из истории создания строений и истории усовершенствования транспортных средств, а также самостоятельно или совместно со сверстниками построить любое строение, собрать средство передвижения дошкольникам помогает оформленный иллюстрированный сопровождающий материал:
- игра «Азбука юного строителя»;
- альбом «Архитектурные строения» (повествующий об истории архитектуры в различные временные периоды);
- альбом «Схемы строений»;
- альбом «Алгоритмы создания построек»;
- альбом «История усовершенствования транспорта»;
- альбом «Схемы транспортных средств»;
- альбом «Любителю транспорта» (или «Алгоритмы сборки транспортных средств»).
Большинство используемых материалов имеют различную степень сложности – от самых простых до самых сложных (например, от сборки простого вида ракеты до создания спутника).
Такая вариативность создаёт оптимальные возможности для детской активности. Например: кубики и конструктор Лего позволяет дошкольникам создавать необычные композиции по собственному замыслу. Разного вида мозаики и пазлы дают детям возможность выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться адекватно оценивать свои силы.
2. Создан «Лабораторный центр»
, содержимое которого способствует развитию наблюдательности и активности у детей, повышению интереса к явлениям окружающей действительности. В центре размещён разнообразный материал, который позволяет не только поддерживать присущую ребёнку познавательную направленность, любознательность, но и развивать познавательный интерес.
Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие детей:
- в разрешении проблемных ситуаций;
- в проведении элементарных опытов;
- в организации экспериментирования (с водой, снегом, воздухом, звуками, светом, магнитами, увеличительными стёклами и т. п.).
При дозированной помощи воспитателя побуждаем детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы: обращаем внимание на новые, необычные черты объекта (например, таяние снега весной, вызываем догадки, обращаемся к детям за помощью, нацеливаем на экспериментирование, рассуждение, предположение и проверку.
Также придерживаемся свода наших правил:
- побуждать к самостоятельному решению,
- дать совет, задать наводящие вопросы,
- активизировать детский опыт,
- использовать алгоритмы, схемы.
В процессе проведения несложных опытов маленькие почемучки становятся любознательными исследователями.
3. Знания о здоровом образе жизни дети закрепляют в «Центре двигательной активности»,
благодаря которому каждый ребёнок нашей группы становится любителем спорта. Ведь для этого созданы все условия.
Развитию ловкости, внимания, глазомера, скорости реакции, координации движений и настойчивости способствуют:
- хождение дошкольниками по массажной дорожке,
- сбивание кеглей,
- поднимание гири,
- метание в кольцеброс,
- попадание в чашечку бильбоке,
- упражнения на перемещение предметов,
- упражнения на турнике,
- передвижение на «ходунках»,
- самомассаж с помощью спортивных брёвен, ручного и ножного эспандера,
- упражнения на дыхание с «Ветерком в бутылочке»,
- хождение через щупальца осьминога,
- попадание в цель (игра «Ловкач»,
- выполнение кувырков на матрасе и т. д.
Укрепить здоровый дух в теле, вызвать положительные эмоции у детей помогает картотека схем выполнения физических упражнений (отражённая в пособии «Пиктограммы» и дидактической игре «Оживи гимнаста»).
Поддерживать детскую инициативу помогают:
- внесение новых атрибутов;
- проблемные ситуации и проблемные вопросы.
4. В «Центре книги»
(обновление в котором происходит с учётом сезонности и тематики недели) дети могут познакомиться с детской художественной литературой, обменяться впечатлениями со сверстниками.
Важно особо подчеркнуть роль книги как источника новых знаний, интересов дошкольников, которая стимулирует к сопереживанию персонажам художественных произведений.
В центре имеется хорошая подборка дидактических развивающих игр, позволяющая закрепить:
- классификацию предметов по группам;
- знания букв и звуков;
- умение определять первый звук в слове;
- умение осуществлять звукобуквенный анализ слов;
- первые навыки слогового чтения.
5. В «Центре юных художников»
собраны все необходимые средства для изобразительной деятельности в удобном и доступном для детей месте. Содержимое центра (подборка развивающих дидактических игр и картин, альбомы для привития навыков рисования, необходимые принадлежности для творческой деятельности) способствует реализации самостоятельной творческой деятельности детей, развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
Результаты самостоятельной деятельности обязательно обсуждаются и оцениваются. Результаты продуктивной самостоятельной деятельности, точно также как и совместной, стараемся доводить до состояния выставочных работ.
Обращаем внимание – «Посмотрите, это ребёнок сделал сам!». Это способствует постепенному формированию у детей положительной самооценки.
6. В центре «Чистюля»
(девиз которого «С чистюлей дружить – здоровым быть!») дети самостоятельно или совместно со сверстниками благодаря дидактическим играм усваивают правила здорового образа жизни.
С целью формирования навыков самообслуживания в нашей группе дети проявляют заботу о ближнем, закрепляя навыки сервировки стола. Дошкольники с удовольствием раскладывают посуду, понимая, что в жизни эти умения им обязательно пригодятся. Итоги детской деятельности отражаются в самооценке детей и фиксируются в таблице.
7. «Центр юных патриотов»
создан для формирования представлений дошкольников о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Собран богатый материал:
- по краеведению о малой Родине и стране;
- об истоках русской народной культуры и других народов;
- по социально-нравственному и патриотическому воспитанию;
- художественная литература и методические пособия;
- дидактические игры;
- о событиях Великой Отечественной войны в родном городе и стране.
Очень важно предоставлять детям возможность самостоятельно поделиться знаниями со своими сверстниками, вызывать чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Также в группе имеются и другие центры:
Познавательный центр,
Центр Светофорика,
Музыкальный центр,
Центр любителей природы,
Театральный центр,
Центр сюжетно-ролевых игр,
Центр юных помощников.
Каждый центр как компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставляет каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.
В обстановке, ориентированной на ребёнка, дети:
- делают выбор;
- активно играют;
- используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
- работают все вместе и заботятся друг о друге;
- отвечают за свои поступки.
Накопленные в течение месяца значимые успехи и достижения ребёнка в самостоятельной и совместной деятельности фиксируются в Календаре достижений и стимулируют желание дошкольников к дальнейшей инициативе, расширению интереса к деятельности сверстников.
Предметно-пространственная среда предоставляет каждому ребёнку выбор деятельности по интересам и позволяет обеспечить условия для развития детской активности, самостоятельности, инициативы, творчества и положительной самооценки.